Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного контроля как части таможенной инфраструктуры РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Все элементы инфраструктурного обеспечения деятельности таможенной службы можно разделить на три большие группы

Содержание

1. Технические средства таможенного контроля как часть таможенной инфраструктуры…………………………………………………………………...3
2. Направления развития технических средств таможенного контроля………6
3. Проблемы и пути решения использования тстк…………………………..16
Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

контрольная работа №3.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

      С появлением МИДК на посту Морской  порт Восточный ДВТУ появилась возможность  проводить проверку товаров без  вскрытия контейнера, что, в свою очередь, позволило значительно ускорить процесс прохождения грузов, снизить сроки осмотра товаров, которые бы потребовались при применении других форм таможенного контроля, дало возможность принятия оперативных решений о дополнительных формах таможенного контроля, а также, в зависимости от номенклатуры и направления перемещения товаров, обозначить приоритеты в проведении таможенного контроля.

      По  результатам применения МИДК с момента  начала его работы выявлено более 46 административных правонарушений. С учетом общего количества возбужденных дел в Находкинской таможне, 54 процента которых были выявлены должностными лицами упомянутого поста, каждое седьмое дело -результат применения МИДК. Наиболее ярким примером из выявленных правонарушений было обнаружение в декабре 2008 года среди заявленных автозапчастей двух грузовых автомобилей японского производства: Hino Ranger 1995 года выпуска и Nissan Diesel Condor 1998 года, которые не были указаны в документах, предоставленных для оформления.

      Достаточно  высокие показатели эффективности стали возможны в результате проводимых структурными подразделениями таможни соответствующих аналитических мероприятий. Если с начала эксплуатации МИДК осматривались практически все группы товаров ТН ВЭД России, оформляемые постом, то в дальнейшем в целях совершенствования работы комплекса и повышения эффективности его применения было принято решение о привлечении к работе соответствующих структурных подразделений таможни.

      Проведенный ОП-СУР таможни комплекс организационно-аналитических мероприятий в итоге позволил определить Перечни объектов и субъектов контроля с МИДК. Если в конце первой половины 2008 года охват МИДК товарных партий, рекомендованных Перечнем, составлял лишь 18 процентов, то во втором полугодии ежемесячно охватывалось более 60 процентов товаров Перечня.

      В дальнейшем по данным Перечням постоянно  производилась корректировка. В  итоге полученные результаты позволили  поставить на особый контроль товары, имеющие определенную степень риска: автомобильные колеса, шины, запасные части, мебель, строительные материалы, сантехника. Вопросы эффективности применения комплекса были поставлены на постоянный контроль с апреля, что позволило отслеживать обоснованность и целенаправленность принятия должностными лицами таможенного поста решений о проведении данных осмотров с МИДК и, как следствие, получить стабильность применения комплекса и рост соответствующих показателей. В настоящее время эффективность применения достигла 74 процентов от 12 процентов на начальном этапе. Если на первоначальном этапе эксплуатации в день осматривалось от 18 до 25 контейнеров, то в настоящее время данный показатель составляет уже 33-36.

      До  недавнего времени в работе комплекса  было задействовано всего четыре должностных лица отдела таможенного  досмотра, прошедших обучение в Санкт-Петербурге, которые трудились в пятидневном рабочем режиме. С ноября к работе приступило уже два экипажа, теперь МИДК переведен на сменный режим работы, что позволило значительно увеличить как качество исследований, так и объем осматриваемых товаров.

      К концу года доля товарных партий, в  отношении которых были выявлены подозрения и произведены таможенные досмотры, составляет 2,2 процента. В  настоящее время положительно рассмотрен вопрос о создании в таможне отдела применения МИДК, задачами и функциями которого будут охвачены основные ключевые моменты, связанные с эффективностью использования комплекса в регионе ответственности таможни.

      Для увеличения количества осматриваемого товара руководством таможни было направлено в ДВТУ предложение по установке и введению в действие стационарного ИДК. Он способен существенно увеличить пропускную способность, что будет способствовать еще большему сокращению времени проведения таможенного контроля и соответственно увеличивать объем сканированного товара.

