Роль таможенного тарифа в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение таможенного тарифа в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также нормативно-правовых основ таможенного регулирования в Беларуси и Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана.
Основными задачами исследования являются получение дополнительных систематизированных знаний по данной проблеме и всестороннее изучение предмета исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 8
1.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 10
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ В МЕХАНИЗМЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.2 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
ГЛАВА 3. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ, БЕЛАРУСИ И КАЗАХСТАНА 25
3.1 ПЛЮСЫ И МИНУСЫ В СОЗДАНИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 25
3.2 ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ: АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Переделанная Моя курсовая.docx

— 71.83 Кб (Скачать)

При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих  их экономическое значение и применение.

Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного  обложения пошлинами импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами. Например, в Швеции и Швейцарии они в среднем составляют 4 и 3 % соответственно, а в Венгрии — 16%, Югославии — 11 %.

Во-вторых, структура таможенного  тарифа у основного большинства  стран построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста  степени обработки товара. Сырье  обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты  устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия  — наиболее высокие. Так, в США  и Японии средний уровень таможенных пошлин на готовые изделия составляет 5-6 %, а на сырье — менее 1 %.

В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок  с различными ставками пошлин, предназначенных  для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с  двумя колонками пошлин: одна —  с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая — со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин. Например, таможенный тариф Японии имеет четыре колонки — с автономными и конвенциональными пошлинами, а также с преференциальными — для развивающихся государств и с сезонными пошлинами [7].

Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров любой страны при его взаимосвязи с мировым рынком [6].

 

2.3 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

 

 Таможенное регулирование  в Республике Беларусь осуществлялось на основании Таможенного Кодекса РБ и Закона РБ "О таможенном тарифе". Также могли приниматься иные акты законодательства Республики Беларусь, которые не противоречили Таможенному Кодексу.

Главным инструментом в руках государства  при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Одним из основных элементов проводимой в  стране экономической реформы, предусматривающей  переход от административных методов  управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифные меры — совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа [8].

Таможенный  тариф Республики Беларусь представлял собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РБ, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь [9, ст.2].

 Таможенная  пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза а вывоза.

 

Порядок формирования и применения таможенного тарифа РБ был установлен Законом РБ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определялись основные цели таможенного тарифа РБ:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РБ;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РБ;

- защита экономики РБ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику; [9, ст.1]

Ставки таможенных пошлин являлись едиными и не подлежали изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РБ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ставки  ввозных таможенных пошлин устанавливались Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не было установлено Президентом РБ.

В отношении  товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривали режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых была не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличивались вдвое, за исключением случаев предоставления РБ тарифных льгот (тарифных преференций) [9, ст. 3].

В Республике Беларусь применялись следующие виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения [9, ст.4].

В целях  защиты экономических интересов РБ к ввозимым товарам могли временно применяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные, компенсационные [9, ст.7].

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию РБ товаров по цене более низкой, чем  их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным  производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РБ [9, ст.9].

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РБ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным  производителям подобных или непосредственно  конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы республики, со стороны других государств или их союзов [9, ст.8].

Компенсационные пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию РБ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РБ [9, ст.10].

Применению  особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством  РБ по инициативе органов государственного управления РБ. Решения в ходе расследования  должны основываться на количественно  определяемых данных. Ставки соответствующих  пошлин устанавливаются Советом Министров РБ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием занижения цены, субсидий и выявленного ущерба [9, ст.11].

Говоря  об импортных пошлинах, следует иметь  в виду, что все страны защищают национальное производство с помощью  таможенного обложения импортных  товаров. Таможенные пошлины формируются  на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее  развитых и развивающихся - при высоких  национальных издержках - таможенные пошлины  на импортные товары достаточно высоки [8].

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

 

 

ГЛАВА 3. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ, БЕЛАРУСИ И КАЗАХСТАНА.

 

3.1 ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.

 

Страны  Таможенного союза – Беларусь, Казахстан, Россия – с 1 июля 2010 года вступили в новый этап интеграции – создали единую таможенную территорию. Вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Пройден первый этап формирования Таможенного союза, который начался с 1 января 2010 года. Как говорится, если дальше все пойдет хорошо, то к 1 января 2012 года будет создано  Единое экономическое пространство (ЕЭП) без изъятий и ограничений.

Таможенный  союз задумывался тремя странами – членами ЕврАзЭС как объединение, в котором отменяются все таможенные пошлины по отношению друг к другу. Между странами – членами союза  не будет внутренних границ, что  упростит работу бизнеса, передвижение товаров и капитала. Создание Таможенного союза позволит Беларуси, Казахстану и России выйти к 2015 году на прирост ВВП в 15%. Создается огромный рынок, совокупный объем запасов нефти которого составляет 90 млрд. баррелей. Общий объем ВВП – $2 трлн., совокупный товарооборот – $900 млрд., объем сельхозпродукции – $112 млрд.

Таможенный  союз открывает перед странами дополнительные огромные перспективы. Это активизирует создание совместных производственных коопераций. Беларусь, Казахстан и  Россия смогут свободно торговать между  собой, будут созданы новые рабочие  места, повысится конкуренция на рынках стран. Можно более эффективно использовать транзитный потенциал. Предприятия  получат лучшие условия для выхода на международные рынки.

Пока  все это в планах, и каждый шаг  к такой перспективе дается очень  непросто. Более того, и сейчас еще  сложно сказать определенно, в каких  условиях могут оказаться страны-участники, какие плюсы и минусы они получат, что в каждой из стран изменится, что останется прежним.

По сути, прошедшее время с 1 января, которое Беларусь прожила в условиях Таможенного союза, мало чем отличалось от прежних времен. Хотя формально союз заработал. Принят пакет документов, определяющий единое тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности. Начал действовать Единый таможенный тариф, который предусматривает одинаковые для трех стран ставки ввозных таможенных пошлин. Введена Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Международными договорами государств-участников Таможенного  союза  урегулирован  целый  ряд  норм,  в  том  числе  вопросы  определения, декларирования и контроля таможенной стоимости, определения  страны происхождения, предоставления льгот и преференций, взимания косвенных  налогов и многие другие основополагающие вопросы таможенного дела [10].

 

 

 

3.2 ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ.

 

В соответствии с Соглашением  о едином таможенно-тарифном регулировании, подписанным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в Москве 25 января 2008 г. (далее  — Соглашение от 25 января 2008 г.), понятие  «единый таможенный тариф таможенного  союза» (далее — ЕТТ) означает свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее — ТНВЭД ТС).

ЕТТ является инструментом торговой политики таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и  Российской Федерации.

Основными целями ЕТТ являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию таможенного союза;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории таможенного союза;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;
  • защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

В ЕТТ применяются следующие  виды ставок ввозных таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба указанных вида.

Ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу таможенного союза, видов  сделок и иных обстоятельств, за исключением  случаев, предусмотренных соглашением  от 25 января 2008 г.

Для оперативного регулирования ввоза  товаров на единую таможенную территорию таможенного союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин ЕТТ.

Полномочия по ведению ЕТТ предоставлены  комиссии таможенного союза (далее — Комиссия), которая осуществляет ведение ТН ВЭД ТС, устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин (включая сезонные), вводит тарифные квоты, устанавливает порядок их распределения и др.

Комиссия - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза, учрежденный  в соответствии с договором о  Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г.

Информация о работе Роль таможенного тарифа в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности