Предмет, метод и система источников таможенного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:47, реферат

Описание работы

В последнее время заметно возрастает роль государства и права в регулировании международного обмена товарами, работами, услугами и разнородной информацией, так российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Государство, основываясь на конкретных юридических актах, устанавливает соответствующие таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимает таможенные платежи, налоги, утверждает таможенные правила и иные формы правового и управленческого воздействия на участников внешнеэкономической деятельности. С помощью соответствующих норм права правоохранительные органы принимают меры к нарушителям таможенных правил, ведут оперативно-розыскную и профилактическую работу в таможенной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятие, предмет, метод таможенного права……………………………...……………3
Понятие таможенного права………………………………………………………4
Предмет таможенного права………………………………………………..…….5
Метод таможенного права……………………………………………….………..7
Система источников таможенного права…………………………...……………………8
Заключение…………………………………………………………………………….…………12
Список использованной литературы……………………….…………………………………...13

Работа содержит 1 файл

Реферат таможня.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Российский государственный  гуманитарный университет

филиал  в г. Домодедово»  
 

Кафедра

гражданско-правовых дисциплин 
 

Свитко  Татьяна Николаевна

Реферат по дисциплине «Таможенное право»

«Понятие, предмет, метод таможенного права, система источников

таможенного права» 

Студентки 3 курса з/о

группы  ЮЗ-3У (4,5) 

Преподаватель:

К.ю.н., доцент

Зуева Т.С. 
 
 

Домодедово 2011  

Содержание:                                                                                                                               стр.

Введение………………………………………………………………………………………….3

  1. Понятие, предмет, метод таможенного права……………………………...……………3
    1. Понятие таможенного права………………………………………………………4
    2. Предмет таможенного права………………………………………………..…….5
    3. Метод таможенного права……………………………………………….………..7
  2. Система источников таможенного права…………………………...……………………8

Заключение…………………………………………………………………………….…………12

Список использованной литературы……………………….…………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

   В последнее время заметно возрастает роль государства и права в  регулировании международного обмена товарами, работами, услугами и разнородной  информацией, так  российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Государство, основываясь на конкретных юридических актах, устанавливает соответствующие таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимает таможенные платежи, налоги, утверждает таможенные правила и иные формы правового и управленческого воздействия на участников внешнеэкономической деятельности. С помощью соответствующих норм права правоохранительные органы принимают меры к нарушителям таможенных правил, ведут оперативно-розыскную и профилактическую работу в таможенной сфере. На территории Российской Федерации действует единое таможенное законодательство. Его единство обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства. Отличительной особенностью любой отрасли права являются присущие только ей специфические предмет и метод правового регулирования. И таможенное право в этом смысле не исключение.

            Таким образом, целью данной работы является раскрытие таких терминов как  «понятие», «предмет», а также рассмотрение методов и системы источников таможенного права.

  1. Понятие, предмет, метод таможенного права.

          Необходимо учитывать, что таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в правовой науке, выявление понятия, особенностей его предмета и метода регулирования представляет собой весьма актуальную задачу. Следует заметить, что среди юристов отсутствует единодушие в вопросе о том, существует ли самостоятельная отрасль российского права – таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что можно говорить о таможенном праве как об отрасли (подотрасли либо даже одном из институтов) административного права, его своеобразной отдельной ветви. Такие взгляды вполне имеют право на существование, как и концепция таможенного права, в соответствии с которой оно рассматривается в качестве отрасли права.

    1. Понятие таможенного права.

          Выше уже говорилось, что среди российских юристов нет единого мнения о месте, которое занимает таможенное право в правовой системе. Некоторые полагают, что таможенное право – это самостоятельная отрасль российского права, другие считают, что таможенное право является подотраслью административного права. Также существует утверждение, что таможенное право – это институт административного права.

          Ученые, которые утверждают, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права, исходят из следующих доводов. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Гражданско-правовому методу регулирования в таможенном праве практически нет места. А раз метод регулирования – административно-правовой, значит, и место таможенному праву в административном праве.

