Роль экспертиз в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – раскрыть сущность производства такого процессуального действия, как таможенная экспертиза товаров.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятия таможенной экспертизы, ее предмет, цели, задачи, объекты и методы исследования;
рассмотреть и дать характеристику основным видам таможенной экспертизы, объектами которых выступает непосредственно товар, как таковой;
изучить процессуального порядка ее производства и оснований ее назначения;
дать характеристику экспертно-исследовательской службы ФТС, описать ее основные задачи, цели и методы исследований;
проанализировать систему показателей, характеризующих деятельность экспертно-исследовательской службы ФТС;
исследовать роль отдельных видов экспертизы в таможенном деле, а именно: экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и криминалистической экспертизы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ…… 5
1.1. Цели и задачи таможенной экспертизы. Товар как объект исследование таможенной экспертизы………………………………………………….…..…. 5
1.2. Виды таможенной экспертизы…………………………………………….. 9
1.3. Порядок назначения таможенных экспертиз…………………….………. 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ…………………………………….
21
2.1. Характеристика и основные показатели деятельности
экспертно-исследовательской службы ФТС России……………..……………
21
2.2. Экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров ……………………………………………………………….……..
25
2.3. Криминалистическая экспертиза...………………………………….……. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………………………………….. 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

     Порядок назначения экспертизы установлен ст. 346 Таможенного кодекса РФ: «Признав необходимым проведение экспертизы, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, выносит постановление об этом, в котором указываются основание назначения экспертизы, фамилия эксперта либо название ЭКС или другого соответствующего учреждения, в которых должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, материалы, предоставленные в распоряжение эксперта» [1].

     По  решениям таможенных органов РФ экспертизы проводятся экспертными учреждениями, находящимися на территории РФ, включая  экспертные учреждения ГТК России (ЦЭКТУ  и ЭКС), а также вне экспертных учреждений лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, в том числе штатными работниками таможенных органов России.

     В качестве экспертов не могут быть привлечены лица, ранее участвовавшие  по этому делу или по конкретному  факту проведения таможенного контроля или таможенного оформления в качестве специалистов, в том числе и во взятии проб и образцов, а также в качестве должностных лиц таможенных органов РФ. Эксперт также не может принимать участие в производстве экспертизы по уголовному делу при наличии оснований, предусмотренных статьями 61 и 70 УПК РФ.

     Решения таможенных органов о производстве экспертиз оформляются в виде поручений о проведении экспертиз; постановлений о назначении экспертиз.

     Поручение о проведении экспертизы оформляется  до заведения дела о нарушении таможенных правил (НТП), когда в процессе проведения таможенного контроля или таможенного оформления возникла необходимость в производстве экспертизы.

     Постановление о назначении экспертизы выносится  в процессе производства по делу о НТП после заведения таможенным органом такого дела.

     При производстве дознания по уголовному делу также выносится постановление  о назначении экспертизы, но оформляется  по несколько иной форме.

     Экспертиза  может быть назначена:

  • при проведении таможенного контроля или таможенного оформления - должностным лицом таможенного органа РФ, осуществляющим таможенный контроль или таможенное оформление, с согласия начальника этого органа или его заместителя либо соответствующего начальника отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителя;
  • при ведении дел о НТП – должностным лицом таможенного органа, в чьем производстве находится дело о НТП, с согласия начальника этого органа или его заместителя либо начальника соответствующего отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителя, а при рассмотрении этого дела – должностным лицом таможенного органа, в чьем рассмотрении находится дело.

     Постановление о назначении экспертизы по уголовному делу, вынесенное производящим дознание лицом, утверждается начальником соответствующего таможенного органа РФ или его заместителем либо начальником соответствующего отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителем.

     В поручении или постановлении о назначении экспертизы указываются:

  • дата и место составления поручения (постановления) о назначении экспертизы, наименование таможенного органа, назначившего экспертизу, и его адрес, номер дела о нарушении таможенных правил или уголовного дела, по которому назначена экспертиза;
  • должность и фамилия лица, назначившего экспертизу;
  • наименование экспертизы;
  • основания для назначения экспертизы;
  • наименование экспертного учреждения, в котором должна быть осуществлена экспертиза, а если ее проведение назначено вне экспертного учреждения, в том числе штатным работником таможенного органа, не являющегося экспертным учреждением ГТК России, то фамилия, имя, отчество, специальность и должность лица, которому поручается производство экспертизы;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • материалы, представленные в распоряжение эксперта (объекты экспертного исследования – предметы, документы, в том числе пробы и образцы товаров с приложенной к ним сопроводительной документацией, грузовые таможенные декларации, ГОСТы, технические условия, сертификаты и паспорта качества, технологические регламенты, чертежи, фотографии, образцы для сравнительного исследования и документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы, иные материалы, имеющие значение для производства экспертизы);
  • в случае дополнительной или повторной экспертизы – заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения эксперта о невозможности дачи заключения) со всеми приложениями, а также материалы, относящиеся к предмету экспертизы и поступившие после дачи первичного заключения (экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, назначается по общим правилам как новая экспертиза и не является ни дополнительной, ни повторной).

     Представленные  для экспертных исследований пробы и образцы товаров направляют на экспертизу вместе с протоколами взятия проб и образцов.

     Пробы и образцы товаров, а также  вещественные доказательства, направляемые на экспертизу, должны быть соответствующим  образом упакованы и опечатаны  ярлыком обеспечения сохранности упаковки, если экспертиза назначается в ходе проведения таможенного контроля и таможенного оформления.

