Роль нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: определение важности применения нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи:
1 изучить сущность государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь;
2 проанализировать импортную деятельность Республике Беларусь;
3 предложить рекомендации по использованию тарифных и нетарифных методов государственного регулирования импорта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….4
1.Сущность и методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь,
нетарифные методы внешнеэкономической деятельности ………..………....….6
2 Анализ внешней торговли Республики Беларусью……………………………19
3 Рекомендации по использованию тарифных и нетарифных
методов государственного регулирования импорта……………………….….…25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемых источников…………………………………….……..…...29
Приложение А Нетарифные меры регулирования в Республике Беларусь……30
Приложение Б Структура внешней торговли товарами по видам
экономической деятельности (по основному виду
деятельности экспортера либо импортера) за
январь-май 2012 год, % к итогу……………………..………..….31
Приложение В Данные об импорте основных видов товаров Республики
Беларусь в натуральном выражении и их средних ценах…...…32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ВЭД 26.09.doc

— 2.46 Мб (Скачать)
  • выполнения международных обязательств;
  • защиты отечественных производителей;
  • предотвращение вывоза остродефицитных сырьевых товаров;
  • сокращения дефицита платежного баланса;
  • обеспечения экологической безопасности.

Применение  мер неэкономического характера  связано непосредственно с перемещением товаров через таможенную границу РБ [8, с. 228-239].

Таким образом, из перечисленных мер наиболее существенное влияние на мировую торгово-промышленную деятельность оказывают антидемпинговые пошлины, которые представляют собой временный сбор в размере маржи между ценами сбыта продукта на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе бросового экспорта.

 

 

  1. Анализ внешней торговли Республики Беларусь

 

Государственное регулирование ВЭД осуществляется президентом, национальным собранием, правительством и иными государственными органами. В отношении внешней торговли с конкретным государством (группой государств) президент может принять решение о применении любых методов государственного регулирования импортной деятельности. Президент может устанавливать ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Беларусь в любом виде, если необходимо:

- сократить производство или продажу аналогичного товара;

- устранить на рынке временный излишек аналогичного товара, путем предоставления собственником или уполномоченным лицом имеющегося излишка такого товара некоторым группам белорусских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

- ограничить производство продуктов животного происхождения, зависящее от импортируемого в Беларусь товара, если производство в Беларуси аналогичного товара является относительно незначительным.

Право на осуществление импорта отдельных видов товара может ограничиваться путем закрепления за государством исключительного права на осуществление импорта отдельных видов товаров.

Импорт отдельных видов товаров может осуществляться только на основании лицензий. Лицензирование импортной деятельности отдельными видами товаров устанавливается в случае введения временных количественных ограничений импорта отдельных видов товаров.

При осуществлении импортной деятельности могут применяться меры по ограничению импорта товаров посредством введения антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер.

Ввоз товаров в Беларусь допускается только при условии их соответствия техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям.

Исходя из национальных интересов, в понимании действующей власти, могут вводиться меры, затрагивающие импортную деятельность, если эти меры:

- необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

- необходимы для охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды;

- относятся к импорту золота или серебра;

- необходимы для обеспечения охраны окружающей среды.

В целях защиты поддержания равновесия платежного баланса президент может принять решение о введении мер ограничения импорта товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности. Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо остановить серьезное сокращение золотовалютных резервов Беларуси или достигнуть разумного темпа увеличения золотовалютных резервов, если золотовалютные резервы незначительны. Решение о введении мер ограничения внешней импортной деятельности принимается президентом. Президент может ввести ограничения импортной деятельности в случае, если иностранное государство:

- не выполняет обязательств, принятых по международным договорам, в отношении Беларуси;

- предпринимает меры, нарушающие экономические интересы Беларуси, в том числе меры, которые необоснованно закрывают Беларуси доступ на рынок иностранного государства;

- не предоставляет жителям Беларуси адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом, в частности защиту от монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- не предпринимает действий для борьбы с противоправным поведением своих граждан на территории Беларуси.

В 2011 году импорт товаров и услуг на душу населения в Беларуси составил 5100 долларов, что более чем на 200 долларов больше экспорта. Общий объем импорта товаров составил 45,75 млрд долларов (4840 доларов на душу населения), что на 31,1 % больше, чем в 2010 г.  Тогда импорт на душу населения был 3670 долларов [9, с. 5].

