Автор: h***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:06, контрольная работа
Таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
- обеспечение
соблюдения законодательства, контроль
за исполнением которого
- поддержание
в пределах своей компетенции
экономической безопасности и
защита экономических
- осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
- взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей;
- поддержание
разрешительного порядка
- создание
условия для эффективного
Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации10.
Контроль осуществляется в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, и является составной частью этапа таможенного оформления и таможенного контроля (ТО и ТК).
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, таможенный контроль производится в следующих формах:
- проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр;
- таможенный
досмотр (осмотр товаров и
- учет
товаров и транспортных
- устный опрос физических, в том числе должностных, лиц;
- проверка системы учета и отчетности;
- осмотр
территорий и помещений
Таможенный
тариф Российской Федерации –
свод ставок таможенных пошлин (таможенного
тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу Российской
Федерации и
ТН ВЭД определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Целями таможенного тарифа являются:
- рационализация
товарной структуры ввоза
- поддержание
рационального соотношения
- создание
условий для прогрессивных
Таможенный тариф состоит из следующих элементов:
а) таможенных пошлин, их ставок и видов;
б) таможенной стоимости товаров и методов ее определения;
в) тарифных льгот, преференций и привилегий.
Таможенная пошлина – это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Ставка таможенной пошлины – это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.
В зависимости от способа их исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:
- адвалорные;
- специфические;
- комбинированные.
Адвалорные ставки устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара. А ставки, сочетающие в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, называются комбинированными (например, 25% от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг).
Таможенная стоимость товара – это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации. Ее суть, назначение и методика определения рассмотрены в рамках следующей темы.
Тарифные льготы – это льготы, предоставляемые в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлины, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз товаров). Порядок их предоставления определяется Правительством РФ.
Тарифные
преференции – это специальные
преимущества, предоставляемые при
обложении таможенными
Таможенные
привилегии – это преимущества,
предоставляемые определенным физическим
либо должностным лицам при
Государство обладает исключительным суверенным правом, таможенной регалией – облагать платежом товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Наиболее ярко финансово-правовой статус таможенных органов проявляется через институт таможенных платежей.
Таможенные платежи в большинстве стран являются важной статьей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов. В Российской Федерации Бюджетный кодекс в ст. 50 определяет, что пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются налоговыми доходами федерального бюджета.
К таможенным платежам относятся:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог
на добавленную стоимость,
- акциз,
взимаемый при ввозе товаров
на таможенную территорию
- таможенные сборы11.
Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Перечисленные платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Итак,
к таможенным платежам относятся
следующие категории
Часть 1 ст. 8 ТК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Таможенным сбором признается плата за осуществление таможенными органами различных мероприятий. В отличие от налогов они носят возмездный характер и взимаются в связи с оказанием каких-либо определенных услуг.
В настоящее время положениями Таможенного кодекса РФ не определены виды таможенных сборов, а также порядок их исчисления и уплаты. Лишь ст. 87 устанавливает, что за таможенное сопровождение (оно осуществляется должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства при внутреннем таможенном транзите) взимаются сборы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается достаточно редко. Транзитную пошлину почти повсюду ликвидируют международные договоры, однако она может использоваться и как средство экономического давления на сопредельные страны.
Сезонные колебания конъюнктуры на рынке, необходимость проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства и другие обстоятельства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин, что также происходит по решению Правительства РФ. Это решение принимается, как правило, на основании специального расследования, проведенного государственными органами управления.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ таможенные платежи должны быть уплачены в сроки не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия на таможенную территорию РФ либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита товаров, если их декларирование производится не в месте прибытия. Указанный срок уплаты таможенных пошлин, налогов соответствует сроку, установленному п. 1 ст. 129 ТК РФ для подачи таможенной декларации. Однако продление срока подачи таможенной декларации (в соответствии с п. 2 ст. 129 ТК РФ по мотивированному обращению декларанта таможенный орган вправе продлить названный выше общий срок подачи таможенной декларации, если этот срок недостаточен для сбора декларантом необходимых документов и сведений) не влечет изменения срока уплаты таможенных платежей.
Изменение срока уплаты таможенных платежей может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Обязательным условием при этом является обеспечение уплаты таможенных платежей с помощью залога (в том числе денежного), банковской гарантии, поручительства. Главная цель применения таких мер не допустить возможную неуплату и в конечном итоге – перечислить денежные средства в федеральный бюджет.
Таможенный орган не допускает предоставления отсрочки или рассрочки исключительно в двух случаях; при возбуждении в отношении заинтересованного лица уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства, а также при возбуждении процедуры банкротства.