      Практика  показывает целесообразность строительства  стационарных ИДК на территории крупных  морских портов, каким, без сомнения, является порт Восточный. Стационарный, в отличие от мобильного, оснащен  двухпроекционной системой рентгеновского излучения, что позволяет получать информацию об изображении осматриваемых товаров в двух плоскостях - сбоку и сверху. Это обеспечивает еще более высокую эффективность обнаружения наркотических средств и взрывчатых веществ, оружия, взрывных устройств, а также других предметов таможенных правонарушений.

      Накопленный Ростовской таможней опыт работы с  МИДК, с помощью которого; было осмотрено  более двух тысяч транспортных средств, показал, что при наличии достаточной  штатной численности для обеспечения  круглосуточной работы ИДК в пунктах пропуска эффективность его применения будет значительно увеличиваться.

      Вместе  с тем практика применения ИДК  в таможенных органах, в частности  Южного таможенного управления, позволила  выявить ряд проблем как технического, и организационного характера.

      В настоящее время таможне не предоставлен программный продукт, позволяющий  проводить анализ получаемого рентгеновского изображения. Данное программное средство установлено исключительно на рабочих  станциях МИДК. Поэтому, несмотря на возможность  копирования указанной информации как на компакт-диски, так и на USB Flash-накопитель, функциональным подразделениям таможни представляется возможным проводить постконтроль осуществляемых таможенных осмотров с применением МИДК, а также использовать полученные изображения как источник дополнительной информации при основном таможенном оформлении.

      Опыт  работы должностных лиц Ростовской таможни на МИДК, находящихся в  распоряжении Ростовской и Выборгской таможен, показал, что интерфейс  программных средств на разных комплексах различен. Данное обстоятельство не позволит в дальнейшем выработать унифицированный регламент заполнения электронной регистрационной формы.

      Функция сканирования товаросопроводительных документов, имеющаяся на МИДК, находящемся  в распоряжении Выборгской таможни (на МИДК, находящемся в распоряжении Ростовской таможни, такая функция отсутствует), позволяет прикрепить к файлам изображения и электронной регистрационной формы отсканированное изображение максимум пяти листов документов. Учитывая тот факт, что товаросопроводительных документов, как правило, гораздо больше, данное ограничение не позволяет использовать функцию сканирования документов в полной мере.

      Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс позволяет получить рентгеновское  изображение исключительно в одной проекции и не позволяет различать с помощью выделения разными цветами материалы, из которых изготовлены проверяемые товары и части проверяемых транспортных средств (такими возможностями обладают рентгеновские установки, применяемые для проверки сопровождаемого багажа, перемещаемого физическими лицами). Данное обстоятельство существенно ограничивает возможности комплекса в выявлении скрытых вложений.

      К сожалению, организовать работу комплекса  даже в режиме двенадцати часов в  сутки ежедневно на постоянной основе на сегодняшний день не представляется возможным ввиду отсутствия необходимой штатной численности. На сегодняшний день таможенный осмотр с использованием МИДК осуществляют два должностных лица отдела таможенных процедур и таможенного контроля таможни - одно должностное лицо отдела контроля за таможенным транзитом и один работник автотранспортного отдела. При этом на данных лиц, помимо обязанностей по проведению таможенного осмотра с использованием ИДК, возложены должностные обязанности в соответствии с занимаемыми должностями, что не позволяет максимально эффективно использовать возможности ИДК. Привлечение к работе на комплексе должностных лиц таможенных постов, прошедших обучение и допущенных к эксплуатации МИДК, в настоящий момент не представляется возможным ввиду выполнения ими большого объема обязанностей по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в пунктах пропуска.

      При расчете штатной численности, необходимой  для обеспечения эффективного функционирования МИДК, следует учесть, что в соответствии с п. 4 приложения 3 Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК в автомобильном пункте пропуска через Государственную границу РФ, утвержденного приказом ФТС России от 03.10.2007 № 1332, для обеспечения работы комплекса в состав экипажа должны входить четыре должностных лица таможенного органа. Кроме того, в соответствии с действующими нормативами продолжительность трудовой недели для лиц, осуществляющих свою трудовую деятельность в непосредственном взаимодействии с источниками ионизирующих излучений, не должна превышать 30 часов.

