Роль и место таможенных органов в формировании доходной части бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3Глава 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет …….5
1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства………………………………………………………………………...5
1.2. Виды таможенных платежей………………………………………………...7
1.3 Таможенные платежи как важный источник формирования доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………...17
Глава 2 . Исследование таможенных платежей на примере Белгородской таможни………………..…………………………………………………….......20
2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2009– 2011 гг.……………………………………………………………20
2.2 Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2010 год……...22
2.3 Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2011 год……...25
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы таможенных платежей в РФ…………………………………………………………………....27
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....34 ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая таможня.docx

— 57.97 Кб (Скачать)

     Стратегические  цели развития нашей страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации, должны отражаться в бюджете государства, являющемся инструментом реализации таких стратегических целей, как повышение уровня и  качества жизни населения, обеспечение  обороноспособности и национальной безопасности государства, создание условий  для экономического роста в целях  решения социальных проблем и  занятие достойного места страны в мировом сообществе.

     В настоящее время таможенные платежи  являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 1991– 2009гг. их доля в федеральном  бюджете возросла с 10 до 50,5%, что свидетельствует  о достаточно большой зависимости  доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.

     Однако  это не дает оснований полагать, что финансовому положению страны ничто не угрожает. Сложившаяся тенденция  профицита бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловливают рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2009г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляет экспортная пошлина.

     Федеральная таможенная служба перечислила в  бюджет Российской Федерации в 2009г. 4684 млрд руб. (около 50,5%), Федеральная налоговая служба — 4073 млрд руб. (около 44%). Иными словами, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации.

     Актуальность  обозначенной проблемы обусловлена  возложенной на таможенную службу обязанностью по наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс  завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозирование  таможенных платежей, поступающих в  федеральный бюджет в виде налоговых  и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент  для осуществления планирования — планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).

     Финансово-экономический  кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась  ситуация с формированием доходов  федерального бюджета за счет доходов  от ВЭД.

     Впервые за многие годы в 2009г. внешнеторговый оборот России сократился почти в два  раза. По данным таможенной статистики за шесть месяцев 2009 года внешнеторговый оборот России составил $208,3 млрд (55,9% к первому полугодию 2008 года), в том числе экспорт – $126 млрд (53,2%), импорт – $82,3 млрд (60,7%). Сальдо торгового баланса осталось положительным на уровне $43,6 млрд, однако по сравнению с прошлогодним уровнем снизилось со $101,1 млрд – в 2,3 раза. Такое снижение свидетельствует о возникновении рисков резкого сокращения источников доходов федерального бюджета.

     В I полугодии 2010г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 293,9 млрд.долларов США (141,5% к I полугодию 2009г.), в том числе экспорт - 189,8 млрд.долларов (151,4%), импорт - 104,2 млрд.долларов (126,4%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 85,6 млрд.долларов США (в I полугодии 2009г. - 43,0 млрд.долларов).

     Таможенные  органы РФ за январь-август 2010г. перечислили  в федеральный бюджет 2 трлн 673,18 млрд руб. Об этом сообщила пресс-служба Федеральной таможенной службы (ФТС). В январе-августе 2009г. таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 1 трлн 934 млрд руб. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма, перечисленная ФТС в федеральный бюджет, увеличилась на 38,2%.

     С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части  федерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации. Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 . Исследование таможенных платежей на примере Белгородской таможни.

 

     2.1 Общая характеристика  объемов таможенных  платежей, перечисленных в период 2009– 2011 гг. 

     Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления  таможенных платежей в федеральный  бюджет в 2009 году составило 1934 млрд. руб. ФТС России сообщает, что за одиннадцать месяцев 2010 года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 3830,42 млрд. рублей. ФТС России сообщает, что за одиннадцать месяцев 2011 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5311,5 млрд. рублей.

     Таможенные  платежи определяются как сумма  ввозной и вывозной таможенной пошлины, НДС, акциза, сборов за таможенное оформление и прочих поступлений.

