Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа
В настоящее время штриховые коды широко используются не только при производстве и в торговле товарами, но и во многих отраслях промышленного производства для идентификации заготовок, изделий, упаковок, обозначения мест хранения, в таможенной практике, в почтовых ведомствах, транспорте и пр.
Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Основные понятия, виды и классификация штрихового кодирования в таможенной логистике…………………………………………...……………..5 1.1. Понятие штрихового кодирования.................................................................5
1.2. Классификация штриховых кодов в таможенной логистике.....................10 Глава 2. Технология штрихового кодирования в таможенной логистике..….13
2.1. Способы и правила кодирования информации...........................................13
2.2. Структура штрихового кода EAN-13 применяемого в таможенной логистике................................................................................................................15
2.3. Оборудование для штрихового кодирования..............................................18 Глава 3. Области применения штрихового кодирования в таможенной логистике…………………………………………………………………………20
3.1. Практика применения штрихового кодирования в таможенной логистике................................................................................................................20
3.2. Эффективность применения штрихового кодирования в таможенной логистике................................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................32
Список использованной литературы...................................................................35
- организовать рациональный учёт товара по группам;
- организовать рациональное хранение товаров, исходя из их общих свойств.
Классификация происходит от слова «классифицировать», то есть разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, могут быть как взаимозависимыми, так и независимыми.
Совокупность приёмов разделения множества объектов, подход к их разделению на подмножества, называют методом классификации.[10]
Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.
Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов (товаров) на подчинённые классификационные подмножества (группировки).
Иерархический метод классификации имеет несколько ступеней классификации, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов.
Ступень классификации – это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.
Количество ступеней классификации, то есть количество использованных признаков, определяют глубину классификации.
Разделение множества объектов на подмножества только по одному признаку называется группировкой, которая применяется для выделения ассортиментных групп.
Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) – фасеты. Фасетный метод классификации позволяет получить систему отдельных (не подчинённых друг другу) группировок. Фасетный метод классификации отличается большой гибкостью и удобством использования, позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров несколькими фасетами, представляющими интерес в данном случае.
Каждый метод классификации наряду с достоинствами имеет недостатки. Так, к недостаткам иерархического метода можно отнести его чрезмерную громоздкость, высокие затраты, иногда не обоснованные, трудность применения. Недостаток фасетного метода – невозможность выделения общности и различия между объектами в разных классификационных группировках.
Существуют правила классификации, которые предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. Так, правила иерархического метода классификации следующие:[11]
- деление множества следует начинать с наиболее общих признаков;
- на каждой ступени классификации можно использовать только один признак, который имеет принципиальное значение для этого этапа;
- разделение объектов должно осуществляться последовательно: от большего к меньшему, от общего к частному;
Правила классификации, разработанные в иерархическом методе, справедливы и для фасетного метода. Рассмотренные иерархический и фасетный методы классификации могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно.
В зависимости от цели, которую преследуют при классификации, они подразделяются на следующие классификации:
- учебные;
- отраслевые;
- экономико-статистические;
Виды классификации разрабатываются для решения задач планирования и учета выпускаемой продукции, облегчения управления народным хозяйством на различных уровнях управления.
Глава 2. Технология штрихового кодирования в таможенной логистике.
2.1. Способы и правила кодирования информации.
Кодирование – это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации, а также классификационным группировкам.
Код – это знак или совокупность знаков, используемых для обозначения объекта классификации и классификационной группировки.
Цель кодирования – систематизация объектов путем их идентификации и присвоения условного обозначения (кода) по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Значимость кодирования возросла в последние десятилетия в связи с внедрением ЭВМ. Кодирование облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.
Код должен иметь определенную структуру построения.
Структура кода состоит из следующих элементов:
- алфавит кода – это система знаков, принятых для образования кода; наиболее часто используется цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода;
- основание кода – это число знаков в алфавите кода;
- разряд кода – это позиция знака в коде;
- длина кода – характеризуется числом знаков в коде без учета пробелов.[12]
При кодировании продукции предпочитают код десятиразрядный цифровой. Применяемый в ОПК код удобен для машинной обработки информации.