          В пользу того, что таможенное право является самостоятельной отраслью российского права, многие авторы приводят следующие доводы:

  1. таможенное право имеет свой предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере;
  2. у таможенного права есть свой круг субъектов регулирования – таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, с другой;
  3. таможенное право имеет свой круг объектов регулирования – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;
  4. для таможенного права характерен комплексный метод регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы;
  5. у таможенного права имеются свои источники регулирования, которыми являются прежде всего Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г., Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе», а также подзаконные нормативные правовые акты.

          Исходя из этих доводов можно с полным основанием утверждать, что таможенное право является первичным, комплексным правоотраслевым образованием, подобно административному, гражданскому и другим отраслям российского права. Конечно, в таможенном праве присутствуют нормы и других отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского и др. Но такое качество есть и у многих других отраслей российского права. Например, у природоохранного или сельскохозяйственного (кооперативного) права. Тем не менее, эти отрасли права вполне обоснованно считаются самостоятельными.

          Таким образом, можно сделать  вывод, что таможенное право  – это отрасль российского права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное право регулирует отношения, связанные с таможенным оформлением, таможенными тарифами, специальными таможенными процедурами, таможенными платежами, таможенным контролем, ответственностью в таможенной сфере. Таможенное право это комплексная отрасль российского права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.

    1. Предмет таможенного права.

          Вопрос о предмете регулирования таможенного права является наиболее сложным и, пожалуй, одним из наименее разработанных в юридической науке. Лишь в некоторых публикациях по таможенной политике высказывались соображения по этому поводу. Так, К.К. Сандровский отмечал: «Применительно к таможенному праву таким предметом являются общественные отношения, возникающие в связи с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом». Недостатком данного определения является то, что оно не отражает таможенного дела в целом. Внимание акцентируется только на одной, хотя и очень важной, сердцевиной его части (таможенная политика). В этом определении предмет правового регулирования в какой-то мере сведен к более узкому понятию – таможенному режиму, который представляет собой совокупность правил и положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ для таможенных целей.

          В основу разграничения отраслей права юридическая наука издавна кладет предмет правового регулирования, то есть круг общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования – ведущий критерий выделения отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой специфический предмет правового регулирования.

          Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридической науке принято понимать более или менее однородную группу общественных отношений, регулируемой нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования является основным критерием систематизации действующих в России правовых норм по тем или иным отраслям. Метод правового регулирования отражает и выражает — в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих правоотношений. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т.д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирования и  от структуры входящих в него общественных отношений. Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России. Именно наличие этого объединяющего признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного права как отрасли. В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодексом РФ.

          В зависимости от конкретных целей их возникновения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможенного права:

• общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела в РФ;

• общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств;

• общественные отношения, связанные с взиманием  таможенных платежей;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления;

• общественные отношения, связанные с валютным контролем;

• общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

• общественные отношения, связанные с совершением уголовных преступлений в сфере таможенного дела;

• общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела;

• общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений;

• общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов;

• общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

• общественные отношения, связанные с участием России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены).

          Таким образом, можно сделать  вывод, что предметом таможенного права являются общественные отношения, носящие комплексный характер. Этот круг отношений обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела, которое и является предметом правового регулирования, представляет собой широкий круг общественных отношений, возникающих при движении товаров через таможенную границу, регулируемых в таможенном праве соответствующими законами и актами этой сферы деятельности государства как составной его внутренней и внешней политики.

          Таможенное дело по своему составу и структуре – явление сложное, многоплановое, оно имеет комплексный характер. Поэтому и общественные отношения в сфере таможенного дела могут быть подразделены на группы, отличающиеся значительной спецификой и регулируемые нормами разных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части – административного и административно-процессуального; гражданского; уголовного; трудового и других отраслей права, а в определенной части – и международного права.

         

    1. Метод таможенного права.

          Никакая наука не существует без собственных методов исследования, так методы таможенного права включают средства, приемы и способы изучения соответствующих таможенно - правовых норм, правовых явлений и процессов. Они отвечают на вопрос, как, каким путем таможенное право изучает, исследует свой предмет. Теперь будем рассматривать методы правового регулирования отношений в сфере таможенного дела (о методе таможенного права).

Информация о работе Предмет, метод и система источников таможенного права