Система таможенного права

Автор: h***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 53.61 Кб (Скачать)

     Надо  отметить, что среди функций, реализуемых  таможенными органами России, значительное количество связано с осуществлением задач таможенного контроля. В  их число входят:

- обеспечение  соблюдения законодательства, контроль  за исполнением которого возложен  на таможенные органы;

- поддержание  в пределах своей компетенции  экономической безопасности и  защита экономических интересов  Российской Федерации; 

- осуществление  в пределах своей компетенции  валютного контроля;

- взимание  таможенных пошлин, налогов и  иных платежей;

- поддержание  разрешительного порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу; 

- создание  условия для эффективного исполнения  таможенных режимов при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу и  при ведении производственной  и иной коммерческой деятельности  на территории Российской Федерации. 

     Таможенный  контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях  обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации10.

     Контроль  осуществляется в отношении товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, и  является составной частью этапа  таможенного оформления и таможенного  контроля (ТО и ТК).

     В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, таможенный контроль производится в следующих формах:

- проверка  документов и сведений, необходимых  для таможенных целей; 

- таможенное  наблюдение;

- таможенный  осмотр;

- таможенный  досмотр (осмотр товаров и транспортных  средств, личный досмотр как  исключительная форма таможенного  контроля);

- учет  товаров и транспортных средств; 

- устный  опрос физических, в том числе  должностных, лиц; 

- проверка  системы учета и отчетности;

- осмотр  территорий и помещений складов  временного хранения, таможенных  складов, свободных складов, свободных  таможенных зон, магазинов беспошлинной  торговли и других мест, где  могут находиться товары и  транспортные средства, подлежащие  таможенному контролю, либо осуществляется  деятельность, контроль за которой  возложен на таможенные органы.

 
    1. Таможенный  тариф
 

     Таможенный  тариф Российской Федерации –  свод ставок таможенных пошлин (таможенного  тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным  в соответствии с товарной номенклатурой  внешне-экономической деятельности (далее ТН ВЭД).

     ТН  ВЭД определяется  Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

     Целями  таможенного тарифа являются:

- рационализация  товарной структуры ввоза иностранных товаров в Российскую Федерацию;

- поддержание  рационального соотношения вывоза  товаров и их ввоза, соотношения валютных доходов и расходов на территории России;

- создание  условий для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров, для защиты экономики России от неблагоприятного воздействия на нее иностранной конкуренции и для обеспечения условий эффективной интеграции страны в мировую экономику.

     Таможенный  тариф состоит из следующих элементов:

а) таможенных пошлин, их ставок и видов;

б) таможенной стоимости товаров и методов ее определения;

в) тарифных льгот, преференций и привилегий.

     Таможенная  пошлина – это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

     Ставка  таможенной пошлины – это указанный  в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.

     В зависимости от способа их исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные;

- специфические;

- комбинированные.

     Адвалорные  ставки устанавливаются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфические ставки исчисляются  в установленном размере за единицу  веса (объема и т.д.) облагаемого товара. А ставки, сочетающие в себе адвалорный и специфический виды таможенного  обложения, называются комбинированными (например, 25% от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг).

     Таможенная  стоимость товара – это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения  им таможенной границы Российской Федерации. Ее суть, назначение и методика определения рассмотрены в рамках следующей темы.

     Тарифные  льготы – это льготы, предоставляемые  в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме  освобождения от уплаты пошлины, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз товаров). Порядок их предоставления определяется Правительством РФ.

     Тарифные  преференции – это специальные  преимущества, предоставляемые при  обложении таможенными пошлинами  всех или нескольких видов товаров  отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран. Устанавливаются они в отношении  товаров либо происходящих из стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли (таможенный союз), либо происходящих из развивающихся  стран (например, Африки и Латинской  Америки).

     Таможенные  привилегии – это преимущества, предоставляемые определенным физическим либо должностным лицам при перемещении  через таможенную границу России товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов. Проявляются они в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин или других подлежащих взысканию таможенных платежей, либо в виде упрощения процедуры  пропуска через таможенную границу  товаров и иных предметов, а в  ряде случаев – в виде полного  освобождения от определенных форм таможенного  контроля.

    1. Таможенные  платежи
 

     Государство обладает исключительным суверенным правом, таможенной регалией – облагать платежом товары, ввозимые в страну или вывозимые  из нее. Наиболее ярко финансово-правовой  статус таможенных органов проявляется через институт таможенных платежей.

     Таможенные  платежи в большинстве стран  являются важной статьей доходной части  бюджета, и их взимание таможенными  органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов. В Российской Федерации Бюджетный  кодекс в ст. 50 определяет, что пошлины, сборы и иные таможенные платежи  являются налоговыми доходами федерального бюджета.

     К таможенным платежам относятся:

- ввозная  таможенная пошлина;

- вывозная  таможенная пошлина;

- налог  на добавленную стоимость, взимаемый  при ввозе товаров на таможенную  территорию Российской Федерации;

- акциз,  взимаемый при ввозе товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации;

- таможенные  сборы11.

     Таможенные  платежи взимаются, если они установлены  в соответствии

с законодательством  Российской Федерации.

     Перечисленные платежи объединяет то, что все  они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

     Итак, к таможенным платежам относятся  следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор. В налоговом  законодательстве приводятся понятия налога и сбора. Понятие же пошлины, в нем отсутствует.

     Часть 1 ст. 8 ТК РФ определяет налог как  обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Таможенным  сбором признается плата за осуществление  таможенными органами различных мероприятий. В отличие от налогов они носят возмездный характер и взимаются в связи с оказанием каких-либо определенных услуг.

     В настоящее время положениями  Таможенного кодекса РФ не определены виды таможенных сборов, а также порядок их исчисления и уплаты. Лишь ст. 87 устанавливает, что за таможенное сопровождение (оно осуществляется должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства при внутреннем таможенном транзите) взимаются сборы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

     По  характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается достаточно редко. Транзитную пошлину почти повсюду ликвидируют международные договоры, однако она может использоваться и как средство экономического давления на сопредельные страны.

     Сезонные  колебания конъюнктуры на рынке, необходимость проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства и другие обстоятельства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин, что также происходит по решению Правительства РФ. Это решение принимается, как правило, на основании специального расследования, проведенного государственными органами управления.

     В соответствии с п. 1 ст. 329 ТК РФ при  ввозе товаров на таможенную территорию РФ таможенные платежи должны быть уплачены в сроки не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенному  органу в месте их прибытия на таможенную территорию РФ либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита товаров, если их декларирование производится не в месте прибытия. Указанный срок уплаты таможенных пошлин, налогов соответствует сроку, установленному п. 1 ст. 129 ТК РФ для подачи таможенной декларации. Однако продление срока подачи таможенной декларации (в соответствии с п. 2 ст. 129 ТК РФ по мотивированному обращению декларанта таможенный орган вправе продлить названный выше общий срок подачи таможенной декларации, если этот срок недостаточен для сбора декларантом необходимых документов и сведений) не влечет изменения срока уплаты таможенных платежей.

     Изменение срока уплаты таможенных платежей может  предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы,  подлежащей уплате,  либо ее  части.  Обязательным условием при этом является обеспечение уплаты таможенных платежей с помощью залога (в том  числе денежного), банковской гарантии, поручительства.  Главная цель применения таких мер не допустить возможную неуплату и в конечном итоге – перечислить денежные средства в федеральный бюджет.

     Таможенный  орган не допускает предоставления отсрочки или рассрочки исключительно  в двух случаях; при возбуждении  в отношении заинтересованного лица уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства, а также при возбуждении процедуры банкротства.

Информация о работе Система таможенного права