Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа
Цели работы - общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО, характеристика проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ВТО.
Основными задачами написания курсовой работы являются:
1. Раскрыть принципы и структуру работы Всемирной Торговой Организации;
2. Проанализировать значение и цели вступления в ВТО;
3. Охарактеризовать условия присоединения России к ВТО
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. ВТО – всемирная торговая организация
1.1 История создания ВТО……………………………………………………..5
1.2 Структура и функции ВТО………………………………………………...6
1.3 Основные цели и принципы ВТО………………………………………...8
Глава 2. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию
2.1 История и сроки вступления России в ВТО……………………………..10
2.2 Присоединение к ВТО…………………………………………………….12
2.3 Цели вступления в ВТО…………………………………………………..15
2.4 Значения вступления в ВТО для России………………………………...16
2.5 Условия присоединения…………………………………………………..17
2.6 Преимущества и возможные издержки от вступления в ВТО…………18
Глава 3. Отчет Рабочей группы по вступлению России в ВТО
3.1 Доступ на рынок товаров…………………………………………………21
3.2 Доступ на рынок услуг……………………………………………………23
3.3 Экспортные обязательства………………………………………………..23
3.4 Промышленные и сельскохозяйственные субсидии……………………24
3.5 Функционирование Таможенного союза Российской Федерации,
Республики Казахстан и Республики Беларусь…………………………25
Заключение…………………………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………………………27
- прозрачность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых органах.
Глава 2. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию
2.1 История и сроки вступления России в ВТО
Предпосылки для вступления в ВТО были заложены ещё в советский период. В 1946 году СССР отклонил предложение ГАТТ о присоединении и спустя три года учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), призванный во многом исполнять те же функции, что и ГАТТ, но для стран социалистического лагеря. В 1979 году руководство СССР изъявило желание получить в ГАТТ официальный статус страны-наблюдателя, но он был предоставлен только в 1990 году из-за сопротивления ряда стран, в том числе США.
В 1993 году Россия подала официальную заявку на присоединение к ГАТТ. Исторически это совпало с переходным этапом трансформации ГАТТ в ВТО. Была создана Рабочая группа, обязанная рассмотреть торговый режим России и выработать условия присоединения. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых Всемирной торговой организацией. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.
Чтобы стать членом ВТО, России предстояло согласовать с Рабочей группой условия доступа импортных услуг на национальный рынок, определить ставки таможенных пошлин для ввозимых товаров, обозначить масштабы внутренней господдержки аграрного сектора и уровень экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Помимо этого государство должно было принять обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО.
Одновременно с этим Россия проводила многочисленные двухсторонние встречи, уточняя позиции заинтересованных стран и отстаивая собственные интересы. Переговоры по тарифным вопросам осуществлялись более чем с 50 странами, доступ на российские рынки вынесли на обсуждение около 30 государств.
В 1998 году Россия сформулировала первоначальные предложения по тарифам и сельскому хозяйству. В 1999 году представила предложения по торговле услугами. Это дало возможность перейти на этап двусторонних переговоров. С 2000 года переговоры стали полномасштабными: поиск компромиссов шёл по всем направлениям экономической деятельности, контролируемых ВТО.
Сроки вступления переносились неоднократно. Изначально заявлялось, что Россия станет членом ВТО в 2003 году, затем ожидалось, что это произойдёт в 2006 году, в дальнейшем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году.
Глава российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков в декабре 2010 года говорил, что требующие решения в многостороннем формате вопросы «по пальцам одной руки можно пересчитать», среди них сельское хозяйство и квоты на ввоз мяса. Также предстоит внести существенные поправки в Доклад рабочей группы, эта необходимость продиктована тем, что Россия стала членом Таможенного союза с перспективой Единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном, что должно найти отражение в документе.
По прогнозам Медведкова, его редакция будет готова весной 2011 года. И если он не будет рассмотрен в весеннюю сессию ВТО, то процесс затянется до осени 2011 года. Итоговый пакет документов должен быть одобрен 2\3 голосов, после чего Россия официально войдёт в ВТО.
Окончательно пакет документов по вступлению в ВТО должен быть ратифицирован Российской Федерацией до 15 июня 2012 года.
2.2 Присоединение к ВТО
Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.
Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что условия присоединения к ВТО — компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких условий, их обуславливающих. Здесь перед Россией стоит сложная задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке. Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны, право на поддержку сельского хозяйства в переходный период и, наконец, перевести на язык конкретных условий присоединения к ВТО положение, содержащееся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и говорящее о том, что страна, «находящаяся в процессе перехода от центрально-планируемой к рыночной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации». Далее целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных, иногда четко обозначенных, иногда более общих правил, правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики (как производителей) и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.
Переговоры о присоединении России к ВТО носят крупномасштабный характер. В них вовлечены несколько десятков ведомств и правительственных органов, они требуют организации и координации переговорного процесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкого определения баланса национальных экономических интересов России (обеспечивающих ее национальную экономическую безопасность и целостность) и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех форм собственности. Наряду с общими принципиально важными вопросами стратегического характера и долгосрочными экономическими проблемами в орбите переговоров оказались узкие конкретные, иногда технические вопросы, от решения которых во многом будет зависеть эффективность работы механизма внешнеэкономических связей страны, возникли проблемы и вопросы на уровне законодательных и исполнительных властей, федеральных и региональных органов власти, на уровне производителей и потребителей. Наконец, ход и итоги переговоров во многом будут зависеть не только от позиции России и хода переходных процессов, но и от того, как пойдет процесс становления Всемирной Торговой Организации и какова будет действенность новых международных правовых и организационных структур, создаваемых в рамках ВТО.
Путь во Всемирную Торговую Организацию начинается с определения условий присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле. До начала 1995 года аббревиатура «ГАТТ» обозначала одновременно крупнейшее межправительственное многостороннее торговое соглашение, положения и нормы которого создавали и создают правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе Соглашения международную организацию, в круг ведения которой входили вопросы торговых отношений между участвующими в ГАТТ странами (наблюдение за тем, как ими соблюдаются нормы ГАТТ, разрешение споров и конфликтных ситуаций и др.).
Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминации. По существу, ГАТТ выполняло и продолжает выполнять роль многостороннего торгового договора для 153 участвующих в нем государств, заменяя в этом качестве громоздкую систему из многих тысяч двусторонних торговых договоров. Все это получит Россия, присоединившись к ВТО.
Вступив в ВТО, Россия получит возможность защиты своих внешнеторговых интересов. Нужда в защите российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.
2.3 Цели вступления ВТО
Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросших экономических связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
2.4 Значения вступления в ВТО для России
Для России доступ в членство ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются практически на все - от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг.
Кроме того, болезненным препятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней время постоянно растет. При этом нередко они применяются даже тогда, когда демпинга как такового нет и в помине, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства. Яркий пример - ядерное топливо. Поскольку Россия здесь располагает наиболее совершенной технологией, ее ядерное топливо сейчас самое дешевое. Между тем США, стремясь защитить своих производителей, ввели антидемпинговую пошлину в размере 116,5 процента.
2.5 Условия присоединения
При вступлении в систему ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства в области импортной политики.
В течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).
2.6 Преимущества и возможные издержки от вступления в ВТО
Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост её ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнёрами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объёмов внешней торговли.
Российские экспортёры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.
Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в $2 млрд. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счёт несырьевых товаров.