Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:08, курсовая работа
Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.
Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но, в конечном счете, объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач. Система таможенных органов и ее отдельные составные части играют видную и одновременно свою специфическую роль в процессе таможенной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 5
1.1. Особенности управления в таможенных органах 5
1.2. Таможенные органы как функциональная система управления 6
1.3. Общая характеристика таможенных органов в Российской Федерации …………………………………………………………………………….10
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 13
2.1. Понятие управления в таможенных органах 13
2.2. Функции управления и специфические функции управления в таможенных органах 15
2.3. Методы управления в таможенных органах 19
3. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 25
3.1. Основные проблемы в управлении таможенными органами 25
3.2. Направления повышения эффективности управления таможенными органами 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
При этом важно принять во внимание, что таможенную деятельность характеризует чрезвычайная динамичность, что оказывает немаловажное значение на формирование и функционирование данной системы и ее составных частей.6
Особенно это замечание
Только учитывая весь массив нормативно-правовой базы, на основании которой действует в настоящее время система таможенных органов РФ можно представить себе картину, отражающую специфику функционирования системы таможенных органов РФ и ее составных частей.
Прежде всего в этой связи следует отметить тот факт, что все звенья таможенной системы представляют собой органы федеральной власти. Это обусловлено тем, что они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (п. “ж”, “л” ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.
Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации – каждый нижестоящий таможенный орган подчинен вышестоящему. Кроме того, структура каждого таможенного органа характерна в целом для органа исполнительной власти.8
В целом можно заключить, что все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком – системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны.
Термин "таможенные органы" используется действующими законами - в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются.
Таможенные органы - государственные
органы, предназначенные для непосредст
Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере9.
Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенных органов на региональном уровне, в субъектах Федерации не допускается. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную - деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом, и любые действия или решения таможенных органов распорядительного характера могут быть обжалованы в служебном или судебном порядке.
В числе наиболее важных НПА, содержащих предписания о таможенных органах, можно выделить ТК (разд. V, гл. 39-42, ст. 401-437), Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 "О ФТС" и некоторые другие акты.
В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов России включает в себя (по нисходящей):10
В целом можно заключить, что таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В ряде случаев законодательство допускает выполнение отдельных действий. Относящихся к компетенции таможенных органов, иными государственными органами, предприятиями, организациями. При этом таможенные органы вправе контролировать такую деятельность (например, деятельность владельца частного склада временного хранения, таможенного перевозчика и т. д.). Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач.
Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).
Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.
Так, ст. 10 Таможенного Кодекса РФ перечисляет следующие функции таможенных органов11:
1) участвуют
в разработке таможенной полити
2) обеспечивают соблюдение
законодательства, контроль за исполнением
которого возложен на
3) обеспечивают в пределах
своей компетенции
4) защищают экономические интересы Российской Федерации;
5) применяют средства
таможенного регулирования
6) взимают таможенные
пошлины, налоги и иные
7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;
8) обеспечивают соблюдение
разрешительного порядка
9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
10) осуществляют и совершенствуют
таможенный контроль и
11) ведут таможенную статистику
внешней торговли и
12) ведут Товарную номенклатуру
внешнеэкономической
13) содействуют развитию
внешнеэкономических связей
14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;
16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
17) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
18) проводят научно-
19) обеспечивают
в установленном порядке
20) реализуют
единую финансово-
Приведенный перечень показывает, насколько многообразной является деятельность российских таможенных органов.
Таким образом, управление в таможенных органах — это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.
К специфическим функциям управления в таможенных органах относятся следующие функции:
Таким образом, специфические функции управления в таможенных органах обусловлены самой сущностью оперативно-служебной деятельности и ее многогранностью.12
В целом можно заключить, что функции показывают, насколько многообразной является деятельность российских таможенных органов, а специфические функции управления в таможенных органах обусловлены самой сущностью оперативно-служебной деятельности и ее многогранностью.
Таким образом, управление в таможенных органах — это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.
Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.
Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.
По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают общие и частные методы.13
Информация о работе Проблемы эффективности управления таможенной деятельностью