Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование применения таможенных пошлин в таможенном союзе.
Задачи формируются в соответствии с основной целью и включают в себя:
– изучение понятия таможенных пошлин;
– рассмотрение видов тарифных льгот;
– изучение механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин между государствами-членами таможенного союза;
- исследование динамики импорта и экспорта государств-участников таможенного союза.
Введение
Глава 1. Сущность таможенных пошлин
1.1 Таможенная пошлина, ее функции и виды
1.2 Тарифные льготы и преференции
Глава 2. Применение таможенных пошлин в таможенном союзе
2.1 Исчисление таможенных пошлин
2.2 Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин в таможенном союзе
2.3 Внешняя торговля стран-участников таможенного союза
Заключение
Список использованной литературы
3) при перемещении товаров для личного пользования, не превышающими сумму эквивалентную 1500 евро и весом не более 50 килограмм;
4) если в соответствии законодательством товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами.[9]
По требованию плательщика таможенных пошлин, таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за три календарных года, предшествующие этому требованию.
Правовой основой регулирования данной сферы является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 20 мая 2010 года «Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)».
Ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства (далее - уполномоченные органы сторон) в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (в т.ч. при взыскании ввозных таможенных пошлин).
Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают:
- суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;
- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон;
- суммы зачисленных в бюджет стороны доходов от распределения этой стороной сумм ввозных таможенных пошлин;
- суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон;
- суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных Соглашением;
- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других сторон приостановлено.
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства - члена таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.
В целях минимизации курсовых потерь при конвертации национальных валют в ходе распределения сумм ввозных таможенных пошлин будет применяться схема их перечисления, основанная на межбанковском клиринге, при котором используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США, а также появляется возможность требования национальным (центральным) банком страны-получателя причитающейся суммы либо в национальной валюте этой страны, либо в долларах США.
После получения средств национальный (центральный) банк страны-получателя должен перечислить полученные средства на счета бюджета.
В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).
Схема 1. Общая схема механизма распределения ввозных таможенных пошлин, а также схема перечисления в доход бюджета стороны сумм от распределения ввозных таможенных пошлин.
Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой стороны устанавливаются в следующих размерах:
- Республика Беларусь - 4,70%;
- Республика Казахстан - 7,33%;
- Российская Федерация - 87,97%.
При установлении нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин каждая сторона не должна приобретать или терять что-либо в результате внедрения механизма их расчета.
В целях осуществления оперативной сверки данных, поступивших от уполномоченных органов сторон, а также для своевременного выявления расхождений в расчетных (платежных) документах, поступивших по электронным каналам связи в виде графической электронной копии документа, Соглашением предусмотрен обмен информацией между уполномоченными органами сторон, необходимой для реализации Уполномоченный орган направляет расчетный (платежный) документ (инструкцию) с указанием даты, за которую осуществляется распределение ввозных таможенных пошлин, и суммы в национальной валюте, подлежащей распределению между бюджетами сторон в национальный (центральный) банк для дальнейшего перечисления на счета в иностранной валюте других сторон.
Схема 2. Обмен информацией между уполномоченными органами сторон.
При неперечислении или неполном перечислении денежных средств на счет в иностранной валюте какой-либо стороной в установленные Соглашением сроки, а также в случае непоступления информации от уполномоченного органа этой стороны об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению, она уплачивает стороне, на счета в иностранной валюте которой не поступили соответствующие денежные средства (двум другим сторонам), проценты за просрочку на всю сумму образовавшейся задолженности по ставке в размере 0,1% за каждый календарный день просрочки, включая день, когда сумма от распределения ввозной таможенной пошлины не была перечислена другой стороне (двум другим сторонам).
В случае непоступления (неполного поступления) денежных средств от какой-либо стороны и отсутствия уведомления от ее уполномоченного органа об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между сторонами, уполномоченный орган стороны, на счет в иностранной валюте которой не поступили денежные средства, на третий рабочий день после непоступления (неполного поступления) вправе приостановить перечисление сумм ввозных таможенных пошлин со своего единого счета на счет в иностранной валюте первой стороны.