Для образования кода применяют регистрационную и классификационную системы. Регистрационной кодирование осуществляется порядковым номером с последовательной порядковой регистрацией объектов классификации. Кодовое обозначение в этом случае представляет собой числа натурального ряда.
Классификационная система кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов. По этой системе кодирования каждый знак кода обозначает классификационную группировку. При этом используются последовательный и параллельный методы кодирования соответственно методам классификации объектов.
Последовательный метод кодирования применяют для объектов, разделенных по иерархическому методу. При этом в кодовом обозначении последовательно указываются признаки классификации. Кодовое обозначение нижестоящей группировки образуется добавлением соответствующего количества разрядов (знаков) к кодовому обозначению вышестоящей группировки.
По этому признаку образуются коды ОКП.[13]
Ниже приводится пример образования кода последовательным методом кодирования по классификационной части ОКП (К-ОКП).
35 – продукция кабельная
35 8 – кабели, провода, шнуры межотраслевого и отраслевого назначения.
35 82 – провода монтажные
35 82 1 – с медной жилой
35 82 12 – с поливинилхлоридной изоляцией
Параллельный метод кодирования применяется при использовании фасетного метода классификации объектов. Примером может служить деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП (А-ОКП).
2.2. Структура штрихового кода EAN-13 применяемого в таможенной логистике.
На сегодняшний день существует более пятидесяти систем штрихового кодирования. К наиболее популярным относятся: EAN/UPC, Code39, Код «2 из 5» (Interleaved 2-of-5) и Codabar. В нашей стране и в Европе наибольшее распространение получил штрихкод EAN-13, т.е. 13-разрядный.[14] Есть также и 8-разрядный. Эти цифровые коды представляют собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. При этом самый узкий штрих или пробел принимается за единицу толщины – модуль.
Другие штрихи и пробелы составляют два и три модуля, то есть две или три толщины самого узкого штриха или пробела. Каждая цифра кода EAN представляет собой сочетание (комбинацию) двух штрихов и двух пробелов.
Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно. Ряду стран выделены диапазоны кодов, а некоторым странам предоставлена возможность дополнять 2-разрядный код третьим разрядом.
Например, код, выданный бывшему СССР – 46, может быть детализирован на третьем разряде в диапазоне 460-469. Поэтому предприятия-изготовители из стран СНГ могут использовать только четыре разряда вместо пяти.
В настоящее время уже несколько сотен предприятий России различных отраслей – легкой промышленности, пищевой, электротехнической, предприятия машиностроения и приборостроения и др. – являются пользователями кода EAN. Правительством России принята государственная программа внедрения штрихового кодирования в торговле, балансовом деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах.
Первые 3 (в общем случае) цифры называются префиксом EAN и присваиваются EAN International. Ими обозначаются Национальные организации.
Национальные организации товарной нумерации EAN, являясь официальными представителями EAN International, уполномочены использовать систему EAN на национальном или региональном уровнях. В отдельно взятой стране может существовать только один представитель EAN International.
Ассоциация Автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, как член EAN International, является единственной организацией товарной нумерации – представителем EAN International на территории России. Поэтому другие организации, обещающие помощь в получении штриховых кодов, являются, в лучшем случае, посредниками.
Префикс 460 в коде EAN-13 присвоен ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Префикс всегда является ссылкой на национальную организацию. Так, префикс 460 означает, что предприятие зарегистрировано в ЮНИСKAH/EAN РОССИЯ, а вовсе не то, что предприятие находится на территории России (хотя, в большинстве случаев, это так).
Следующие 9 цифр содержат номер предприятия, зарегистрированного внутри национальной организации, и номер товара. Структура 9 знаков, приходящихся на номер предприятия и номер товара, определяется непосредственно национальной организацией, например: 5 – предприятие, 4 – товар, 6 – предприятие, 3 – товар, 7 – предприятие, 2 - товар и др. В настоящее время ЮНИСКАН/ЕAN РОССИЯ определила следующую структуру: 6 цифр – номер предприятия, 3 цифры – номер товара. Последняя, 13-я цифра, называется контрольным числом.