      Существующая  на сегодняшний день нормативная  база, регламентирующая использование  МИДК, представляет собой два Порядка, утвержденных приказами ФТС России от 12.01.2007 № 13 и от 30.10.2007 № 1332. При этом утвержденные Порядки не позволяют полностью регламентировать действия должностных лиц при проведении таможенного контроля с использованием МИДК, а также учесть специфику использования комплекса в зависимости от конкретного пункта пропуска и оборудования самой установки. В то же время существующая правовая база не предусматривает использование МИДК при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств на внутренних таможенных постах, что делает такое применение невозможным, несмотря на имеющийся в Ростовской таможне положительный опыт.

      Не  всегда на территории пунктов пропуска через Государственную границу  РФ можно выделить соответствующую  площадку на полосе движения транспортных средств, въезжающих в РФ (осмотр транспортных средств, въезжающих в РФ, является приоритетным).

      Среди предложений должностных лиц, осуществляющих эксплуатацию ИДК, в рамках выполнения утвержденной ФТС России технологии применения ИДК при таможенном контроле, направленных на оптимизацию работы, сокращение времени, более качественный и быстрый пропуск товаров через таможенную границу, можно выделить следующие:

  1. оснащение ИДК дополнительно ноутбуком для возможной подготовки текстовых документов, а также составления и распечатки акта таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств, форма которого утверждена приказом ГТК России от 20.10.2003 № 1166;
  2. доработка программы для операторов по анализу изображения и установка опции, позволяющей осуществлять автоматический перевод товаротранспортных и товаросопроводительных документов, составленных на иностранных языках;
  3. оснащение рабочих мест операторов по анализу изображения дополнительной функцией, позволяющей получать визуальную информацию при распознавании материалов, показывать различные по атомному номеру материалы в разных цветовых оттенках и сопоставлять их с имеющимися установленными данными (шкалы) по конкретным материалам;
  4. определение меры ответственности перевозчиков за причинение вреда устройству комплекса, в том числе в случае преднамеренного вывода из строя ИДК;
  5. формирование штатной численности экипажей ИДК, обеспечивающей круглосуточный режим работы ИДК;
  6. обеспечение постоянного и устойчивого функционирования создаваемого парка ИДК при условии соблюдения требований технической и эксплуатационной документации, которая предусматривает квалифицированное техническое обслуживание и ремонт, что возможно посредством специального обучения технического состава таможен порядку проведения технического обслуживания с выдачей сертификатов, а также путем создания регионального ремонтно-технического центра;
  7. решение социальных вопросов для лиц, работающих на ИДК, в соответствии с законодательством РФ.

      Таким образом, указанные согласно Плану действий ФТС России по реализации Концепции развития таможенных органов РФ меры позволят сократить сроки и финансовые затраты участников внешнеторговой деятельности на прохождение таможенных процедур (ведь один час простоя в очередях на границе - это дополнительно 0,04% к стоимости товара) и увеличить пропускную способность пунктов пропуска, а внедрение в практику работы таможенных органов ИДК позволит эффективнее противодействовать недостоверному декларированию товаров, повышению результативности борьбы с контрабандой, обеспечению высокой степени эффективности таможенного контроля. 

3. Проблемы и пути решения использования тстк

      В настоящее время значительно  усилилось влияние таможенного  регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

      Расширение  сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

      При развитии таможенных органов Российской Федерации, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, необходимо учитывать особенности расположения Российской Федерации - значительную протяженность государственной границы, а также ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Российской Федерацией.

      По  данным таможенной статистики в 2008 году внешнеторговый оборот России составил 735,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 628,5 млрд.долларов США (рост на 34,0%), со странами СНГ – 106,5 млрд.долларов США (рост на 29,0%). (рисунок 1) 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного контроля как части таможенной инфраструктуры РФ