Если стороной принимается решение о приостановлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин, денежные средства, подлежащие перечислению на счет в иностранной валюте другой стороны, подлежат зачислению в доход бюджета первой стороны до отмены решения о приостановлении перечисления и обособленно учитываются в ее бюджете. Суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, не перечисленные на счета в иностранной валюте какой-либо стороной, а также суммы не исполненных национальными (центральными) банками сторон обязательств по перечислению денежных средств в долларах США относятся к государственному долгу.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Счетный комитет по контролю над исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетная палата Российской Федерации в рамках совместных контрольных мероприятий ежегодно проверяют соблюдение уполномоченными органами сторон положений настоящего Соглашения.
Контроль осуществляет Комиссия Таможенного союза, а ее секретариат проводит:
- мониторинг и контроль полноты поступления ввозных таможенных пошлин и их последующее распределение между государствами - членами Таможенного союза;
- статистический анализ и подготовку справочных, аналитических и информационных материалов в сфере применения вышеуказанного механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин.
Комиссия Таможенного союза представляет в Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств ежегодный отчет об исполнении Соглашения.
Таможенно-тарифная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, - привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет.
На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков товаров аналогичных тем, что производятся в России. Многие их них по техническим и ценовым параметрам превосходят отечественных производителей. Этим и объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции. Российские производители не могут достойно конкурировать с иностранными аналогами, а, следовательно, они должны быть защищены государством по средствам таможенного тарифа, а именно - таможенных пошлин, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на отечественный рынок, а также актами, принятыми Правительством России и документами ФТС России.
Суммарный импорт стран-участников таможенного союза в 2010 году составил 249 млрд. долл. США. Импорт России составил 214,7 млрд. долл. США (86,2 % ), импорт Республики Беларусь – 16,2 млрд. долл. США (6,5%), импорт Республики Казахстан – 18,3 млрд. долл. США (7,3%)[10]
График 1. Суммарный импорт государств-членов таможенного союза за 2008-2011 гг.
По сравнению с 2009 годом суммарный импорт стран-участников таможенного союза в 2010 году увеличился на 62 млрд. долл. США.
Суммарный экспорт стран-участников таможенного союза в 2010 году составил 437,1 млрд. долл. США. Экспорт России составил 368 млрд. долл. США (84,2%), экспорт Республики Беларусь – 14,8 млрд. долл. США (3,4%), экспорт Республики Казахстан – 54, 1 млрд. долл. США (12,4%).
График 2. Суммарный экспорт государств-членов таможенного союза за 2008-2010 гг.
По сравнению с 2009 годом экспорт стран-участников таможенного союза в 2010 году увеличился на 107,5 млрд.долл. США.[11] Рост стоимости экспорта обусловлен благоприятной конъюнктурой на мировых рынках основных товаров экспорта и, прежде всего, на нефтяном, а также на рынке цветных металлов.
Таким образом основное назначение таможенных пошлин:
- защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться;
- средство стимулирования отечественного производства. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной;
- важный источник бюджетных доходов.
Таможенные пошлины играют значительную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности страны, а также являются основным источником пополнения доходной части федерального бюджета. Введение таможенных пошлин помогает защитить развивающиеся отрасли экономики внутри страны и стимулирует отечественного производителя.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
В данной работе были изучены понятия таможенной пошлины, рассмотрены виды и порядок применения тарифных льгот, изучен механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и приведена динамика импорта и экспорта государств-членов таможенного союза.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.- Москва: Проспект, КноРус, 2011. – 784с.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза. – Москва: Проспект, 2010. – 192с.
3. Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации //http://www.vch.ru
4. Закон РФ №5003-1 от 21.05.1993 "О таможенном тарифе» //Консультант Плюс: Высшая школа – Выпуск14. Осень 2010
5. Соглашение от 25 января 2008 года «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»// Консультант Плюс: Высшая школа – Выпуск14. Осень 2010
6. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам » // Консультант Плюс: Высшая школа – Выпуск14. Осень 2010.
Информация о работе Применение таможенных пошлин в таможенном союзе