Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать назначение и функции таможенного дела в развитии экономики Южного региона, анализ деятельности.
В связи с поставленной целью, в работе выдвигаются следующие задачи:
дать понятие таможенного дела и таможенного механизма;
определить сущность таможенной политики государства, как основы таможенного дела;
выявить роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности страны;
показать инструменты, с помощью которых таможенные структуры способны регулировать ряд внутренних и внешних экономических проблем, стоящих перед регионом;
осветить современное состояние таможенной службы в деле решения стоящих перед ней экономических задач;
выявить современные проблемы и определить перспективы развития таможенного дела в ЮФО.
Введение
Одним из наиболее важных элементов системы государственного управления внешнеполитическими связями является таможенная структура, и в первую очередь - таможенно-тарифный механизм, без которого невозможно наладить здоровую экономическую политику в государстве.
Таможенное дело - это порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление таможенного контроля.
Таможенное дело составляют таможенная политика государств, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Таможенное
дело относится к ведению высших
органов законодательной и
В современный период, в условиях развития рыночных отношений в России, восстановления функций таможенного дела, как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает роль таможенных органов, их место в государственном устройстве.
Поиски путей более рациональной организации таможенного контроля требуют научного предвидения и прогнозирования, разработки теории таможенного дела. Государства стремятся к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела.
В этой связи возрастает научный и практический интерес к познанию роли и функций таможенных органов, их места в государственном устройстве. Этим обусловлена актуальность данной темы курсовой работы.
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать назначение и функции таможенного дела в развитии экономики Южного региона, анализ деятельности.
В связи с поставленной целью, в работе выдвигаются следующие задачи:
Объектом исследования является механизм таможенного дела в ЮФО.
Предметом исследования в работе является ролевая деятельность таможенных органов региона в деле осуществления вклада в развитие экономики.
В работе были использованы теоретические материалы, взятые из учебников и учебных пособий по разрабатываемой теме, статистические данные из виртуальных источников и сайтов всемирной сети "Интернет", а также были использованы высказывания и мнения высокопоставленных чиновников нашего государства по теме перспектив развития таможенного дела в РФ.
Раздел 1. Теоретические основы таможенного дела как регулятора внешнеэкономической деятельности государства
1.1 Понятие, сущность и цели таможенного дела
Термин "таможенное дело" (таможенная деятельность) происходит от слова "тамга" (тюрск. - монг), которое употреблялось в России в XIII - XV вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова "тамга" в дальнейшем образовался глагол "тамжить", т.е. облагать товар пошлиной. [1, с.17]
В современном понимании "таможенное дело" - это сложное комплексное понятие, непосредственно связанное с внешней и внутренней политикой российского государства. В рамках государственной политики государственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению многочисленных интересов и потребностей.
В нормативных
правовых актах содержались различные
определения понятия
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Одной из главных целей таможенной политики является стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не только таможенная политика, но и средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др. [2, с.48]
Из самого словосочетания "таможенное дело" следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность. [1, с.18]
В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило, компетенцию федеральной власти. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.
Отнесение
таможенного дела к ведению федеральных
органов государственной власти
гарантируется также и
Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:
Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
Таможенные режимы;
Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
Таможенное оформление;
Таможенный контроль;
Предоставление таможенных льгот;
Ведение
таможенной статистики и Товарной номенклатуры
внешнеэкономической
Правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов - за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение и других платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. [3, с.34]
Таможенный кодекс определяет общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.
Очевидная "внешняя" направленность таможенного дела выражается в том, что Таможенный кодекс допускает в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. [4, с.22]
В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно - правовых терминов, таких как, например, "таможенная территория", "таможенная граница", "таможенный режим", "декларант", "таможенная пошлина" и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как "товары" и "транспортные средства", в таможенном законодательстве имеют свое специфическое толкование. [3, с.36]
Интеграционный процесс сегодня идет практически на всех странах и континентах и охватывает. В этот процесс включатся различные по уровню своего политического и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение.
Специфика
внутригосударственного таможенного
регулирования проявляется
Итак, таможенное дело в современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
1.2 Таможенная
политика как основа
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная политика - это органичная составная часть внутренней и внешней политики Российской Федерации. [5, с.112]
Исторически таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность ее выражается в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны. По своему содержанию она представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта). Основным средством осуществления таможенной политики являются: установление таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов. Совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования в целом образуют механизм таможенной политики государства. [1, с. 203]
В Российской Федерации цели таможенной политики определяются Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими источниками таможенного права. Таможенные органы Российской Федерации участвуют в формировании таможенной политики и реализуют эту политику.
Основные цели таможенной политики:
Информация о работе Роль таможенных органов в развитии южного региона