Режим наибольшего благоприятствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:50, реферат

Описание работы

Режим наибольшего благоприятствования в течении последних пятидесяти лет является, по существу, важнейшим условием международных договоров. В торговых отношениях в настоящее время он применяется на условиях взаимности и в безусловной форме, предусматривающей обязательства договаривающихся государств предоставить РНБ друг другу немедленно, безусловно и безвозмездно.

Содержание

Введение……………….
1. Определение и сущность РНБ
1.1. Содержание и формы наибольшего благоприятствования…
1.2. Исключения из принципа наибольшего благоприятствования…
1.3. Возникновение, приостановление, прекращение прав на пользование РНБ…..
2. Роль РНБ во внешней торговле
2.1. Значение РНБ при осуществлении внешнеэкономической деятельности…….
2.2. РНБ в рамках ВТО…………
Заключение……..
Список использованных источников…….
Приложения…….

Работа содержит 1 файл

РНББ.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     Другими словами, ГАТС позволяет странам-членам ВТО использовать достаточно широкий спектр ограничений РНБ при условии, что они станут позже предметом переговоров. При этом страны-члены ВТО не должны оправдывать изъятия из РНБ каким-то исключительным положением страны или привязывать их к каким-либо специфическим видам услуг. Единственное условие заключается в том, что изъятие объявляется при присоединении страны к ГАТС и должно стать объектом переговоров в ходе последующих раундов многосторонних переговоров о либерализации сферы услуг.

     Есть  и еще одно направление, ограничивающее применение РНБ. Статья 27 ГАТС содержит оговорку в отношении стран не присоединившихся к ГАТС, а именно, что член ВТО может отказать в выгодах Соглашения, если он установит, что услуга поставляется либо на территорию страны не членов ВТО, либо с территории такой страны. Это положение, в частности, особо касается морского судоходства. Поэтому страны, не присоединившиеся к ВТО, сразу же оказываются в худшем экономическом и торгово-политическом положении по сравнению с участниками ВТО и в отношении этих стран положения РНБ могут быть не применены.

     Все сказанное выше связано с тем, что сфера действия ГАТС очень  широка. Во-первых, в круг ведения  ГАТС входят свыше 160 достаточно широких  по своему содержанию видов услуг, сильно разнящихся по своему характеру, значимости и месте в экономике страны. Во-вторых, ГАТС охватывает все меры, регулируют, поставку и потребление услуг.

     Статья I Соглашения определяет, что его  предметом являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугами. Термин "меры" раскрывается как любые мероприятия, воздействующие на торговлю услугами и осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства. При этом каждая договаривающаяся сторона берет на себя полную ответственность за соблюдением всех положении ГАТС и должна предпринять соответствующие шаги, чтобы обеспечить соблюдение положений ГАТС региональными и местными органами власти.

     Поэтому, как показывает так называемый перечень обязательств по ГАТС, подавляющее большинство стран-членов ВТО не распространило действие РНБ на многие виды услуг и на часть мер, регулирующих торговлю услугами .

     В связи с этим можно сделать  вывод, что реальная сфера действия РНБ в рамках ГАТС имеет существенно усеченный характер по сравнению с его реальным применением в рамках ГАТТ.

     .

     Не  менее существенный круг проблем  связан с тем, что ГАТС существенно  меняет содержание термина "торговля". Торговля услугами резко отличается от торговли товарами и это имеет прямое отношение к возможному использованию РНБ в сфере торговли услугами.

     ГАТС  впервые в мировой практике содержит определение термина "Торговля услугами". Этот вопрос оказался ключевым при  выработке соглашения. Дело в том, что точное определение термина "торговля услугами" автоматически влекло за собой установление сферы действия Соглашения, границы применения его норм и обязательств, включая РНБ.

     Согласно  ГАТС торговля услугами может осуществляться как перемещением услуг из страны в страну, так и перемещением самих производителей и потребителей услуг из одной страны в другую. Потребление услуг в стране их производства потребителем, находящимся там, квалифицируется как экспорт. В равной степени перемещение производителя услуг в страну их потребления так же рассматривается как экспорт услуг.

     Согласно  ГАТС существует четыре равноценных  метода поставки услуг. Статья I, параграф 2 определяет торговлю услугами как их поставку с территории одной страны потребителю услуг, находящемуся на территории любой другой страны (трансграничная поставка услуг, равноценная экспорту и импорту товаров). Кроме того, торговля услугами возможна путем использования еще трех других форм поставки услуг:

     - поставка услуг путем так называемого  коммерческого присутствия предприятия (юридического лица) одной страны на территорию другой страны.