     Изъятые образцы, товары и вещественные доказательства по делу о НТП или по уголовному делу направляют на экспертизу соответствующим образом упакованными и опечатанными ярлыком обеспечения сохранности упаковки.

     Взятие  проб и образцов товаров, а также  изъятие вещественных доказательств  проводится в соответствии с требованиями таможенного и уголовно-процессуального  законодательства.

     Порядок и условия производства экспертиз  в экспертных учреждениях ГТК  России определяются таможенным и уголовно-процессуальным законодательствами, законодательством  РФ об административных правонарушениях, а также Положением об организации  производства таможенных экспертиз в ЭКС ГТК России (далее – Положение).

     Таможенное  и уголовно-процессуальное законодательства, действующие в России, предусматривают  участие в производстве по делам  о НТП и при проведении дознания по уголовным делам о контрабанде  специалистов, т. е. физических лиц, обладающих специальными знаниями и навыками, не заинтересованных в исходе дела. Участие последних при проведении таможенного контроля или таможенного оформления не противоречит положениям Таможенного кодекса РФ.

     Таможенные  органы России могут привлекать специалистов любых государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности, включая экспертов экспертных учреждений, для оказания содействия в проведении таможенного контроля или таможенного оформления, в том числе для участия во взятии проб и образцов товаров, проведении экспресс-анализа веществ на содержание в них наркотических средств, в личном досмотре физических лиц (при их обследовании медицинским работником) и в других необходимых для целей таможенного контроля и таможенного оформления случаях.

     Участие лица в производстве по делу о НТП  или в его рассмотрении в качестве специалиста не исключает возможности  его опроса по этому же делу как свидетеля. Требование дознавателя о вызове специалиста обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает специалист.

     В качестве специалистов могут привлекаться работники экспертных учреждений, врачи, педагоги, товароведы, искусствоведы и другие физические лица, в том числе и работники таможенных органов России, не заинтересованные в результатах дела и обладающие специальными познаниями и навыками.

     Лицо, участвовавшее в качестве специалиста, впоследствии не может быть назначено экспертом по данному делу.

     Привлечение специалиста не требует вынесения  специального постановления. Порядок  вызова специалиста, если он является работником экспертного учреждения, определяется этим учреждением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

     ЭКСПЕРТИЗЫ  В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ 

     2.1 Характеристика и  основные показатели  деятельности

       экспертно-исследовательской  службы ФТС России 

     Экспертизу  можно проводить на общественных началах, на коммерческой основе или  в качестве выполнения служебного задания. Поэтому в настоящее время в мире существуют самые разнообразные организационные формы экспертизы: общественные, частно-кооперативные, цеховые (ведомственные), государственные, международные, работа в которых проводится комиссионно или единолично, на постоянной или временной основе [24].

     Любые экспертные организации, в том числе  и таможенные лаборатории, должны обладать необходимым набором и количеством  технических средств и методов  исследования, банком данных, эталонными коллекциями контрольных образцов, помещениями и рабочими местами, соответствующими этой работе, и главное – высококвалифицированными кадрами экспертов.

     Они обязаны также иметь пакет  необходимых нормативно-технических  документов (НТД) и руководящих материалов, касающихся теории и практики экспертиз, правил техники безопасности и мер по обеспечению защиты изучаемых объектов, прав собственности и конфиденциальной информации.

     Важной  особенностью проведения экспертизы с  точки зрения ее объективности является независимость от сторон в тех ситуациях, когда их интересы сталкиваются. В связи с этим экспертиза ведомственная, в том числе и таможенная, проводимая экспертно-криминалистическими службами ГТК России, не может считаться в полной мере независимой.

     В целях организации экспертного обеспечения таможенной службы и производства таможенных экспертиз приказом ГУ ГТК СССР от 29 октября 1990 г. № 258 в Москве была создана Центральная таможенная лаборатория (ЦТЛ), переименованная в 2000 г. в Главную таможенную лабораторию (ГТЛ). Впоследствии ГТК России принял решение об организации системы таможенных экспертно-исследовательских учреждений. С принятием в 1993 г. Таможенного кодекса РФ был решен вопрос о правомочности осуществления таможенной экспертной деятельности в законодательном порядке. Принятый Коллегией ГТК России пакет программных, концептуальных, организационных и нормативно-методических документов способствовал развитию системы этих учреждений. Впоследствии кроме ГТЛ, выполняющей роль таможенного экcпертно-исследовательского центра, были созданы и успешно работали региональные таможенные лаборатории в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Брянске, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке [23].

     В 2002 г. ГТЛ была преобразована в  Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) в составе ГТК России, а региональные таможенные лаборатории – в экспертно-криминалистические службы (ЭКС) в составе соответствующих РТУ [11].

     Управление  осуществляет судебно-экспертную, экспертно-криминалистическую, экспертно-исследовательскую, научную  и научно-методическую деятельность.

     Регионом  деятельности Управления является территория Российской Федерации.

     В состав ЭКС входят 32 экспертно-исследовательских отдела и  отделения, расположенных в местах дислокации таможен, таможенных постов.

     Экспертные  подразделения Управления оснащены новейшим отечественным и импортным     аналитическим оборудованием, позволяющим  проводить исследования товаров, веществ, документов и иных объектов на современном уровне.

     Эксперты  владеют самыми современными методами анализа:

  • газовая, ионная и высокоэффективная жидкостная хроматография;
  • газовая и жидкостная хроматомасс-спектрометрия;
  • ультрафиолетовая и инфракрасная спектрометрия;
  • электронная микроскопия;
  • атомно-абсорбционный анализ;
  • рентгенофлюоресцентный и рентгеноструктурный анализы.

Информация о работе Роль экспертиз в таможенном деле