     Несомненно, в 2009 г. наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей Белгородской таможни занимает таможенная пошлина – 66%, которая подразделяется на ввозные пошлины – 23% и вывозные – 43%. Практически все товары, ввозимые в Российскую Федерацию, облагаются НДС, вследствие чего его доля составляет 33%. 1% структуры берут на себя таможенные сборы и иные платежи и всего 5% – акциз

     Исследуем таможенные платежи на коэффициенты роста, которые характеризуют интенсивность  динамики пополнения Федерального бюджета  РФ относительно предыдущего периода. Анализируя динамику вывозной таможенной пошлины с 2009 по 2011 гг., а ею облагаются вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации биологические ресурсы, минеральные ресурсы, изделия из них и лом (нефтепродукты, древесина, черные и цветные металлы), можно заметить наметившуюся тенденцию увеличения поступлений данных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации.. В 2009 году сумма вывозной таможенной пошлины, перечисленной в Федеральный бюджет, снизилась. Об этом говорит коэффициент роста – 0,85<1. Средний абсолютный прирост за квартал составил 546,55 млн. руб., средний коэффициент роста равен 1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2010 год

 

В 2010 году Белгородской таможней перечислено  в доход федерального бюджета  около 23 млрд.  рублей. Процент выполнения плана составил 105,34%. Среднее ежедневное поступление таможенных и иных платежей в доход федерального бюджета по Белгородской таможне в 2010 году составляет 91,7 млн. рублей.

     За  январь - декабрь 2010 года в Белгородской таможне  оформление экспортно-импортных  поставок осуществлял 1101 участник ВЭД.

     Таможенными постами (ТП) Белгородской таможни за январь - декабрь 2010 года оформлено  около 45 тысяч деклараций на товары. Объем декларационного массива  составляет 129,7% от объема декларирования 2009 года.

     По  объему декларирования крупнейшими  ТП Белгородской таможни являются - Белгородский, Валуйский, Шебекинский им. В.А. Данкова и Старооскольский. На сегодняшний день количество деклараций, выпущенных Белгородской таможней в электронном виде, с использованием сетей «Интернет» составляет около 75% от общего декларационного массива, а на отдельных постах этот показатель значительно выше, а именно: Грайворонский таможенный пост – 95,57% ,Новооскольский 92,5%. Необходимо отметить, что с 1 января 2011 г вводится обязательное электронное декларирование при экспорте и импорте товаров без представления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях.

     Общий объем грузов (вес нетто), оформленных ТП Белгородской таможни за  январь - декабрь 2010 года, составил около 17 млн. тонн. По сравнению с 2009 годом грузооборот увеличился на 25,41%. Наибольший удельный вес в общем грузообороте Белгородской таможни имеют Старооскольский и Губкинский посты.

     Внешнеторговый  оборот Белгородской таможни за январь - декабрь 2010 года составил  более 6,3млрд. долл. США.

     По  сравнению с аналогичным периодом 2009 года объемы внешней торговли возросли на 76,26% в результате  увеличения стоимостных объемов   как экспортных поставок (на 53%), так и импортных  закупок (на 94,56%).

     Наибольший  удельный вес во внешнеторговом обороте  Белгородской таможни  имеют: по экспорту – Старооскольский и Губкинский посты; по импорту – Валуйский и Белгородский ТП.

     В отчетном периоде среди экспортных товаров наибольший удельный вес (по стоимости) имеют черные металлы, руды и концентраты железные. Среди  основных товарных групп импорта  можно отметить вагоны железнодорожные,  черные металлы, трубы.

     В течение 2010 года  география экспортных поставок в регионе деятельности таможни была весьма обширна – 65 стран мира. Постоянными крупными торговыми партнерами среди стран  дальнего Зарубежья, влияющими на объемы экспорта являются Турция, Нидерланды, Китай. Среди стран СНГ основными  получателями являются Украина (82,19% экспорта в страны СНГ), Казахстан, Азербайджан.

