Режим наибольшего благоприятствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:50, реферат

Описание работы

Режим наибольшего благоприятствования в течении последних пятидесяти лет является, по существу, важнейшим условием международных договоров. В торговых отношениях в настоящее время он применяется на условиях взаимности и в безусловной форме, предусматривающей обязательства договаривающихся государств предоставить РНБ друг другу немедленно, безусловно и безвозмездно.

Содержание

Введение……………….
1. Определение и сущность РНБ
1.1. Содержание и формы наибольшего благоприятствования…
1.2. Исключения из принципа наибольшего благоприятствования…
1.3. Возникновение, приостановление, прекращение прав на пользование РНБ…..
2. Роль РНБ во внешней торговле
2.1. Значение РНБ при осуществлении внешнеэкономической деятельности…….
2.2. РНБ в рамках ВТО…………
Заключение……..
Список использованных источников…….
Приложения…….

Работа содержит 1 файл

РНББ.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     Третьим новым дополнением к изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования является следующая норма: развивающиеся страны не должны распространять на развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между ними.

     Все эти три нормы представляют собой по существу рекомендуемое отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима наибольшего благоприятствования между развивающимися и развитыми государствами.

     Применение  принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее развитым странам.

     Именно  поэтому во взаимоотношениях между  развивающимися и развитыми странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям, что выразилось в создании общей системы преференций.

     Смысл этой системы заключается в том, что развитые страны предоставляют  товарам из развивающихся стран  преференциальный режим, с тем, чтобы они смогли утвердиться на высококонкурентных рынках стран с развитой экономикой, причем такие предпочтительные условия действуют лишь в течении определенного периода, пока развивающиеся страны не будут признаны конкурентоспособными на мировом рынке.

     Наряду с общими изъятиями существуют специальные изъятия.

     В договорах, например, часто указывается, что в области мореплавания режим  наибольшего благоприятствования  не распространяется на каботажное судоходство, портовую и спасательную службы и некоторые другие вопросы.

     Государства, входящие в таможенный союз, образуют единую таможенную территорию, устанавливают единый таможенный тариф и проводят единую таможенную политику. То есть в области международных экономических отношений таможенный союз выступает как единое целое, являясь субъектом этих отношений. Те права, которые участники этого союза предоставляют друг другу, не распространяются на третьи государства, с которыми государства-участники таможенного союза заключили соглашение о режиме наибольшего благоприятствования.

     Вопрос  об исключении в пользу таможенных союзов и других подобных ассоциаций государств вызвал большое количество споров.

     Во-первых, представляет затруднение четко  выделить для каких именно объединений государств применимо данное исключение. К подобным таможенным союзам ассоциациям государств относятся:

     1) зоны свободной торговли;

     2) любой временный режим, ведущий  к созданию таможенного союза или зоны свободной торговли;

     3) любая другая ассоциация или  группа государств, основанная на таможенном союзе, зоне свободной торговли или временном режиме, ведущем или. имеющем своей целью привести к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли. [6, №6]

     Во-вторых, вызывает замечания тот факт, что  в случае принятия данного исключения государства, не входящие в таможенный союз оказываются в худшем положении по сравнению с членами этого союза.

     Таможенные  объединения не должны вести к  уклонению от других обязательств и  исключения в пользу таких объединений  возможны только при явно выраженном согласии государств с ограничением своих прав, вытекающих из режима наибольшего благоприятствования.

     Исключения  существуют и по более широким  и общим направлениям использования РНБ. Первоначально они были сформулированы в статье XX ГАТТ «Общие исключения» и в статье XXI «Исключения по соображениям безопасности».

     Затем эти положения в различных формах и формулах нашли применение в других соглашениях и правовых документах ВТО.

     В частности, статья XX ГАТТ позволяет  странам-членам ВТО отклоняться  от принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защита отечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений, охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей.

     Формулировки, содержащиеся в статье XX ГАТТ носят  достаточно общий характер и не всегда поддаются достаточно четкой кодификации.

     Тем не менее эта группа вопросов (общественный порядок, общественная мораль, здравоохранение) нашла достаточно широкое применение в практике стран-членов ГАТТ, а теперь ВТО. В последнее десятилетие в эту группу исключений все более настойчиво включается достаточно широкие по характеру действия экологические соображения. 
 
 

1.3 Возникновение, приостановление, прекращение прав на    

      пользование РНБ 

     Применение  режима наибольшего благоприятствования  предполагает определение условий, при наличии которых возникают, приостанавливаются и прекращаются права в силу оговорки о наибольшем благоприятствовании.

     Для приведения в действие безусловной оговорки необходимо наличие двух элементов: оговорки, содержащейся в действующем договоре и предоставления льгот третьему государству. В случае обусловленной клаузулы необходим третий элемент - выполнение государством-бенефициарием условия, указанного в клаузуле.

     На  основе этого положения была сформулирована ст.20 Проекта под названием: "Возникновение прав в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации", п.1 которой гласит: "Право государства-бенефициария на режим наиболее благоприятствуемой нации в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации, не содержащей условия о возмездности, возникает в момент, когда бенефициирующее государство распространяет соответствующий режим на третье государство".

     Эта формулировка вызывает некоторые замечания. На момент вступления в силу договора, содержащего оговорку о наибольшем благоприятствовании, такой режим бывает практически уже предоставлен какому-либо третьему государству. Варианты, предложенные в статье 20 и комментарии не даст определенного ответа на вопрос: какое предоставление имеется в виду - фактическое или юридическое. Представляется, что основанием пользоваться правами, вытекающими из оговорки о наибольшем благоприятствовании для государства-бенефициария является юридическое предоставление бенефициирующим государством соответствующего режима третьему государству.

