Применение информационных технологий в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ информационного обеспечения управления в таможне .
В соответствии с вышеназванной целью задачами являются:
1. Определение понятия «информация» в таможне,
2. Определение понятия «информационных технологий»,
3. Ознакомление с тенденциями развития информационных технологий,
4. Предмет исследования - Информационные технологии в таможенном де
ле .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. 5
1.1. Понятие информации, информационных технологий и информационных систем. 5
1.2. Автоматизация процессов управления в таможенной службе России 11
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. 15
2.1. Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. 15
2.2. Концепция развития информационно-технической политики ФТС России. 24
ГЛАВА III. ПОРЯДОК ПЕРЕМЕШЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ (с использованием программы Bpwin)………………………………………………..33
3.1. Вывоз Культурных ценностей………………………………………….34
3.2. Ввоз культурных ценностей…………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

   Особую  роль информационных технологий в таможенном деле подчеркивает тот факт, что Таможенном кодексе (ТК) Российской Федерации есть отдельный раздел, посвященный информационным технологиям. Ни в одном другом кодексе подобного раздела нет. Новый ТК создал правовую базу, позволяющую использовать новые формы таможенного оформления и контроля для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования и практики управления рисками. Статья 124 ТК оговаривает возможность декларирования электронным способом. Принципиально значимой для развития информационных технологий в ТК является ст. 425, которая говорит о возможности представления документов на расстоянии с использованием телекоммуникационных систем. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано понятие документированной информации - «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» и информационных ресурсов - «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах».

   Также в данном законе в ст. 12 определен  порядок отношения между пользователем и владельцем информационных ресурсов при предоставлении информационных   ресурсов:   «Владельцы   информационных   ресурсов   обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению». Положения закона не определяют порядок подачи электронных документов и меры ответственности. Но, как видно из статьи, эти пункты необходимо оговорить в заключаемых соглашениях по информационному обмену. Создание нормативно-правового обеспечения является наиболее важной частью создания системы и организации обменом электронными документами.

   В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» электронные документы в системах электронного документооборота, могут подтверждаться электронной цифровой подписью. В этом случае, юридическая сила электронной цифровой подписи признается только при наличии лицензионных программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию цифровой подписи.

   1.2. Автоматизация процессов  управления в таможенной  службе России

 

   Таможенное  дело государства составляют его  таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики.

   Анализ  деятельности таможенной службы России показал, что за достаточно короткий срок она завершила этап своего становления, однако проблема исследования ее деятельности приобретает все большую остроту и значимость. Современная таможенная система занимает строго определенное место в экономической системе Российского государства. Вместе с тем она имеет ряд недостатков, наличие которых отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а  также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности. Устранение указанных недостатков и создание высокоэффективной таможенной службы, отвечающей как внутренним, так и внешним интересам России, является главной целью модернизации таможенных органов.

   Центральное место в общей проблеме модернизации таможенной системы занимает проблема оценки и, соответственно, повышения  эффективности ее системы управления. Одна из ключевых причин, определяющих наличие проблемы – низкий уровень автоматизации процессов оперативного, оперативно-стратегического и стратегического управления деятельностью таможенных органов. К задачам оценки эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов добавляются вопросы приведения их штатной численности в соответствии с целями, функциями, задачами и объемами деятельности.

   В настоящее время вопросы автоматизации  частично решаются в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом в ЕАИС реализованы лишь некоторые отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о деятельности таможенных органов.

   Популярное  среди бизнес-аналитиков выражение "автоматизация хаоса порождает автоматизированный хаос" наиболее точно отражает результаты попыток внедрения информационной системы без проведения предварительного бизнес-обследования предприятия, в том числе и такого как ФТС России. Только грамотно регламентированная и экономически эффективная организация существующих таможенных процессов в структуре ФТС России может привести к реальной отдаче от внедрения такой корпоративной информационной системы как ЕАИС.

   Таким образом, первый обязательный этап создания ЕАИС – анализ и необходимая реорганизация деятельности таможенной службы. Такое обследование эффективно выявляет плохо формализуемые, а значит, заведомо слабые места в организации таможенной службы и позволяет спланировать  комплекс мер по реинженирингу (реорганизации) таможенных процессов.

   В результате обследования должно быть сформировано формализованное представление  структуры таможенных процессов, потоков  данных, описание информационной модели и классов используемых документов, позволяющие сделать выводы и вынести конкретные рекомендации о необходимости  реорганизации процессов, связанных с внедрением корпоративной информационной системы.