     Участники внешнеэкономической деятельности осуществляли закупки импортной  продукции в 74 странах мира. Наиболее крупные страны – экспортеры: из стран дальнего Зарубежья - Бразилия, Германия, Индонезия. Из стран СНГ  – Украина (98,58% импорта), Молдова.

     В регионе деятельности Белгородской таможни используются  с начала 2008 года  мобильные инспекционно-досмотровые комплексы на таможенных постах Грайворонском  и МАПП Нехотеевка. За отчетный период при проведении таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (МИДК) осмотрено 26 117 транспортных средств; по результатам которых возбуждено 77 дел об АП и 1 уголовное дело. По результатам заведенных дел об административных правонарушениях за 2010 год сумма конфискованных товаров составила  около 2 млн. рублей. В начале 2011 года будет введен в эксплуатацию стационарный инспекционно-досмотровый комплекс на таможенном посту МАПП Нехотеевка.

     Белгородской  таможней возбуждено 131 уголовное дело, из них 92 по контрабанде наркотиков (ч.2 ст.188 УК РФ). По уголовным делам, возбужденным таможней за истекший год задержано товаров и материальных ценностей на сумму свыше 75,7 млн. рублей, 20 кг наркотических средств, 1,67 кг сильнодействующих веществ, 2,4 г психотропных веществ. В 2010 году Белгородской таможней  возбуждено 1792 дела об административных правонарушениях. 

 
 

   

  

     2.3 Основные итоги деятельности Белгородской таможни за 2011 год

 

        По итогам работы за 2011 год Белгородская таможня была признана лучшей в ЦФО. Такое решение принято комиссией по подведению итогов на лучший коллектив таможенных органов Центрального таможенного управления. Победителем конкурса в номинации «Лучший коллектив пограничной таможни» стал коллектив Белгородской таможни. Коллективы Грайворонского и Валуйского таможенных постов заняли вторые места. Грайворонский ТП в номинации «Лучший коллектив таможенного поста в автомобильном пункте пропуска, а Валуйский ТП в номинации «Лучший коллектив таможенного поста в отличном от автомобильного пункта пропуска». Высокая оценка работы белгородских таможенников особенно почетна в юбилейный год. В феврале Белгородской таможне исполняется 20лет со дня образования. И свой день рождения коллектив Белгородской таможни встречает достойными результатами, сообщает пресс-служба ЦТУ
В 2011 году Белгородской таможней распределено в доход федерального бюджета 34,5 млрд. рублей. В регионе деятельности таможни оформление осуществляли более 1200 участников ВЭД. Среднее ежедневное поступление таможенных и иных платежей в доход федерального бюджета по Белгородской таможне в 2011 году составило 139 млн. рублей. 
Таможенными постами Белгородской таможни в течение 2011 года оформлено более 57,6 декларация на товары, из них 99,7% с применением электронной формы декларирования. Объем декларационного массива составляет 120,7% от объема декларирования 2010 года. 
По объему декларирования в январе - декабре 2011 года крупнейшими таможенными постами Белгородской таможни являются два поста – Белгородский и Валуйский ТП. Грузооборот составил около 25 млн. тонн. По сравнению с 2010 годом грузооборот увеличился на 34,5%. Внешнеторговый оборот таможни в 2011 году составил свыше 10 млрд. долларов США. По сравнению с 2010 годом объемы внешней торговли возросли на 48,7%.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию  системы таможенных платежей в РФ 

     3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей 

     Ключевая  цель деятельности таможенных органов - максимальное содействие международным  экономическим отношениям, ускорение  товарооборота. При этом нельзя забывать о том, что таможенная служба исторически  формировалась как государственный  фискальный аппарат, основная задача которого - пополнение федерального бюджета.

Информация о работе Роль и место таможенных органов в формировании доходной части бюджета