Что касается префикса, то здесь все понятно. Любое предприятие, зарегистрированное на территории России, будет иметь штриховой код, начинающийся с цифр 460. Предприятие имеет право определить, в Национальную организацию какой страны ему следует вступать. Одно и то же предприятие может вступить одновременно в несколько Национальных организаций, руководствуясь при этом соображениями бизнеса, требованиями торговых партнеров или законами той или иной страны. Правда, если предприятие не является членом Национальной организации своей страны, то, скорее всего, его не примут в члены и в другой стране, пока оно не вступит в свою Национальную организацию.
Следующие шесть цифр отведены под регистрационный номер предприятия. Этот номер, полученный предприятием в Национальной организации, является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером. Регистрационный номер состоит из префикса Национальной организации, присвоенного EAN International, и номера предприятия внутри Национальной организации. EAN International следит за тем, чтобы только у одной Национальной организации был бы префикс, например, 460. В свою очередь, Национальная организация следит, чтобы никому в ее рамках не было присвоено двух одинаковых номеров.
Группа из трех цифр, следующая за регистрационным номером, – номер продукции внутри предприятия. И здесь мы подходим к определению двух основных принципов системы EAN – уникальности и незначимости. Действительно, исходя из вышесказанного, номер уже уникален. Однако осталась часть кода, отвечающая за номер продукции. И здесь необходимо пояснить следующее.
Сам по себе штриховой код EAN ничего не обозначает. Система EAN – неклассификационная и незначащая! Это нумерационная система. Сам штриховой код – это только машиночитаемое представление цифр, написанных под ним. Номер штрихового кода служит только ключом к информации, хранящейся в базе данных в компьютере. В самом номере нет ни наименования предприятия, ни вида товара, ни страны производства – вообще ничего. Номер продукции – всего лишь произвольный набор цифр, присвоенный тому или иному изделию. В большинстве случаев здесь используется порядковая нумерация. Новый товар – новый номер. Новый вариант старого изделия – новый номер. Новая упаковка – новый номер.
Любые изменения в изделии влекут за собой изменение номера продукции.
Последняя цифра кода – контрольное число. Оно предназначено для проверки правильности считывания кода EAN сканирующим устройством. Прочитав графическое изображение штрихового кода с помощью сканера и преобразовав его в цифровой код, компьютер по специальному алгоритму вычисляет контрольное число и сравнивает его с числом, считанным из графического изображения. Совпадение считанного и вычисленного контрольных чисел означает правильное считывание штрихового кода. В этом случае на сканере появляется соответствующий световой звуковой сигнал. Если качество кода недостаточно высоко, то одна или несколько цифр кода могут быть искажены при считывании. В этом случае сканер не даст сигнала о правильном считывании. В случае каких-либо ошибок при построении штрихового кода, или если кто-то произвольно скомбинировал свой код из 13 цифр, или если контрольный разряд имеет произвольное значение, то этот штриховой код сканером считываться не будет.
2.3. Оборудование для штрихового кодирования.
Конкурентоспособность и рентабельность бизнеса все больше зависит от оперативной передачи данных о бизнес-процессах. По-настоящему эффективного управления можно достичь там, где применяются современные информационные технологии и организован замкнутый цикл передачи данных по информационным каналам. Оборудование для штрихового кодирования поможет обеспечить максимально быструю идентификацию товара и передачу данных в учетные программы.
Сканеры штрихкода. Сканер штрихкода – это устройство, которое позволяет считывать информацию со штрихкода и передавать ее в компьютер, POS-терминал или ККМ. Сканер штрихкода предназначен для чтения штрихкодов с различных поверхностей.
Информация о работе Штриховое кодирование: понятие и применение в таможенной логистике