Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:13, реферат
В настоящее время российский экспорт имеет строго сырьевую направленность, что ставит страну в зависимость от резких колебаний конъюнктуры мирового рынка. Это существенно снижает роль экспорта как “двигателя” российской экономики в условиях ее спада. Для развития экспортного сектора, в сложившихся условиях, огромное значение имеет создание системы содействия экспорту, а также ведение государством политики защиты российского производителя, которая включает в себя меры тарифного и нетарифного регулирования
Система показателей таможенной статистики внешней торговли
Введение
В настоящее время российский экспорт имеет строго сырьевую направленность, что ставит страну в зависимость от резких колебаний конъюнктуры мирового рынка. Это существенно снижает роль экспорта как “двигателя” российской экономики в условиях ее спада. Для развития экспортного сектора, в сложившихся условиях, огромное значение имеет создание системы содействия экспорту, а также ведение государством политики защиты российского производителя, которая включает в себя меры тарифного и нетарифного регулирования. Однако, в настоящее время идет наращивание объемов экспорта “любой ценой”, которое влечет за собой утечку капитала за рубеж. Как следствие, возникает необходимость строгого учета и анализа экспортных операций, как мера осуществления контроля за возвратом валютной выручки. Такой учет и анализ необходим еще и для выработки правильных управленческих решений в отношении экспортных пошлин. Организация учета внешнеэкономической деятельности возложена на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации. Основные правила и процедуры ведения таможенной статистики РФ, сбор, обработка и публикация данных внешней торговли и порядок их учета осуществляются в соответствии с методологией таможенной статистики внешней торговли РФ. Методология должна обеспечивать международную сопоставимость данных и сопоставимость с данными государственной статистики РФ для облегчения решения разнообразных аналитических задач, к числу которых, в частности, можно отнести разработку общей экономической политики страны, наблюдение за выполнением торговых соглашений, анализ рыночной конъюнктуры и др. Для решения этих задач, а также для исследования явлений и процессов внешней торговли следует, прежде всего, систематизировать цифровые данные, то есть вести статистический мониторинг внешнеторговых операций. А также разработать систему показателей, характеризующих эти операции. Для формирования таможенной статистики внешней торговли используется система показателей статистического мониторинга, основными в которых являются исчисленные в денежном выражении экспорт и импорт. Статистические показатели позволяют проводить различного рода аналитические исследования экспортных операций, для чего таможенными органами могут быть использованы такие статистические методы анализа, как: сводка и группировка; графический метод; индексный метод; факторный анализ; анализ динамики внешней торговли и многие другие.
1. Статистическая методология учета экспортных операций.
Методологической основой таможенной статистики внешней торговли является Приказ ГТК РФ от 24.04.94 г №180. "О методологии таможенной статистики внешней торговли РФ", которым установлены основные правила и процедуры ведения таможенной статистики, базирующиеся на положениях Таможенного кодекса РФ и Закона РФ "О таможенном тарифе". Согласно Таможенному кодексу РФ, используемая при ведении таможенной статистики методология должна обеспечивать международную сопоставимость данных и сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации, поэтому необходим учет особенностей методологии для выявления причин возможной несопоставимости данных взаимной торговли между странами-контрагентами. Главная причина расхождения данных в том, что экспорт в каждой стране регистрируется по своим национальным правилам. В ходе решения этих проблем в 1997 г. Статистической комиссией ООН были представлены обновленные рекомендации по вопросам методологии статистики международной торговли товарами . Статистическое управление ООН отправило документ во все страны мира и предложило им внести необходимые поправки в национальную методологию внешней торговли к 1 января 1999 г . Новые рекомендации сформулированы таким образом, чтобы обеспечить применимость статистики международной торговли товарами для решения разнообразных аналитических задач и для сохранения сравнимости данных. К числу этих задач, в частности, относятся разработка общей экономической политики стран (включая бюджетную, денежную и отраслевую политику), подготовка и ведение торговых переговоров, наблюдение за выполнением торговых соглашений и урегулирование торговых споров, анализ рыночной конъюнктуры импортерами и экспортерами (то, чем занимается таможенная статистика) и др. На сегодняшний день в международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных операций: "специальная" и "общая" . Различие между ними состоит, в основном, в определении момента учета этих операций. В соответствии с рекомендациями ООН учет товаров рекомендуется вести на момент пересечения ими границы экономической территории страны. Экономическая территория определяется как географическая территория страны, находящаяся под управлением ее правительства и включает в себя воздушное пространство, территориальные воды, территориальные анклавы в других странах, а также свободные зоны и таможенные склады. Использование пересечения границы экономической территории страны в качестве одного из важнейших критериев для включения товаров в статистику внешней торговли сближает его с методологией статистики платежного баланса и системы национальных счетов. В большинстве стран статистика внешней торговли базируется на информации, получаемой таможенными службами в ходе обработки таможенных деклараций. Содержащаяся в этих декларациях информация может служить надежной основой статистики внешней торговли при условии, что декларации заполняются в соответствии с международными рекомендациями. Поэтому СМТТ-2 рассматривает таможенные декларации как наиболее удобный и надежный источник данных и в будущем. В тех случаях, когда учет базируется на обработке данных, содержащихся в таможенных декларациях, датой учета рекомендовано считать дату приема таможенной декларации к рассмотрению. Обязательное декларирование участниками ВЭД товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, было введено еще в бытность СССР Постановлением Правительства от 07.03.1989 года как мера государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с 1 апреля 1989 года . С этого момента в таможенные органы представляется заполненный формуляр Грузовой таможенной декларации (далее ГТД) (форма ТД1—ТД2), воспроизводящий так называемый Единый административный документ (ЕАД), используемый для этих же целей в странах ЕС, ЕАСТ и в подавляющем большинстве