Реализация принципа эскалации построения таможенного тарифа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение принципа эскалации построения таможенного тарифа.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

◦Изучить понятие принципа эскалации и его роль в формировании таможенно-тарифной политики государств;
◦Проанализировать особенности применения принципа тарифной эскалации в условиях действия таможенного союза;
◦Изучить проблемы применение принципа тарифной эскалации в современных условиях и пути их решения.

Содержание

Введение 5
Глава 1. Понятие принципа эскалации и его роль в формировании таможенно-тарифной политики государств 7
Глава 2. Особенности применения принципа тарифной эскалации в условиях действия таможенного союза 11
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования применения принципа тарифной эскалации в современных условиях и пути их решения 18
3.1. Проблемы принципа тарифной эскалации 18
3.2. Совершенствование принципа тарифной эскалации 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

2011. Эскалация.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Третье - отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин. Постепенно будет осуществляться переход к отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров.

     Четвертое - оптимизация национальной схемы тарифных преференций. В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций.

     Пятое - последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.

     Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями. 

     И последнее, седьмое - обеспечение стабильности и транспарентности применения мер  таможенно-тарифного регулирования. В период до 2011 года будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года. Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудноустранимыми негативными последствиями для экономики.

     Этот  проект впервые описывает изменения в стратегии применения мер таможенно-тарифного регулирования после создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

     Отметим, создание союза с января 2010 года сопровождалось частичным снижением единого таможенного тарифа (ЕТТ) в сравнении с действовавшим в 2009 году национальным таможенным тарифом по 1,5 тыс. товарных позиций (в основном это одежда и медицинский импорт), повышением по 350 позициям и сохранением ставок по 9,3 тыс. позиций неизменными4.

     Незначительная либерализация таможенного режима воспринимается преимущественно как угроза. Минэкономики констатирует риски снижения с 2010 года поступлений от ФТС в бюджет.

     Исходя из прогнозируемой динамики и структуры импорта, средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин ЕТТ с учетом льгот и преференций в 2010 году составила 10,15%, в 2011 году планируется — 10,05%, в 2012 году — 9,85%. Согласно оценке объемов импорта в 2013 году, средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин ЕТТ с учетом льгот и преференций по налогооблагаемому импорту из стран дальнего зарубежья в будет находиться в диапазоне 9,8-10%.

     Впрочем, протекционизм государственной  внешнеторговой политикой объявляется в вполне открыто. «Таможенно-тарифная политика в отношении промышленного импорта будет формироваться исходя из принципа эскалации таможенного тарифа при отказе от необоснованного завышения ввозных пошлин на товары производственного и социального назначения. Основной задачей ставится привлечение иностранного капитала в высокотехнологичные сектора. Решение данной задачи будет осуществляться путем повышения степени эскалации таможенного тарифа и снижения/обнуления ввозных пошлин на комплектующие, необходимые для переноса производства современных конкурентоспособных готовых изделий на территорию России, в том числе в целях формирования новых экспортных плацдармов»5.

     Цели и задачи такого протекционизма указаны в  приложении — защита секторов экономики  со средней степенью конкурентоспособности с применением мер «активной» таможенно-тарифной политики. В низкоконкурентном секторе защиту предполагается сохранять или же снижать для сдерживания инфляции и сохранения внутреннего спроса (исключение — сектора, производящие товары «особой государственной и социальной значимости»; пример — АПК: для них предлагается «резервирование» доли рынка за национальными производителями). В высококонкурентных секторах рост импортных тарифов допускается лишь при «недобросовестной конкуренции» иностранцев.

     «Активная» протекционистская защита «Основными направлениями» объявлена и инструментом реализации «инновационной политики» в РФ. Во многих случаях требуется индивидуальный подход к реализации общей задачи стимулирования инновационно-ориентированного развития России. Впрочем, другая рекомендованная мера — снижение пошлин на импорт компонентов и техники для инновационного промышленного производства.

     Чистой декларацией  государственного протекционизма «Основные направления» считать нельзя: так, предлагается и снижение барьеров на пути инвестимпорта, а в ряде случаев признается стимулирующее действие внешней конкуренции. Тем не менее, даже Таможенный союз рассматривается не столько как способ открытия рынков партнерам, сколько как инструмент сокращения импорта — в тексте признается важным «возможность налаживания импортозамещающей кооперации и экономически целесообразного замещения на рынке Таможенного союза продукции из дальнего зарубежья товарами, происходящими с единой таможенной территории».

     Идеологию документа  хорошо описывает следующая цитата из него: «Усиление глобальной конкуренции вызовет необходимость расширения спектра используемых мер поддержки конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешних рынках». Опасения именно такого рода действий неоднократно высказывались на саммитах в 2008-2009 годах, в которых принимала участие и РФ6.