     - поставка услуг потребителю услуг  из одной страны, прибывшему или  расположенному на территории  любой другой страны.

     - поставка услуг физическим лицом  одной страны путем его присутствия или перемещения на территорию другой страны, где это лицо производит, услуги.

     Статья 16 ГАТС определяет, что в отношении  доступа на рынки посредством  всех названных выше четырех методов  поставки услуг каждый член ВТО распространяет на услуги или поставщиков услуг другого члена ВТО режим не менее благоприятный, чем режим, установленный в его перечне обязательств, приложенных к ГАТС. Это, в свою очередь, означает что объем реально действующего РНБ в рамках ГАТС имеет фрагментарный характер, меняясь от страны к стране и переходе от одного метода поставки услуг к другому.

     Кроме того, надо иметь в виду, что защита от импорта в сфере услуг обычно осуществляется путем создания дискриминационных условий в использовании иностранных услуг в пределах национального рынка. Поэтому барьеры в торговле услугами часто принимают форму, действующих внутри страны национальных законов, административных распоряжений, ведомственных инструкций, непризнания иностранных квалификационных сертификатов, дипломов и т.п. Еще более осложняет использование РНБ то обстоятельство, что, как отмечалось выше, только часть услуг предоставляется путем пересечения Границы. Значительная часть иностранных услуг или национальных предоставляется непосредственно на национальной территории страны, экспортирующей или импортирующей услуги.

     В силу рассмотренной выше специфики  обмена услугами и, в первую очередь, в силу того, что доля торговли услугами, протекающая между производителями и потребителями услуг в пределах национальной территории одной либо другой страны очень велика и, очевидно, выше чем трансграничное движение услуг, сфера действия режима РНБ в торговле услугами существенно уже, чем в торговле товарами. Поэтому национальный режим выступает в торговле услугами как принцип первостепенной важности: во многом определяющий положение стран-членов ГАТС во взаимной торговле услугами.

     Соглашение, которое вошло в пакет договоренностей  Уругвайского раунда, запрещает его участникам использовать ограниченный круг мер торговой политики, который мог оказывать влияние на иностранные инвестиции и который мог быть квалифицирован как меры, противоречащие режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму. В тексте Соглашения содержится так называемый иллюстративный перечень таких мер. В число мер, запрещенных Соглашением, входят следующие:

     - требование, чтобы предприятие с  иностранным капиталом использовало  в порядке, предписанным национальным  законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей национальной продукции:

     - другая, близкая к названной выше, мера - требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом покупало импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции;

     - еще одна похожая мера связана  с требованием обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции.

     Названные выше меры квалифицируются в Соглашении как противоречащие статье 3 ( Национальный режим) и статье XI  ГАТТ.

     Рассмотренные выше два основополагающих документа  ГАТТ и ГАТС показывают, что РНБ, хотя и является ключевым правовым принципом этих соглашений, имеют разный правовой объем, устанавливают различные правовые нормы для участников этих соглашений.

     Третий  важнейший правовой документ ВТО - это  Соглашение торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Это Соглашение содержит РНБ в отношении защиты прав интеллектуальной собственности. Статья 4 Соглашения говорит "в отношении защиты прав интеллектуальной собственности любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставленное членом ВТО гражданам любой страны должны быть немедленно и безусловно предоставлены гражданам всех стран- членов ВТО...". Однако, далее эта статья исключает из этого обязательства по РНБ льготы, преимущества, иммунитета или благоприятствования, предоставленные согласно Бернской конвенции (ООН, 1971 г.) и Римской конвенции (ООН, 1964 г.) в отношении целого ряда видов интеллектуальной собственности, в частности авторские права а также и некоторые другие формы интеллектуальной собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Режим наибольшего  благоприятствования, служащий в современном  мире основой практически всех видов  сотрудничества между государствами, приобрел сегодня всеобщее международное  признание.

В этой связи  углубленная теоретическая разработка всего комплекса проблем правового характера, связанных с непосредственной реализацией режима наибольшего благоприятствования на практике, имеет весьма важное значение как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.

Проведение  такого исследования представляется актуальным на данном этапе, характеризующимся интенсивным развитием

международных экономических связей России, в особенности  в связи с ее вступлением в  ближайшее время во Всемирную  торговую организацию 
 
 
 
 

Информация о работе Режим наибольшего благоприятствования