других стран, являющихся внешнеторговыми партнерами Российской Федерации. При формировании таможенной статистики внешней торговли РФ учет экспортно-импортных операций осуществляется по дате разрешения таможенного органа на выпуск товара через таможенную границу, проставленной на грузовой таможенной декларации . Таким образом, при "общей" системе учета внешней торговли регистрация экспорта и импорта производится в то время, когда товар пересекает государственную границу, а при "специальной" системе учета – когда он пропускается через таможенную границу страны. К тому же при общей системе учета в экспорт включаются все товары, вывозимые с территории страны, в том числе реэкспортированные, а при специальной системе учета в экспорт включаются товары национального происхождения и ранее ввезенные товары, прошедшие таможенную очистку и декларирование для внутреннего потребления. Общий экспорт = экспорт национальных товаров +реэкспорт Страны, применяющие специальную систему учета, обычно не включают в свою статистическую территорию таможенные склады и свободные таможенные зоны. Собранная на такой основе статистика имеет важный недостаток – в нее оказываются включенными отдельные внутренние потоки товаров и исключенными некоторые внешние потоки. Приняв во внимание данное обстоятельство, Статистическая комиссия рекомендовала странам применять общую систему учета, обеспечивающую оптимальный учет товарных потоков внешней торговли. Таможенная статистика Российской Федерации, следуя рекомендациям ООН, ведет учет ввоза и вывоза товаров на основании "общей" системы учета внешней торговли. Таким образом, таможенная статистика внешней торговли РФ в учете внешнеторговых операций стремится к сопоставимости методологии таможенной статистики внешней торговли РФ мировым стандартам. Об этом свидетельствуют как введение обязательного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, так и использование “общей” системы учета внешнеторговых операций.
2. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации.
В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Федеральному собранию Российской Федерации (в Государственную Думу и Совет Федерации), Правительству Российской Федерации и иным органам, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, публикует данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таможенная
Таможенная статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу.
Ведение таможенной статистики — одна из функций таможенных органов.
В настоящее время сбор,
обработка и передача данных об экспортно-импортных
операциях осуществляется по четырехзвенной
системе: таможенные посты, таможни, региональные
таможенные управления, ГТК и его
Главный научно-информационный вычислительный
центр (ГНИВЦ). При ведении таможенной
статистики используется методология,
обеспечивающая международную сопоставимость
с данными государственной
В настоящее время статистика внешнеэкономических связей ведется в соответствии с “Методологией таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации” (далее — Методология), утвержденной приказом ГТК от 28 апреля 1994 г. № 180 (с изм. от 18 августа 1994 г.). Методология подготовлена на базе Государственной программы с учетом соответствующих нормативных документов статистических подразделений ООН и Европейского союза. Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли.
Таможенная статистика предназначена для решения следующих задач:
— обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте России;
— анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;
— информационное обеспечение: подготовки актов законодательства Российской Федерации в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли; подготовки межгосударственных торговых переговоров и оперативно — коммерческой работы; высших органов государственной власти при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли, а также федеральных органов исполнительной власти — при принятии ими решений в соответствии со своими функциями и компетенцией;
— анализ конъюнктуры российского рынка;
— контроль за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет;
— осуществление валютного контроля;
— составление торгового и отдельных статей платежного балансов.
Исходными данными при
формировании таможенной статистики внешней
торговли являются сведения, содержащиеся
в грузовых таможенных декларациях,
заполняемых декларантами при таможенном
оформлении товаров. Учет товаров, перемещаемых
трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты,
газ, вода и др.) и по линиям электропередачи,
осуществляется (в соответствии с
особенностями их декларирования) по
партиям товаров, поставленным в
соответствии с документами, подтверждающими
приемку товаров на пограничных
пунктах трубопроводов или
Объектом учета
С помощью таможенной статистики внешней торговли государства ведется учет ввоза и вывоза товаров на основании “общей” системы учета внешней торговли, при которой учитываются все товары, поступающие в пределы статистической территории государства или покидающие эти пределы. При этом границей статистической территории государства выступает его государственная граница.
При “общей” системе учета таможенной статистикой учитываются следующие категории товаров. Импорт Российской Федерации:
— товары, ввозимые для свободного обращения;
— реимпортируемые товары;
— товары, ввозимые для переработки на таможенной территории;
— товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории;
— товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем;
— товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;
— товары, ввозимые на государственную территорию Российской Федерации в свободные таможенные зоны и на свободные склады;
— ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;
— иностранные товары, ввозимые в магазины беспошлинной торговли;
— товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и более.
Экспорт Российской Федерации:
— товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта;
— ввезенные в страну товары, выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые за границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;
— товары, вывозимые после переработки на таможенной территории;
— товары, вывозимые после переработки под таможенным контролем;
— товары, вывозимые с территории Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;
— товары, вывозимые за границу Российской Федерации из свободных таможенных зон и со свободных складов;
— иностранные и российские товары, вывозимые за границу Российской Федерации из магазинов беспошлинной торговли;
— товары, временно вывозимые для аренды сроком на один год и более.
При “общей” системе учета таможенной статистикой не учитываются категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:
— товары, перемещаемые транзитом через территорию государства;
Информация о работе Система показателей таможенной статистики внешней торговли