Роль нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: определение важности применения нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи:
1 изучить сущность государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь;
2 проанализировать импортную деятельность Республике Беларусь;
3 предложить рекомендации по использованию тарифных и нетарифных методов государственного регулирования импорта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….4
1.Сущность и методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь,
нетарифные методы внешнеэкономической деятельности ………..………....….6
2 Анализ внешней торговли Республики Беларусью……………………………19
3 Рекомендации по использованию тарифных и нетарифных
методов государственного регулирования импорта……………………….….…25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемых источников…………………………………….……..…...29
Приложение А Нетарифные меры регулирования в Республике Беларусь……30
Приложение Б Структура внешней торговли товарами по видам
экономической деятельности (по основному виду
деятельности экспортера либо импортера) за
январь-май 2012 год, % к итогу……………………..………..….31
Приложение В Данные об импорте основных видов товаров Республики
Беларусь в натуральном выражении и их средних ценах…...…32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ВЭД 26.09.doc

— 2.46 Мб (Скачать)

Особое место  среди экономических  инструментов регулирования импорта преимущественно в промышленно развитых странах занимают антидемпинговые меры.

Причины демпинга и его виды разнообразны. Может  быть постоянный демпинг, связанный с проблемой поддержки загрузки производственных мощностей или развития крупносерийного производства без снижения внутренних цен. Эпизодический - при необходимости избавиться от случайного избытка продукции или непреднамеренный, когда поставщик не обладал достаточной ценовой информацией на рынке импортера. К демпингу могут прибегать и как к ответной мере. В отдельных случаях демпинг квалифицируется как недобросовестная практика, когда установление низких цен направлено на вытеснение конкурента с данного рынка (разбойничий демпинг).

При установлении факта демпинга определяется «нормальная стоимость» товара и анализируются два критерия: ценовой или стоимостной и критерий экономического ущерба.

«Нормальная стоимость» рассчитывается различными методами в зависимости от имеющейся ценовой информации, издержек производства, страны-поставщика (страна с рыночной экономикой либо нет). В соответствии с законодательством, например Европейский Союз (далее – ЕС), при ввозе товаров из стран с рыночной экономики «нормальная стоимость» устанавливается по уровню внутренней цены на идентичный товар в стране экспортера или стране происхождения товара. В случае, если такой товар не продается на внутреннем рынке или реализуется на специальных условиях, что не позволяет сравнивать внутренние и экспортные цены, «нормальная стоимость» определяется по цене экспорта в третью страну или рассчитывается специально с учетом возникших затрат на производственных и сбытовых операциях и нормы прибыли.

Для стран с  государственно-регулируемой экономикой «нормальная стоимость»  исчисляется на основе ценовой информации стран не входящих в ЕС, условия производства в которых близки к условиям производства данных стран. При этом существует три способа расчета «нормальной стоимости»: по реально действующими ценами страны с рыночной экономикой; в соответствии с ценами, по которым страна с рыночной экономикой продает идентичный товар в другие страны, на основе стоимостных показателей страны с рыночной экономикой (издержки производства, обращения, административно-хозяйственные расходы, прибыль). В случае, если ни один из этих способов не может быть применен, расчет производится на основе внутренних цен  или издержек производства и обращения идентичного товара, производимого и реализуемого в рамках ЕС.

Наличие специальных  способов определения величины «нормальной стоимости» для стран с государственно-регулируемой экономикой связано с двумя основными причинами: влиянием государства при установлении ценовых и других стоимостных показателей, недостатком или отсутствием информации о ценах других стран.

Сопоставляя экспортную цену и «нормальную стоимость» определяют демпинговую маржу, которая кладется в основу исчисления верхней границы антидемпинговой пошлины.

Под вторым критерием  демпинга - экономическим ущербом - в мировой антидемпинговой практике понимается значительный убыток, который наносится или может быть нанесен импортом демпингового товара производству в стране его ввоза.