   В качестве средств описания моделей  в зависимости от специфики задачи могут использоваться диаграммы  функционального моделирования, потоков  данных и универсальные языки моделирования (UML).

   Решение задач информационного обеспечения  и автоматизации управления в ФТС России целесообразно проводить на основе единой концептуальной платформы (рис. 1).

   

   Рис. 1. Структурно-функциональная схема автоматизации процессов управления таможенной службой  

   В структуре комплекса задач автоматизации  системы управления таможенного органа выделяют следующие:

   Информационно-расчетные  подзадачи – задачи сбора и  обработки статистики внешнеэкономической деятельности, специальной таможенной статистики, специальной статистики о технологии таможенной деятельности.

   Системный анализ деятельности таможенного органа – количественный многофакторный сравнительный анализ показателей деятельности таможенных постов, таможен, региональных таможенных управлений и таможенной системы в целом, оценка результатов ее модернизации и развития.

   Поддержка принятия решений сотрудниками таможенного  органа в целях оперативного управления на основе мониторинга и прогнозирования  параметров ВЭД, моделирования вариантов принимаемых решений и оценки их эффективности, формирования банков оптимальных оперативно-ситуационных моделей ВЭД, таможенной деятельности, таможенных технологий и др.

   Планирование  и программно-целевое управление путем выявления проблемных вопросов в деятельности таможенного органа, исследования факторов, влияющих на деятельность таможенного органа, моделирования и оценки стратегий и модернизации таможенной системы, обоснования целевых направлений, формирования программ, программных направлений и мероприятий модернизации ТС России, моделирования и оценки эффективности планируемых решений.

   Как видно, одним из центральных и  наиболее сложных компонентов в  решении задач автоматизации и оценки эффективности системы управления таможенного органа является модельное представление таможенного органа как объекта исследования. На основе целостно-эволюционного подхода разработаны и детализированы различные аспекты процесса создания и использования моделей таможенного органа. Дан методологический аппарат для преодоления размерности объекта моделирования и формирования знаний в условиях его эволюции. Под знанием понимается любая структурированная информация о таможенной деятельности, включая различные модели и закономерности деятельности таможенного органа, а также технологии интеграции знаний (когнитивные технологии).

   В рамках такого подхода модель таможенного органа является объектом, инструментом и результатом исследования таможенной деятельности, а и решении конкретных задач – полигоном для принятия различных управленческих решений.

   ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ.

   2.1. Правовое регулирование  отношений, возникающих  в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

   Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

   Правовое  регулирование отношений, возникающих  в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

    1) свобода  поиска, получения, передачи, производства  и распространения информации любым законным способом;

    2) установление  ограничений доступа к информации  только федеральными законами;

    3) открытость  информации о деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

   4) равноправие  языков народов Российской Федерации  при создании информационных систем и их эксплуатации;

   5) обеспечение  безопасности Российской Федерации  при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

    6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

    7) неприкосновенность  частной жизни, недопустимость  сбора, хранения, использования и  распространения информации о  частной жизни лица без его  согласия;

    8) недопустимость  установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами. 

      Информация может являться объектом  публичных, гражданских и иных  правовых отношений. Информация  может свободно использоваться  любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. 

    Информация  в зависимости от категории  доступа к ней подразделяется  на общедоступную информацию, а  также на информацию, доступ к  которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). 

    Информация  в зависимости от порядка ее  предоставления или распространения подразделяется на:

    1) информацию, свободно распространяемую;

    2) информацию, предоставляемую по соглашению  лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

    3) информацию, которая в соответствии с федеральными  законами подлежит предоставлению или распространению;

   4) информацию, распространение которой в Российской  Федерации ограничивается или запрещается.

   Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя. 

    Обладателем  информации может быть гражданин  (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. 

    От  имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. 

    Обладатель  информации, если иное не предусмотрено  федеральными законами, вправе:

   1) разрешать  или ограничивать доступ к  информации, определять порядок и условия такого доступа;

    2) использовать  информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

    3) передавать  информацию другим лицам по  договору или на ином установленном законом основании;

   4) защищать  установленными законом способами  свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

    5) осуществлять  иные действия с информацией  или разрешать осуществление таких действий.

     Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

   1) соблюдать  права и законные интересы  иных лиц;

   2) принимать  меры по защите информации;

Информация о работе Применение информационных технологий в таможенном деле