Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:21, курсовая работа
Актуальность темы. Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3Глава 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет …….5
1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства………………………………………………………………………...5
1.2. Виды таможенных платежей………………………………………………...7
1.3 Таможенные платежи как важный источник формирования доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………...17
Глава 2 . Исследование таможенных платежей на примере Белгородской таможни………………..…………………………………………………….......20
2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2009– 2011 гг.……………………………………………………………20
2.2 Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2010 год……...22
2.3 Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2011 год……...25
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы таможенных платежей в РФ…………………………………………………………………....27
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....34 ПРИЛОЖЕНИЕ
Наиболее
эффективным способом увеличения дохода
бюджета от взимания таможенных платежей
является правильное определение величины
налогооблагаемой базы - таможенной стоимости
товаров. Она относится к числу
мер государственного регулирования
внешнеторговой деятельности экономического
характера. Именно таможенная стоимость
влияет на объемы таможенных платежей,
а также на уровень импортных
цен на внутреннем рынке Российской
Федерации, поэтому от правильности
определения величины таможенной стоимости
зависят поступление в
Закон о таможенном тарифе предусматривает шестиступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров: 1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами, 2) по стоимости сделки с идентичными товарами, 3) по стоимости сделки с однородными товарами, 4) вычитания стоимости, 5) сложения стоимости, 6) резервный метод.
Тем
не менее, на практике в большинстве
случаев применяется первый и
шестой метод, что приводит к возникновению
ошибок при определении таможенной
стоимости. Чаще всего это связано
с проблемой наличия единого
ценового пространства, а также с
трудностями взаимопонимания
Основным
методом определения таможенной
стоимости является метод по цене
сделки с ввозимыми товарами. Поэтому
начинать оценку следует всегда с
проверки применимости данного метода.
При невозможности его
В практической деятельности таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, минуя последующие, используют резервный метод. Данное обстоятельство приводит к необоснованному изменению таможенной стоимости и, как следствие, - к увеличению сумм платежей, произведенных с нарушением законодательства.
Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов.
Мировая практика, положенная в основу системы определения таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости не должна зависеть от метода ее определения.
Международные
организации рассматривают
Недостатки системы таможенной оценки товаров влекут за собой невозможность или, по крайней мере, затруднительность для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного барьера, затрудняющего ведение внешней торговли.
Таким
образом, меры и методы, которые сегодня
принимает таможенная служба, не создают
условий для развития экономики
страны. Причем стратегические ошибки,
цель перевыполнить план ведомства
невзирая ни на что, касаются напрямую
всех нас как конечных потребителей.
Из-за необоснованных дополнительно
взысканных платежей покупатель платит
в магазине за импортный товар
в 1,5 – 2 раза дороже, чем европейский
потребитель. Такие меры ведут лишь
к необоснованному росту цен
и дефициту. Такие действия сводят
на нет все попытки руководства
страны, бизнес сообщества на создание
конкурентно устойчивого
Корректировке таможенной стоимости подвергается 98% грузов. Цены при этом таможня поднимает на 10 – 50 % от заявленной по контракту стоимости. Финансового или экономического обоснования этих корректировок нет: наоборот, в прошлом году Правительство уменьшило средневзвешенную ставку импортной пошлины почти на 1%. С 11,5 в 2008 году до 10,6 – 11% в 2009 году, а в 2010 году с 10,6 до 10,9%.
Корректировка таможенной стоимости ничего, кроме дополнительной нагрузки на импортеров не дает, что, в свою очередь, сказывается напрямую на потребителях. Импортеры вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю, или в доход государства. Есть случаи, когда просто бросают груз, т.к. его реализация на российском рынке после такой таможенной политики становится нерентабельной, или денежных средств оплатить корректировку таможенной стоимости нет. Таким образом, создаются условия для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы.
Таможня выбирает максимально возможную стоимость импортного товара — вся номенклатура представлена в постоянно обновляемой базе данных. Таможенные органы часто и не пытаются установить действительную стоимость товара, а в качестве повода для корректировки используют недостатки в оформлении и содержании документов.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2009 году более 8000 дел (70% от общего количества) было решено в пользу импортеров и экспортеров. По искам, связанным с корректировкой таможенной стоимости, таможня проигрывает 80% дел.
Одним из приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации можно назвать контроль заявления и определения таможенной стоимости. Недостаточная урегулированность указанного контроля в таможенном законодательстве Российской Федерации создает предпосылки для коррупции, различного рода злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов и уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны недобросовестных участников ВЭД.