При определении величины экономического ущерба учитывают три  группы показателей:

  • динамика импорта и доля рынка, занимаемого поставщиками товара, относимого к категории демпингового;
  • соотношение импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар;
  • влияние импорта демпингового товара на экономические показатели национальных предприятий.

Демпинговые санкции  могут быть различного характера: демпинговый товар  облагается антидемпинговой пошлиной или экспортеру снижается квота поставки товара на данный рынок, предлагается добровольно повысить цену или уменьшить объем поставки.

В качестве нетарифных ограничений  рассматриваются и товаросопроводительные документы, так как они содержат информацию о стране происхождения товара, а от этого зависит какой вид таможенного тарифа будет применен.

Вопрос определения страны происхождения товара в разных странах  трактуется по-разному, обычно - это государство, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. К полностью произведенным в данном государстве относят такие товары как полезные ископаемые, добытые на территории страны, выращенная и собранная растительная продукция, живые животные, родившиеся и выращенные в стране, произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промысла и т.д. Когда в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерием «достаточной переработки», который выражается:

  • правилом, требующим изменения товарной позиции классификационного кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшего в результате переработки товара;
  • перечнем производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти процессы имели место;
  • правилом «адвалорной доли» – изменение стоимости товара, когда доля используемых материалов, происходящих из других государств, не превышает определенный процент (в Республике Беларусь доля импортных материалов, поставленных на условии EXW (с завода) в стоимости полученного готового продукта не должна превышать 50 процентов).

В регулировании  поставок импорта широко используются  технические барьеры.

Технические барьеры - это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и другим требованиям.

Применение  технических барьеров вызвано объективными требованиями производства и потребления, в то же время они могут выполнять  протекционистскую роль. Так, в 1969 г. Министерство сельского хозяйства США установило стандарт на продаваемые в стране помидоры, предусматривающий их максимальный размер - 2,5 дюйма. Введение такого технического стандарта было вызвано интересами консервного производства, использующего автоматические устройства для сортировки и расфасовки помидоров, в то же время сделало невозможным поставки на американский рынок более крупных мексиканских помидоров.

Технические стандарты  широко используются в международной  практике: при определении диаметра газовых и водопроводных труб, напряжения и частоты электричества в бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размеров автомобильных шин и т.д.

Другая группа технических барьеров связана с  инспекцией и проверкой качества товаров. Они применимы при поставках средств транспорта, электрооборудования, электрических приборов, приборов и оборудования для пищевой промышленности, фармацевтических, химических и других товаров.

Технические барьеры  связаны и с применением мер  по охране окружающей среды от загрязнения. Они запрещают или ограничивают импорт товаров, загрязняющих окружающую среду и предусматривают тщательную экспертизу промышленного оборудования, средств транспорта и другой продукции, которая может вызвать загрязнение атмосферы.

Следующая группа технических барьеров - введение санитарно-гигиенических норм и требований здравоохранения. Они применяются в отношении импорта пищевых товаров, сельскохозяйственных продуктов, парфюмерии и других товаров, особенно жесткие - в отношении ввоза медикаментов. Как правило, санитарно-гигиенические нормы едины как для иностранных, так и для товаров национального производства.

Нетарифными барьерами  являются и требования к упаковке и маркировке. Эти требования устанавливаются национальным законодательством страны импортера и определяют размеры, вес и форму упаковки, объем информации, который должна содержать маркировка товара и другие особенности.

В системе регулирования  внешнеэкономической деятельности особое место занимает государственное субсидирование. Благодаря государственным субсидиям фирмы имеют возможность выходить на внешние рынки с товарами, цены на которые ниже цен конкурентов, кроме того, за счет того, что они покрывают часть издержек производства национальных производителей, внутренний рынок становится более защищенным от иностранной конкуренции.

Субсидирование  может быть прямым и косвенным. Прямое финансирование осуществляется в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета, финансирования научно-исследовательских и конструкторских работ. Однако гораздо шире в настоящее время применяются косвенные субсидии: льготы по кредитам, освобождение предприятий от уплаты некоторых налогов, передача экспортирующим компаниям правительственных заказов по завышенным ценам.

