Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:47, реферат
В последнее время заметно возрастает роль государства и права в регулировании международного обмена товарами, работами, услугами и разнородной информацией, так российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Государство, основываясь на конкретных юридических актах, устанавливает соответствующие таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимает таможенные платежи, налоги, утверждает таможенные правила и иные формы правового и управленческого воздействия на участников внешнеэкономической деятельности. С помощью соответствующих норм права правоохранительные органы принимают меры к нарушителям таможенных правил, ведут оперативно-розыскную и профилактическую работу в таможенной сфере.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятие, предмет, метод таможенного права……………………………...……………3
Понятие таможенного права………………………………………………………4
Предмет таможенного права………………………………………………..…….5
Метод таможенного права……………………………………………….………..7
Система источников таможенного права…………………………...……………………8
Заключение…………………………………………………………………………….…………12
Список использованной литературы……………………….…………………………………...13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет
филиал
в г. Домодедово»
Кафедра
гражданско-правовых
дисциплин
Свитко Татьяна Николаевна
Реферат по дисциплине «Таможенное право»
«Понятие, предмет, метод таможенного права, система источников
таможенного
права»
Студентки 3 курса з/о
группы
ЮЗ-3У (4,5)
Преподаватель:
К.ю.н., доцент
Зуева Т.С.
Домодедово
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………….…………………………
Введение.
В
последнее время заметно
Таким образом, целью данной работы является раскрытие таких терминов как «понятие», «предмет», а также рассмотрение методов и системы источников таможенного права.
Необходимо учитывать, что
Выше уже говорилось, что среди российских юристов нет единого мнения о месте, которое занимает таможенное право в правовой системе. Некоторые полагают, что таможенное право – это самостоятельная отрасль российского права, другие считают, что таможенное право является подотраслью административного права. Также существует утверждение, что таможенное право – это институт административного права.
Ученые, которые утверждают, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права, исходят из следующих доводов. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Гражданско-правовому методу регулирования в таможенном праве практически нет места. А раз метод регулирования – административно-правовой, значит, и место таможенному праву в административном праве.
В пользу того, что таможенное право является самостоятельной отраслью российского права, многие авторы приводят следующие доводы:
Исходя из этих доводов можно с полным основанием утверждать, что таможенное право является первичным, комплексным правоотраслевым образованием, подобно административному, гражданскому и другим отраслям российского права. Конечно, в таможенном праве присутствуют нормы и других отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского и др. Но такое качество есть и у многих других отраслей российского права. Например, у природоохранного или сельскохозяйственного (кооперативного) права. Тем не менее, эти отрасли права вполне обоснованно считаются самостоятельными.
Таким образом, можно сделать вывод, что таможенное право – это отрасль российского права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное право регулирует отношения, связанные с таможенным оформлением, таможенными тарифами, специальными таможенными процедурами, таможенными платежами, таможенным контролем, ответственностью в таможенной сфере. Таможенное право это комплексная отрасль российского права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.
Вопрос о предмете регулирования таможенного права является наиболее сложным и, пожалуй, одним из наименее разработанных в юридической науке. Лишь в некоторых публикациях по таможенной политике высказывались соображения по этому поводу. Так, К.К. Сандровский отмечал: «Применительно к таможенному праву таким предметом являются общественные отношения, возникающие в связи с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом». Недостатком данного определения является то, что оно не отражает таможенного дела в целом. Внимание акцентируется только на одной, хотя и очень важной, сердцевиной его части (таможенная политика). В этом определении предмет правового регулирования в какой-то мере сведен к более узкому понятию – таможенному режиму, который представляет собой совокупность правил и положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ для таможенных целей.
В основу разграничения отраслей права юридическая наука издавна кладет предмет правового регулирования, то есть круг общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования – ведущий критерий выделения отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой специфический предмет правового регулирования.
Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридической науке принято понимать более или менее однородную группу общественных отношений, регулируемой нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования является основным критерием систематизации действующих в России правовых норм по тем или иным отраслям. Метод правового регулирования отражает и выражает — в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих правоотношений. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т.д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирования и от структуры входящих в него общественных отношений. Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России. Именно наличие этого объединяющего признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного права как отрасли. В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодексом РФ.
В зависимости от конкретных целей их возникновения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможенного права:
• общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела в РФ;
• общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств;
• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;
• общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления;
• общественные отношения, связанные с валютным контролем;
• общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
• общественные отношения, связанные с совершением уголовных преступлений в сфере таможенного дела;
• общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела;
• общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений;
• общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов;
• общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;
• общественные отношения, связанные с участием России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены).
Таким образом, можно сделать вывод, что предметом таможенного права являются общественные отношения, носящие комплексный характер. Этот круг отношений обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела, которое и является предметом правового регулирования, представляет собой широкий круг общественных отношений, возникающих при движении товаров через таможенную границу, регулируемых в таможенном праве соответствующими законами и актами этой сферы деятельности государства как составной его внутренней и внешней политики.
Таможенное дело по своему составу и структуре
– явление сложное, многоплановое, оно
имеет комплексный характер. Поэтому и
общественные отношения в сфере таможенного
дела могут быть подразделены на группы,
отличающиеся значительной спецификой
и регулируемые нормами разных отраслей
права: конституционного (государственного);
в доминирующей части – административного
и административно-
Никакая наука не существует без собственных методов исследования, так методы таможенного права включают средства, приемы и способы изучения соответствующих таможенно - правовых норм, правовых явлений и процессов. Они отвечают на вопрос, как, каким путем таможенное право изучает, исследует свой предмет. Теперь будем рассматривать методы правового регулирования отношений в сфере таможенного дела (о методе таможенного права).
Информация о работе Предмет, метод и система источников таможенного права