Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:37, контрольная работа
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей.
Значимость деятельности "таможенной системы" - обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы. Важнейшими элементами организации деятельности таможенной системы являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории Российской Федерации.
Принципы единой системы таможенных органов неразрывно связаны с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление "таможенного дела" единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.
В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений. В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов их участников. Указанные и другие общественные отношения находят свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.
Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.
Введение…………………………………………………… 3
Предмет и метод таможенного права…………………. 4
Принципы и задачи таможенного права……………… 17
Заключение………………………………………………… 24
Список литературы………………………………………... 26
Исследование
методов таможенного права
2.Принципы и задачи таможенного права
Принципами таможенного права являются:
1.Законность – один из основополагающих принципов таможенного права и функционирования таможенной системы России в целом. Этот важнейший принцип всех правовых отраслей закреплен в нормах конституционного права, имеющих основополагающее значение для таможенного права. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции, «органы государственной власти (а таможенные органы – это исполнительные органы государственной власти), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Более конкретно этот принцип отражен в ряде статей Таможенного Кодекса. Так в ст.2 ТК говорится об определении целей таможенной политики в соответствии с Кодексом и другими законодательными актами РФ. Одной из основных задач таможенных органов согласно п.2 ст.10 является обеспечение соблюдения законодательства.
Одно из конкретных проявлений принципа законности в таможенном праве – это обеспечение законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил. В ст.248 ТК установлено: «Никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе как на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение, а также исполнение постановлений таможенных органов Российской Федерации о наложении взысканий осуществляются строго на основании законности. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими предусмотренными законодательством Российской Федерации способами».
2. Демократизм как принцип таможенного права имеет многообразные проявления и формы. В Преамбуле Таможенного Кодекса содержатся положения об обеспечении защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов в области таможенного дела. Согласно п.14 ст.10 ТК таможенные органы содействуют осуществлению мер по защите общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей и природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров. Разделом XI ТК предусмотрены информирование, консультирование и принятие предварительных решений по таможенно-правовым вопросам. В ТК содержатся и другие конкретные нормы, характеризующие демократизм таможенного права. В частности, ст.308 ТК «Права лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил» установлено, что лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, вправе знать, за какое нарушение таможенных правил оно привлекается к ответственности; знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, обжаловать постановление по делу. О демократизме таможенного дела свидетельствует предусмотренный раздел XIII ТК институт обжалования и рассмотрения решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц. В этот раздел входят четыре главы, в которых последовательно регламентируются общие положения об обжаловании, первоначальное обжалование, вторичное обжалование, рассмотрение решений, действий или бездействий таможенных органов РФ и их должностных лиц в связи с протестом прокурора, а также в порядке контроля. Глава 48 ТК специально посвящена обжалованию постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил.
Демократизм российского таможенного права обуславливает его гласный и общедоступный характер. В ТК включен самостоятельный раздел XI «Информирование и консультирование. Предварительные решения». Это характеризует нацеленность таможенного законодательства на широкое ознакомление населения, всех интересующихся лиц с информацией по таможенным вопросам. Демократизм российского таможенного права проявляется в ст.393-396 ТК, предусматривающих принятие таможенным органом предварительного решения. Положения, зафиксированные в этих статьях, позволяют расширить набор таможенных инструментов и средств регулирования различных аспектов таможенного дела на разных стадиях таможенного процесса, дают возможность юридическим и физическим лицам более гибко решать таможенные вопросы, сообразуясь со своими потребностями и конкретными возможностями.
3. Полномасштабное и четкое таможенное регулирование, как принцип таможенного права предполагает: а) отнесение таможенного регулирования к ведению РФ, как это предусмотрено пунктом «ж» ст.71 Конституции; б) полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела. Речь идет о максимально возможном обеспечении именно правового регулирования этого вида отношений. Постоянное обновление правового регулирования, устранение имеющихся пробелов – обязательное условие эффективного функционирования таможенного права, соответствие его новым политическим и социально-экономическим реалиям России.
4. Обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов и их рационализация. Таможенное право не может эффективно и целенаправленно реализоваться без умножения и рационализации всего набора таможенно-правовых средств и инструментов. Многое в этом плане уже намечено в ТК. Речь идет о расширении средств таможенного контроля; введении в таможенный оборот многообразия таможенных режимов; таких новых инструментах как таможенный брокер, таможенный переводчик, служащий по таможенному оформлению. В то же время, в этом направлении таможенной деятельности еще сохраняются резервы, в частности, на каких участках, как перемещение товаров и транспортных средств, таможенный контроль, таможенные платежи.
5.
Учет опыта международно-
Этот принцип четко отражен в ст.2 ТК: «Российская
Федерация стремится к активному участию
в международном сотрудничестве в области
таможенного дела. Таможенное дело в Российской
Федерации развивается в направлении
гармонизации и унификации с общепризнанными
международными нормами и практикой».
Более конкретно данный принцип воплощен
в п.17 ст.10 ТК, в соответствии с которым
таможенные органы «обеспечивают выполнение
международных обязательств Российской
Федерации в части, касающейся таможенного
дела; осуществляют сотрудничество с таможенными
и иными компетентными органами иностранных
государств, международными организациями,
занимающимися вопросами таможенного
дела».
Таможенные
органы обеспечивают на таможенной территории
таможенного союза решение
1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза;
9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
10) ведение таможенной статистики.
Законодательством
государств-членов таможенного союза
могут быть установлены и иные
задачи, решаемые таможенными органами.
Заключение.
Ученые, которые утверждают, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права, исходят из следующих доводов. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Гражданско-правовому методу регулирования в таможенном праве практически нет места. А раз метод регулирования – административно-правовой, значит, и место таможенному праву в административном праве.
В пользу того, что таможенное право является самостоятельной отраслью российского права, многие авторы приводят следующие доводы:
1) таможенное право имеет свой предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере;
2) у таможенного права есть свой круг субъектов регулирования – таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, с другой;
3) таможенное право имеет свой круг объектов регулирования – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;
4) для таможенного права характерен комплексный метод регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы;
5) у таможенного права имеются свои источники регулирования, которыми являются прежде всего Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ), Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе», а также подзаконные нормативные правовые акты.
Исходя
из этих доводов можно с полным
основанием утверждать, что таможенное
право является первичным, комплексным
право-отраслевым образованием, подобно
административному, гражданскому и другим
отраслям российского права. Конечно,
в таможенном праве присутствуют нормы
и других отраслей права, в том числе конституционного,
административного, гражданского и др.
Но такое качество есть и у многих других
отраслей российского права. Например,
у природоохранного или сельскохозяйственного
(кооперативного) права. Тем не менее эти
отрасли права вполне обоснованно считаются
самостоятельными.
Список используемой литературы.
1.Конституция РФ.
2.Таможенный кодекс РФ.
3.Таможенное право: учебник для вузов (под общ. ред. Андриашина Х.А.). - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г.
4. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
5. Габричидзе Б.Н., Максимцева В.А. Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
6. Гравина А.А. Таможенное законодательство: практикум. – М.: Юрист, 1907.
Информация о работе Предмет, метод и принципы таможенного права.