Процедура контроля таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения необоснованной задержки выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Можно выделить следующие слабые места в решениях таможенных органов по таможенной стоимости:
необоснованность решения таможенного органа в неприятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров или о несогласии с избранным декларантом методом ее определения;
несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров.
Несмотря на многочисленные акты, подробно регулирующие порядок принятия решений по таможенной стоимости товаров, таможенные органы часто продолжают принимать необоснованные решения. В то же время декларанты, действуя правомерно, не всегда обращаются в суд за защитой своих прав, так как данная процедура всегда сопряжена со значительными временными и материальными потерями.
Основная проблема, возникающая при разрешении в судебном порядке споров о корректировке таможенной стоимости, связана с отсутствием единства в толковании Закона о таможенном тарифе судебными и таможенными органами. Причем если судебная практика формируется высшими судебными органами, то в системе таможенных органов в качестве источника формирования правоприменительной позиции используются указания региональных таможенных управлений. В целях установления единообразного подхода к практике разрешения дел, связанных с корректировкой таможенной стоимости, необходимо совместное обсуждение правоприменительных проблем на уровне высших органов обеих систем.
От
правильности определения величины
таможенной стоимости зависит
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетным
кодексом РФ состав доходов федерального
бюджета установлен как совокупность
собственных налоговых и
Пополнение доходной части федерального бюджета – одна из важнейших задач таможенных органов. Таможенные платежи — федеральные налоги и сборы, взимаемые таможенными органами при пересечении товарами таможенной границы РФ и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, имеющих назначение формировать доходы федерального бюджета, регулировать ввоз и вывоз товаров через таможенную границу РФ, компенсировать затраты таможенных органов на оказание таможенных услуг.
Таможенные
платежи - таможенная пошлина, налоги,
таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий,
платы и другие платежи, взимаемые
в установленном порядке
Фискальная функция таможенных органов закреплена в п. 2 ст. 403 ТК РФ, согласно которой таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию. Вклад таможенных органов в формирование доходной части бюджета составляет более 50%, а ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, по оценкам ряда авторов, составляют порядка 200 млн долл. США.
Мировой
финансово-экономический кризис вызвал
резкое падение
мировых цен на основные товары российского
экспорта, что обостряет проблему сбалансированности
внешнеторгового сальдо, прежде всего
в торговле со странами Запада, сужает
налогооблагаемую базу для сбора таможенных
платежей. Это создает реальную угрозу
сокращения валютных резервов и в конечном
итоге отражается на сбалансированности
федерального бюджета уже в 2009г. Это может
вынудить Россию обратиться к внешним
заимствованиям с вытекающими негативными
последствиями.
Затормозить
падение таможенных сборов может
только общее восстановление мировой
экономики, в том числе восстановление
рынков сырья. Таким образом, увеличение
перечислений в бюджет за счет сборов
за пересечение товаров таможенной
границы РФ следует ждать после
увеличения промышленного производства
и снижения уровня безработицы в
странах–экспортерах, а также улучшения
экономического положения в России.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция
РФ принята 12.12.1993 (поправки от
30.12.2008)//Российская
2. Таможенный кодекс ТС от 06.07.2010 № 61-ФЗ (ред. от 11.03.2012)//Российская газета - 06.07.2010.
3. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (с изм. от 19 мая 2010 года № 86-ФЗ)//Российская газета, № 109, 21.05.2010
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.07.2010)// Российская газета - 02.08.2010.
5. Закон «О таможенном тарифе» №5003-1 от 21.05.93 (изм. от 28 июня 2009 года № 125-ФЗ)//Российская газета, № 118, 01.07.2009
6. Федеральный
закон от 8 декабря 2003 года №
165-ФЗ «О специальных
7. Закон РФ
от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой
системы в Российской
8. Федеральный
закон РФ от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О
внесении изменений в
9. Федеральный закон от 27.09.2009 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс»
10. Артемьев, А.
А. Экономическая
11. Бабич, А.М.
Государственные и
12. Бадулин, О.Г.
Обеспечение уплаты таможенных платежей
/ О.Г. Бадулин. – Режим доступа: [http://www.lawmix.ru/comm/
13. Берник, В.Р. Налоговый
кодекс Российской Федерации часть I с
официальными, судебными и библиографическими
указателями / В.Р. Берник, А.В. Брызгалин,
А.Н. Головкин. – Режим доступа: [http://lib.rus.ec/b/194013/
Информация о работе Роль и место таможенных органов в формировании доходной части бюджета