Импорт нефти и нефтепродуктов является аксиомой белорусской внешней торговли. В 2011 г. Страной было импортирово 20,4 млн тонн нефти, что в физическом объеме на 38,5 % больше, чем в 2010 г. [9, с. 12]. За нее Беларусь заплатила 9,39 млрд долларов на 38,4 % больше. В 2011 г. средняя цена тонны нефти составила 459 долларов, в то время как в 2010 г. была 460 долларов [10].

Непонятный эксперимент с покупкой 974 тыс. тонн азербайджанской нефти на 816,5 млн. долларов (по 838 доллара за тонну)  и 1315 тыс. тонн венесуэльской на 1,13млрд долларов (по 857 доллара за тонну) [11] закончился вопиющим изъятием из экономики дефицитной валюты на сумму более 1млрд долларов.

Эксперимент по замещению импорта российской нефти  можно признать самым неудачным  и дорогостоящим за всю историю  Беларуси. Если бы белорусские власти не экспериментировали с Азербайджаном и Венесуэлой, а купили бы такой же объем нефти у российских компаний, то страна бы сэкономили более одного миллиарда долларов. К сожалению, эксперимент по диверсификации поставок нефти на белорусские НПЗ пока не получил оценки ни КГК, ни президента.

Правительство Беларуси особенно чувствительно к  импорту готовых пищевых продуктов. Оно ежегодно вкладывает миллиарды  долларов в сельскохозяйственное производство, чтобы отучить белорусов от зарубежных готовых продуктов питания, а мы все равно упорно импортируем гораздо больше, чем, экспортируем. Глубокая девальвация, высокая инфляция, резкое снижение покупательной способности – все это привело к снижению дефицита торгового баланса по статье «готовые пищевые продукты», но только на 47млн. долларов, с 847 млн. долларов в 2010 г. до 800 млн долларов в 2011 г. Несмотря на хороший урожай, в 2011 г. Беларусь купила за рубежом зерновых культур больше, чем в 2010 г.

Экспорт мясомолочных товаров компенсировал импорт готовых  продуктов питания. В 2011 году положительное сальдо по статье «продукты животного происхождения» составили рекордную сумму 2223 млн. долларов, что на 473 млн. долларов больше, чем в 2010 г.

Объем внешней  торговли товарами за январь-май 2012 г. составил 40569,9 млн. долларов, в том числе экспорт – 21041,8 млн. долларов, импорт – 19528,1 млн. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-маем 2011 г. из расчета в текущих ценах увеличился на 36,5%, или

на 5629,6 млн. долларов, импорта – на 4,4%, или на 815,2 млн. долларов.

В январе-мае 2012 г. сформировалось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 1513,7 млн. долларов. В январе-мае 2011 г. сальдо внешней торговли имело отрицательное значение и его величина составляла 3300,7 млн. долларов [12,  с. 2].

 

 

                               

 

Рисунок 1 - Динамика экспорта и импорта товаров  в % соответствующему периоду предыдущего года

Примечание  – Источник: [12,  с. 4]

 

Данные о  распределении объемов внешней  торговли товарами по видам

экономической деятельности (по основному виду деятельности экспортера либо импортера) за январь-май 2012 г. представлены в приложении Б.

В январе-мае 2012 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных  операций со 183 странами мира. Товары поставлялись на рынки 141 государства, импортировалась  продукция из 166 стран.

 

Таблица 1 -  Объемы экспорта и импорта товаров по группировкам стран

 

 

Примечание  – Источник: [12, с. 17]

 

Основными торговыми  партнерами республики в январе-мае 2012 г.

являлись: Россия – 46,9% от всего объема товарооборота, Нидерланды – 12,3%,

Украина – 7,1%, Латвия – 5,4%, Германия – 4,1%, Китай – 2,4%, Польша –2,2%,

Италия и Литва – по 1,7%, Бразилия – 1,1%.

Объемы экспорта и импорта  Беларуси по странам приведены в  таблице 2.

 

 

Таблица 2 - Объемы экспорта и импорта Беларуси по странам

 

Примечание  – Источник: [12, с. 19]

 

По импорту  существенно возросли закупки в  натуральном выражении нефтепродуктов (в 3,6 раза), зерновых культур (в 3 раза), грузовых автомобилей

(в 1,9 раза), электроэнергии (на 44%), двигателей внутреннего сгорания (на 27,1%), каучука синтетического (на 26,9%), нефти сырой (на 23,1%).