Выход государственных  организаций развитых стран в роли покупателей товаров на национальный и мировой рынок создал новый вид нетарифного регулирования - государственные закупки.

Государственные закупки - это коммерческие операции (приобретение товаров, работ и услуг), осуществляемые в государственной среде с целью своевременной и эффективной организации обслуживания населения страны и регулируемые особой системой юридических, административных и экономических норм.

Они составляют значительную часть ВВП во всех странах  с рыночной экономикой. Так, в рамках ЕС их доля равна 16% от ВВП.

Госзакупки  предполагают не только покупку товаров, но и целого ряда услуг. Например, Директивы  ЕС предусматривают 16 категорий услуг, подпадающих под соответствующие  правила и процедуры, это - услуги по транспортировке, менеджменту и аудиту, инжиниринговые и организационные услуги.

Государственные закупки выполняют динамическую и стратегическую функции, направленные на развитие и экономический рост страны. Они финансируются из средств  государства и всегда являются компонентом программы государственных расходов. Их применение может обеспечивать развитие сектора здравоохранения, образования, способствовать модернизации инфраструктуры, организации новой информационной технологии. Неэффективные закупки вызывают дополнительные расходы через высокие цены, приобретение оборудования низкого качества, задержку в реализации проектов, неблагоприятные для покупателя условия контракта.

Государственные закупки узаконены в праве  США, крупнейших стран Западной Европы, Японии. Правовые нормы в большинстве стран предусматривают преимущественную покупку товаров национального производства, если она финансируется государством или проводится государственными организациями.

Во время  переговоров Уругвайского раунда в  рамках ГАТТ 15 апреля 1994 г. подписано соглашение по государственным закупкам. Основные принципы соглашения состоят в том, что госзакупки должны осуществляться на основе правил о национальном режиме и недискриминации. Это означает, что иностранные поставщики должны действовать на тех же условиях, что и национальные.

Нетарифные  ограничения могут быть заложены и в механизме платежей. Внешне они выглядят как инструменты валютно-финансовой политики страны, но часто преследуют торгово-экономические цели. Так, маневрируя валютным курсом, правительство страны может значительно воздействовать на экспортные и импортные цены товаров. Снижение курса валюты ведет к «удешевлению» национальных товаров и одновременно делает более дорогими импортные товары, затрудняя их реализацию на внутреннем рынке этой страны.

Система импортных  депозитов также применяется  как инструмент внешнеторговой политики. Импортный депозит - это предварительный залог, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара. Размер залога зависит от стоимости сделки. Импортер не получает по депозиту проценты и по истечении нескольких месяцев сумма залога возвращается ему. Протекционистское значение импортных депозитов состоит в том, что они увеличивают издержки импортера по совершаемой операции и повышают цены импортного товара. Кроме того, импортные депозиты  означают предоставление беспроцентного кредита банку. Менее заметное их воздействие на экономику и внешнюю торговлю страны - в замораживании и изъятии из обращения на определенный срок значительных денежных средств.

В Республике Беларусь разработана классификация нетарифных мер регулирования внешнеэкономической  деятельности для целей таможенного  оформления и таможенного контроля (Приложение А) [7, с. 9].

Нетарифные  меры регулирования внешнеэкономической деятельности для целей таможенного оформления и таможенного контроля классифицируются по трем группам:

  • нетарифные меры экономического характера (требования валютного регулирования, налоговые нетарифные меры, меры экономической политики);
  • нетарифные меры неэкономического характера (запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу, устанавливаемые в целях обеспечения государственной безопасности, защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды, художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь);
  • нетарифные меры государственного таможенного регулирования (требования к декларированию, к товаросопроводительным, транспортным, таможенным, платежным документам и др.).

Применение мер экономической политики связано с таможенными режимами.

Меры нетарифного  регулирования экономического характера  установлены исходя из необходимости:

Информация о работе Роль нетарифных методов в таможенном регулировании импорта товаров в Республике Беларусь