Предмет, метод и система источников таможенного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:47, реферат

Описание работы

В последнее время заметно возрастает роль государства и права в регулировании международного обмена товарами, работами, услугами и разнородной информацией, так российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Государство, основываясь на конкретных юридических актах, устанавливает соответствующие таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимает таможенные платежи, налоги, утверждает таможенные правила и иные формы правового и управленческого воздействия на участников внешнеэкономической деятельности. С помощью соответствующих норм права правоохранительные органы принимают меры к нарушителям таможенных правил, ведут оперативно-розыскную и профилактическую работу в таможенной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятие, предмет, метод таможенного права……………………………...……………3
Понятие таможенного права………………………………………………………4
Предмет таможенного права………………………………………………..…….5
Метод таможенного права……………………………………………….………..7
Система источников таможенного права…………………………...……………………8
Заключение…………………………………………………………………………….…………12
Список использованной литературы……………………….…………………………………...13

Работа содержит 1 файл

Реферат таможня.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

          Метод таможенного права представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. В рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия:

            - императивный метод — это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами поведения;

            - диапозитивный метод — это метод дозволений. Данный 
метод правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых договоров, например при регулировании договора перевозки).

         

  1. Система источников таможенного права.

          В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К таким законам относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение. Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе". Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона "О таможенном тарифе".

          Другим базовым законом в системе источников таможенного права является Закон РФ "О таможенном тарифе". Этот закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. К "чисто таможенным законам" относится также и Федеральный закон РФ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях ГТК России, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов. Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности.

          Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно - правовых отношений. Среди них можно выделить следующие:

  1. Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, наряду с законодательством о государственной границе и таможенным законодательством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи права собственности на них. К компетенции таможенных органов относится контроль за установленным данным Законом порядком вывоза и ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей.
  2. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", который определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля (к числу которых относится и ГТК России), права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
  3. Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах", который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены и таможенные органы России в пределах предоставленных им полномочий.
  4. Федеральный закон РФ "Об оружии", который регулирует правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России, и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

          Важными и наиболее многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты по различным аспектам таможенного дела (их еще обозначают как "текущие" правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее исторического развития. Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения, так или иначе затрагивающие таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14.02.96 г. № 199 "Об утверждении Временного положения о порядке наложения взыскания на имущество организаций": принят в целях повышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием ст. ст. 411—413 56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений в ГПК РСФСР.

          Особое место среди указов Президента РФ, являющихся источниками таможенного права, занимает Указ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о ГТК России — нормативно-правовой акт, достаточно полно и детально регламентирующий группу вопросов, касающихся правового статуса, организации и деятельности центрального федерального органа, осуществяющего непосредственное руководство таможенным делом в стране, его специальные функции и некоторые права, а также полномочия лица, его возглавляющего — председателя ГТК.

          Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов — источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее порядок ввоза в Россию и вывоза из нее наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ: принято на основании и во исполнение приведенного выше Федерального закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Российская Федерация.

          За правительственными постановлениями в череде источников таможенного права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые ГТК России во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.

          Содержание ведомственных нормативных актов во многом определяется их формой. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 в настоящее время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается.

          Наиболее распространенным видом ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела являются приказы ГТК России. ГТК России издает приказы по различным вопросам. В ряде случаев приказы Председателя ГТК России устанавливают общие правила и порядок регулирования различных таможенных правоотношений (например. Приказ ГТК России от 24 июня 1995 г. № 467 "О порядке применения нормы права, установленной ст. 273 ТК РФ"), но зачастую ими утверждаются различные положения о таможенных органах и их структурных подразделениях (например, Приказ ГТК России от 10 января 1996 г. № 12, утвердивший Общие положения о таможенных органах России и др.), либо инструкции, в которых вопросы, относящиеся к соответствующему участку таможенного дела, регламентируются более подробно (например. Приказ ГТК России от 14 мая 1997 г. № 265).

          Помимо приказов, положений и инструкций руководство ГТК РФ издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного права не входят.

          Кроме издаваемых самим ГТК России нормативно-правовых актов, в систему источников таможенного права входят также и совместные нормативные акты ГТК России с другими министерствами и ведомствами России. Например, Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, утвержденная ГТК России и ЦБ РФ 12 октября 1993г. 
 
 
 
 

Заключение.

          С введением такой учебной дисциплины как «Таможенное право» расширилось представление о состоянии и характере современного таможенного права и в то же время позволило с большей степенью обоснованности трактовать таможенное право как новую комплексную отрасль российского права, со своими специфическими понятием, предметом, методами и системой источников.

          Развитие рыночных отношений в экономике России, либерализация внешнеполитической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права со стороны широкого круга предпринимателей и хозяйственников, студентов, аспирантов и преподавателей. Этот интерес обусловил немало публикаций в периодике, выпуск ряда книг, брошюр и пособий по таможенному праву. Можно сказать, был дан своеобразный творческий импульс развитию таможенной проблематики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Конституция РФ, 1993.
  2. Таможенный кодекс РФ, 1997.
  3. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Под ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе – М: Издательская группа Инфра·М–Норма.
  4. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе»,
  5. Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
  6. Таможенный кодекс таможенного союза. – Москва: Проспект, 2010.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ.

Информация о работе Предмет, метод и система источников таможенного права