     В случае, если юридическое предоставление не дополняется фактическим, бенефициирующее государство нарушает свое обязательство в отношении третьего государства. Факт такого нарушения не должен влиять на пользование правами, вытекающими из оговорки государством-бенефициарием.

     Прекращению и приостановлению прав в соответствии с клаузулой о наибольшем благоприятствовании посвящена статья 21 Проекта: "Право государства-бенефициария на режим наибольшего благоприятствования ... прекращается или приостанавливается в момент, когда бенефициирующее государство прекращает или приостанавливает распространение соответствующего режима на третье государство". Здесь отражено широко признанное положение об изменяющемся характере режима наибольшего благоприятствования. Предоставление каких-либо льгот третьему государству не означает, что государство-бенефициарий всегда будет пользоваться теми же льготами. Если прекращается предоставление определенных преимуществ, обещанных третьему государству, то соответственно изменяется и содержание режима наибольшего благоприятствования в отношении государства-бенефициария.

     Но  в данной статье не учтено то обстоятельство, что договор, содержащий оговорку о  наибольшем благоприятствовании, может прекратить действие раньше, чем бенефициирующее государство прекращает предоставление соответствующего режима третьему государству.

     Нельзя  также оставить без внимания и  то, каким образом бенефициирующее государство прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству. Такое прекращение или приостановление может быть двояким: правомерным (включая осуществление международно-правовых санкций в ответ на противоправное деяние третьего государства) и противоправным (нарушающим международные обязательства в отношении третьего государства).

     В соответствии с юридической логикой  в первом случае права государства-бенефициария должны прекращаться или приостанавливаться, а во втором - нет. [5, стр. 179] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль РНБ во внешней торговле
 

     В современном мире широко идут процессы интеграции и глобализации общества, что приводит к появлению экономических группировок стран, в частности, международных зон свободной торговли, таможенных союзов. Это придает особое значение роли РНБ в международном экономическом обмене. Процессы регионализации имеют тенденцию сделать международную торговлю, опирающуюся на РНБ скорее исключением, чем основополагающим правилом. Это, собственно, уже произошло в торговле Евросоюза.

           Внешняя торговля стран, входящих в региональные экономические группировки делится на два обособленных сектора: взаимная торговля стран-участниц: региональной группировки, освобожденная от таможенных и большинства других барьеров в торговле и торговля стран-участниц группировки с остальными странами, где в полной мере применяются барьеры в торговле. Сегодня эта практика прочно вошла в торгово-политические системы более чем 70-ти государств мира, в число которых входят все развитые страны и крупнейшие государства развивающегося мира. В итоге, условия РНБ действуют по периметрам многих региональных экономических группировок.

          Страны, входящие в зоны свободной  торговли также используют двойной  стандарт - свободная от ограничений  взаимная торговля в рамках зоны свободной торговли и распространение на базе PHБ только внешних условий, несмотря на положения ВТО, говорящее, что страны-члены ВТО "признают, что целью таможенного союза или зоны свободной торговли должно быть облегчение торговли между составляющими их территориями, а. не создание барьеров между другими членами ВТО и данными территориями" [ГАТТ-1994, статья 24, п.4]. На деле происходит как раз обратный процесс. 
 
 
 
 
 

      В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми не предусматривают такой режим, или если страна происхождения таковых товаров не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, а если  предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении этих стран то таможенная пошлина уменьшается по сравнению с базовой. 

      Для реализации данного инструмента  торговой политики существует специальный документ "Сертификат происхождения товара", который однозначно должен подтверждать страну происхождения. Таможенные органы Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении товара.  

В Российской Федерации к товарам может применяться (восстанавливаться) Р.н.б.н. при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год с даты осуществления таможенного оформления. В тех случаях, когда импортируемые в РФ товары происходят из стран, торгово-политические отношения с которыми не установлены или когда страна происхождения товара не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определяемые на основании Закона РФ "О Таможенном Тарифе", увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Россией тарифных льгот, преференций на основании действующих положений указанного закона РФ. См. также преференциальный режим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Статья 2 ГАТС устанавливает РНБ действующим в отношении всего Соглашения. Она гласит: "В отношении особой меры, охватываемой ГАТС, каждый член ВТО должен представить немедленно и безусловно для услуг и поставщиков услуг любого другого члена ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для тех же услуг или поставщиков услуг любой другой страны".

     Однако  согласно параграфу 2 этой статьи любой  член ВТО может продолжать использовать ограничительную меру не согласующуюся с РНБ при условии, при условии, что эта мера внесена в национальный список изъятий и соответствует приложению к статье 2 (Приложение к статье 2 определяет условия получения изъятий страной-членом ВТО, в нем в частности говорится, что Совет по торговле услугами должен регулярно рассматривать подобные изъятия). В приложении подчеркивается, что изъятие не может даваться на срок более 10 лет и что изъятия должны быть предметом переговоров на последующих раундах по либерализации сферы услуг. В ГАТС содержится положение, выводящее правительственные поставки и закупки услуг за рамки РНБ. Это изъятие содержится в статье 13. Применение РНБ к морским транспортным услугам отложено до следующего раунда переговоров о либерализации сферы услуг.

Информация о работе Режим наибольшего благоприятствования