     Рассмотри последствия  реализации данной таможенно-тарифной политики на примере.

     Многие  наивно полагают, что для того, чтобы  понять, на каких автомобилях будет ездить таможенный союз, достаточно съездить в Москву (Дальневосточный регион в этом вопросе является особым, поэтому его мы брать за основу не будем), а лучше посмотреть на статистику.

     По  данным агентства АЕБ самым продаваемым  автомобилем в России является LADA Priora. Только в первом квартале 2010 г. их было продано 21 тысяча машин. Второе место уверенно удерживает LADA Samara. За первый квартал было продано почти 18 тысяч машин. Третье место занимает Renault Logan – 12,5 тысяч машин (для белорусов и казахов поясним - есть такая французская малолитражка). На четвертом месте LADA Kalina – 12,2 тысячи машин – чуть-чуть уступив позиции французам. И, наконец, замыкает пятерку лидеров LADA 2105/2107 – чуть более 12 тысяч машин за первый квартал.

     Так что стратегию «эскалации таможенного  тарифа» уже ощутили на себе не только российские, но белорусские и казахские потребители, которые и марок из первой – самой популярной «российской десятки» – никогда раньше не слышали, а теперь вся Беларусь и Казахстан начинают активно пересаживаться на автопром отечественного производства7.

     Теперь  рассмотрим, как изменяются ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от степени переработки товара, по новому Единому Таможенному Тарифу на некоторые категории товаров.

Группа Наименование  товара Процентная  ставка
1 категория товаров
Группа 41 Hеобработанные  шкуры (кроме натурального меха) и выделанная кожа 0-5%
Группа 42 Изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме волокна из фиброина шелкопряда) 20, но не менее  1,9 евро за 1 кг.
Группа 43 Натуральный и  искусственный мех; изделия из него 5-20%,  20, но  не менее 50 евро за 1 шт.
2 категория товара
Группа 44 Древесина топливная  в виде бревен, поленьев, сучьев, вязанок  хвороста или в аналогичных видах 15%
Группа 44 Плиты древесностружечные 20%
Группа 44 Изделия столярные  и плотницкие, деревянные, строительные, включая ячеистые деревянные панели, панели напольные собранные, гонт и  дранку кровельные 20%
 

     Как мы видим из данных проанализированных в вышеприведенной таблице, ставка ввозной таможенной пошлины увеличивается по мере обработки товара, тем самым явно прослеживается принцип тарифной эскалации, сущность которого описана ранее. При полном анализе Таможенного тарифа, применение данного принципа находит свое отражение во всех товарных группах, а также иных позициях и подсубпозициях, в которых товары разделяются по принципу обработки.

     В заключении, хотелось бы отметить роль таможенного тарифа на количество и  динамику ввоза товара на территорию РФ.

     Таможенный  тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

     Функции таможенного тарифа:

    • фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
    • защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
    • стимулирующая – стимулирует ввоз товаров, которые не производятся, или производятся в количестве, недостаточном для удовлетворения потребности граждан.
 

     Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

     Фискальная  функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

     Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует  развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

     Таможенный  тариф в ряде случаев может  быть использован для развития национального  экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях  и нулевых ставок в отношении  отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

     Таким образом, мы видим, что при помощи таможенного тарифа государство  может в зависимости от целей  и планов дальнейшего экономического развития регулировать количество ввозимой продукции на территорию РФ, или сдерживать ее уровень, или же наоборот выпускать на внутренний рынок большое количество импортной продукции.  

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования применения принципа тарифной эскалации в современных условиях и пути их решения

     3.1. Проблемы принципа тарифной эскалации

     Как уже было отмечено ранее, принцип эскалация тарифа заключается в установлении минимальных пошлин на импорт сырья и максимальных на продукцию высокой степени переработки. Одновременно сегодня государство постепенно отказываться от необоснованного завышения пошлин на товары промышленно-производственного и социального назначения.

     Проанализировав новый  таможенный тариф, мы считаем, целесообразным отменить большую часть пошлин в 5 процентов. Сегодня эта пошлина, по данным минэкономразвития, применяется в отношении четверти всех импортируемых в Россию товаров. В таможенном тарифе огромное количество товаров облагаются по пошлине 5 процентов, но это бессмысленная пошлина. Она ничего не регулирует, но составляет огромное препятствие для бизнеса с точки зрения таможенного администрирования.

     Поставленные задачи будут обеспечиваться следующими мерами таможенно-тарифной политики:

     Первое - стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров. Для этого должна будет проведена дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.

     В таких отраслях, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, должны быть подготовлены правила классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие. Должна продолжаться работа по дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении компонентов и комплектующих элементов, в одном случае ввозимых для промышленного производства товаров, а в другом случае - не предназначенных для такого производства.

Информация о работе Реализация принципа эскалации построения таможенного тарифа