В январе-мае 2012 г. по сравнению с январем-маем 2011 г. наиболее существенное повышение средних цен импорта отмечено на легковые автомобили (на 40,6%), электрические двигатели и генераторы (на 36,3%), аппаратуру связи (на 23,2%), углеводороды циклические (на 12,3%).

Данные об импорте основных видов товаров Республики Беларусь в

натуральном выражении  и их средних ценах представлены в приложении В.

Таким образом, несмотря на внешне удовлетворительное состояние внешнеэкономических связей Республики Беларусь, ряд моментов вызывает серьезную озабоченность и требует оперативного принятия адекватных мер. Первоочередные из них должны быть связаны с тем, что:

-  Беларуси  так и не удалось осуществить  прорыв на рынки вне ЕС и  России. Уровень экономического  сотрудничества со странами Азии, Латинской Америки и Африки остается крайне низким;

-  незначительно  использован потенциал сотрудничества  с Китаем - стратегическим партнером  нашей страны, несмотря на исключительно  высокий уровень политических  отношений и доверия между  двумя государствами;

-  значительная  доля белорусского экспорта в  европейские страны приходится  на нефтепродукты (производство  которых зависит от поставок  российской нефти) и калийные  удобрения (сырьевой товар). Основным  потребителем продукции других  отраслей промышленности (в том числе машиностроения и химической) остается Россия. В данном направлении кардинального снижения зависимости от данного рынка сбыта не произошло;

-  конкурентоспособность  белорусской продукции на внешних  рынках остается низкой;

-  за рубежом  отсутствует достаточный интерес к Беларуси из-за незнания реалий и потенциала белорусской экономики. Белорусской стороной, особенно экспортерами, недооценивается потенциал многих крупнейших стран мира (Китая, Индии, Бразилии и др.), проводится недостаточная работа по закреплению на рынках этих государств и не в полной мере используется возможность наращивания экспорта услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рекомендации по использованию тарифных и нетарифных методов государственного регулирования импорта

 

Приведенные в  предыдущих главах аргументы говорят о несостоятельности известного мифа, связанного с торговлей, — утверждений о том, что экспорт — дело благое, а импорт по каким-то причинам — явление негативное. Однако, как свидетельствует исторический опыт, такая ситуация не может существовать долго. Импортные квоты, ограждающие рынок Беларуси от зарубежных товаров, приведут лишь к повышению внутренних цен, поскольку таким образом отечественные производители защищены от иностранных конкурентов. В результате производители неизбежно придут к выводу, что деятельность на белорусском рынке с его высокими ценами принесет им больше прибыли, чем вывоз и продажа товаров за рубежом по более низким мировым ценам. Таким образом, барьеры на пути импорта в конечном итоге приводят и к сокращению экспорта.

По мнению автора, Беларусь больше всего обогащается, экспортируя изделия, которые она изготовляет эффективнее всего, с тем, чтобы за счет этого импортировать товары, которые производит относительно менее эффективно. Иначе придется изготовлять все необходимое самостоятельно, и страна лишится преимуществ, связанных со специализацией. Продавая свои изделия, Беларусь можем заработать много денег, но жизненный уровень населения увеличится только тогда, когда эти деньги будут потрачены на приобретение тех товаров, которые в ином случае нельзя произвести. Другими словами, единственная задача экспорта — получение импортных товаров.

Наиболее целесообразная политика заключается в односторонней  либерализации торговли: то есть Беларуси следует демонтировать свою систему тарифов и квот, даже если другие страны сохранят или даже увеличат аналогичные барьеры.

Если Беларусь в одностороннем порядке снизит импортные тарифы, подобная мера, вероятно, встретит ожесточенное сопротивление со стороны белорусских предприятий, не желающих сталкиваться с иностранной конкуренцией. Такая конкуренция идет на пользу потребителю, но потребители не имеют единой организации и вряд ли станут шумно протестовать против того или иного конкретного тарифа. Что же касается деловых кругов, чье монопольное положение на рынке эти тарифы защищают, то они будут изо всех сил бороться за сохранение своих привилегированных позиций. Однако, если тарифы снижаются в рамках многостороннего соглашения, баланс политических интересов может измениться. Международные переговоры могут способствовать снижению тарифов. Если политики рассматривают тарифы как благо, от которого можно отказаться лишь в обмен на что-то, то рано или поздно им удастся убедить в этом избирателей. У последних создается впечатление, что тарифы — вещь хорошая, и, отказываясь от них, политики предают национальные интересы, хотя на самом деле тарифные барьеры вредны.

Информация о работе Роль нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь