Предмет, метод и принципы таможенного права.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей.
Значимость деятельности "таможенной системы" - обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы. Важнейшими элементами организации деятельности таможенной системы являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории Российской Федерации.
Принципы единой системы таможенных органов неразрывно связаны с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление "таможенного дела" единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.
В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений. В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов их участников. Указанные и другие общественные отношения находят свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.
Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………… 3
Предмет и метод таможенного права…………………. 4
Принципы и задачи таможенного права……………… 17

Заключение………………………………………………… 24

Список литературы………………………………………... 26

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 47.21 Кб (Скачать)

     Сравнительный метод в данном случае – это  связующее звено исторического  многообразия в таможенной сфере, он соединяет картину таможенно-правовой деятельности, позволяет видеть весь процесс развития таможенного права, задуматься над его судьбой и  вместе с тем обогащает мыслительные способности ученых и специалистов, занимающихся данной областью исследования. Уже только наблюдение в таможенном праве, когда мы отличаем одно от другого, предполагает сравнение. Сравнительный  метод способен быть инструментом интеграции знаний, позволяет видеть движение целого, влияние, взаимовлияние совокупности норм таможенного права, в частности  влияние прошлых норм на формирование современных актов. Сравнения необходимы и в оценке таможенных событий. Использование  сравнительного метода в таможенном праве выражает активное отношение  специалиста, ученого к любому правовому  материалу.

     Сравнительный метод в таможенном праве внешне прост. Он состоит в нахождении средств  и различий в сопоставляемых объектах (норм права, институтов, форм таможенного  контроля, способов рассмотрения дел  о нарушениях таможенных правил и  др.). Главное в применении сравнительного метода в таможенном праве – это  также выделить и сопоставить  именно те факты и события, те их стороны, черты, признаки таможенно-правовых явлений и процессов, которые  позволяют высветить искомое, ведут  к новому знанию. Очень важно также сгруппировать юридические факты, классифицировать и систематизировать правовой материал (допустим, нормативные акты о взимании пошлин двух стран), чтобы это делало рельефным сходства и различия, вело к их обнаружению. Научную ценность имеют все сравнения, которые позволяют более глубоко заглянуть в природу рассматриваемых таможенно-правовых явлений и процессов. В изучении объектов таможенного права сравнительный метод позволяет выделить характерные черты таможенно-правовой системы, ее форм, компонентов, высветить логику движения, выявить ее место в правовой системе общества в целом и общее с развитием других систем права (скажем, других стран СНГ). Сравнение здесь увеличивает ценность сообщаемой источниками информации, помогает овладению опытом прошлого.

     Сравнительный метод предполагает в таможенном праве знание не только правил, приемов, но и типичных ошибок его использования. Порой именно ошибки, допускаемые  умышленно или невольно, лучше  всего обрисовывают нормы применения сравнений. Ошибочными являются, когда  какое-либо сходство или различие неосновательно признается существенным. Игнорирование  конкретной обстановки, в которой  формировались сравниваемые события, непомерное выпячивание одной стороны  и затушевывание другой, недобросовестный подбор фактов для сравнения –  все это излюбленные приемы не лучших исследователей.

     Сравнение в таможенном праве дает первый толчок движению мысли, но оно не может считаться  «абсолютным средством познания», его возможности в полной мере раскрываются при использовании  совместно с конкретно-историческим, системным анализом; а также методами типологии и актуализма, исходя из общей теории права.

     Метод типологии в таможенном праве  требует из всего наблюдаемого правового  материала отбирать и выделять характерное, типичное. Любое конкретное должно быть отражено лишь в том случае, если оно ярко индивидуально или типично, отражает общее. Тип (действий, операций, норм и др.) – важный компонент в науке таможенного права. Факты моральные, политические, религиозные, культурные, какими бы красноречивыми они ни были, никогда не излагаются сами по себе, они излагаются лишь при условии, что отражают какие-либо черты реального типа.

     Метод типологии (идеализации) может быть использован в данном случае, например, при исследовании этапов развития таможенного  права в качестве типичного примера  развития конкретной правовой системы. Применение метода типологии в таможенном праве способствует устранению разрыва  между описательным и обобщающим их изучением, между историей и теорией  таможенного права.

     Метод актуализма состоит в использовании  современных знаний для изучения прошлого таможенного права и, наоборот, в использовании знаний прошлого для понимания настоящего таможенного  права и предсказания его будущего.

     Методы  типологии и актуализма «очищают»  таможенное право от нетипичных черт и деталей, вызванных к жизни  особыми условиями, представляют рассматриваемые  таможенно-правовые явления как модели, в «классически чистой форме» показывают движение систем таможенного законодательства и права.

     Системный подход в области таможенного  права связан, прежде всего, с понятием «система». Как известно, это понятие, употребляемое в управленческом и социально – информационном смысле слова, было введено в право Д.А. Керимовым. Еще в 1960 году он высказал мнение о том, что «автомат, человек и общество имеют совершенно различную природу, но каждый из них представляет сложно организованную систему, некоторые процессы функционирования которой имеют количественную тождественность между собой»6. Позднее, в процессе философско-правового осмысления работ по системным исследованиям, Д.А. Керимов пришел к выводу, что «применение категории системы, системный подход к познанию, в частности, правовых явлений имеют исключительно важное теоретическое значение, поскольку позволяют вскрыть внутреннее единство права, органическую взаимосвязь и гармоническое взаимодействие частей, его составляющих. Отсюда вытекает и практический смысл разработки этой категории, этого подхода для правотворческой и правореализующей деятельности государства, эффективность которой может иметь место лишь на основе глубокого единства правового регулирования общественных отношений»7. Системный подход представляет собой совокупность теоретических принципов и положений, позволяющих рассматривать все нормы таможенного права как систему, как единое целое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами, институтами, прослеживать их изменения во времени и делать обоснованные выводы относительно закономерностей развития всего механизма правового регулирования таможенных отношений в обществе.

     Применительно к процессу правового регулирования  таможенного дела системный подход предполагает:

  • определение целей данного вида правового воздействия с позиции таможенного дела в целом;
  • структурный анализ процесса правового регулирования таможенной деятельности (субъектов и объектов, форм таможенного контроля, норм таможенного права, связей, действий и др.);
  • определение характера и степени влияния на этот процесс внешнеэкономической деятельности;
  • исследование процессов принятия и реализации решений в ходе правового регулирования поведения участников таможенных отношений;
  • принятие установленных в таможенном законодательстве мер за нарушение правил перемещения товаров, транспортных средств, контрабанду и др.

     Необходимо  отметить, что исторический метод, сравнительный  подход (метод) и системный подход в области таможенного права  тесно взаимосвязаны, взаимодействуют  и объединяются в так называемый системно-исторический метод, который  не позволяет навязывать механизму  правового регулирования таможенных отношений в целом некую общую  схему движения, исходящую только из учета всеобщих закономерностей  процесса, хотя они и необходимы, и обязательны. В то же время, этот подход не позволяет игнорировать общие закономерности процесса и акцентировать внимание ученых и таможенников-практиков лишь на специфических его особенностях.

     Наряду  с общими методами познания таможенное право сегодня использует также  и частные научные способы  воздействия своих норм на поведение  людей, на регулируемые этой отраслью таможенные отношения. К числу данных методов относятся, прежде всего, так  называемые разрешительный и ограничительно-запретительный методы, каждый из которых имеет свои черты и особенности применения.

     Разрешительный  метод правового регулирования  таможенных отношений предполагает такой характер таможенной деятельности рассматриваемых участников правоотношений, при котором им предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих прав, целей и задач. Например, всем лицам на равных основаниях предоставляется право на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном ТК. При этом в процессе реализации указанного разрешительного метода могут использоваться и иные методы воздействия на поведение участников таможенных правоотношений, а именно: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий.

     Делегирующий  метод правового регулирования – это такой способ, при котором законодатель, соответствующий таможенный орган или должностное лицо предоставляет конкретные права и свободы участникам таможенных правоотношений в рамках конкретного раздела таможенного законодательства. Например, дипломатические представительства иностранных государств при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу имеют право ввозить и вывозить из Республики Беларусь предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов; одновременно в этом случае никто не вправе воспрепятствовать им в осуществлении своих имущественных и таможенных прав в рамках всей системы таможенных льгот, которые предоставляются отдельным категориям иностранных лиц государством.

     Рекомендательный  метод правового регулирования  таможенных отношений выражается в  том, что законодатель предоставляет  участникам этих правоотношений самим  выбирать те или иные варианты своего поведения. То есть, он рекомендует, задает некую программу таможенной деятельности. Все это делает указанные отношения  более гибкими и подвижными. Например, в соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» органам государственного управления рекомендовано проводить в соответствии с законодательством расследование, которому предшествует применение особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных).

     Санкционирующий метод правового регулирования  таможенных отношений – это такой способ, при котором законодатель предусматривает тому или иному участнику таможенных отношений право самому принимать решение по интересующим его проблемам, но данные решения в то же время должны быть санкционированы в установленном законом порядке. Например, декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК.

     Ограничительно-запретительный метод правового регулирования таможенных отношений состоит в регламентации и установлении объектов рассматриваемых правоотношений и определении закрепительных мер, которые подлежат исполнению на практике. Речь идет о регламентации и установлении обязанностей субъектов таможенно-правовых отношений, которые занимают значительное место в содержании норм таможенного права. На ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения, исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Беларуси, защиты экономической основы суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка. Введение в таможенном законодательстве обязанностей для субъектов таможенных правоотношений исключает всевозможные неправомерные действия, правонарушения и преступления. Например, за нарушение ограничений на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств наступает гражданская, административная или иная ответственность в соответствии с действующим законодательством. Границы ограничительных мер и запретов в таможенном праве небезграничны, они имеют свои пределы (правда, часто нечеткие). Причем ограничительно-запретительные меры позволяют установить рамки возможного и должного поведения участников таможенных правонарушений.

     Рамки возможного поведения позволяют  здесь предупредить и пресечь  нежелательные действия различных  субъектов правоотношений в ущерб  общегосударственным интересам. Например, при установлении указанных ограничений  выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами, только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства Республики Беларусь и международными договорами. Нормативные правовые акты законодательства Республики Беларусь, устанавливающие ограничения подлежат официальному опубликованию.

     Рамки должного поведения регламентируются с той целью, чтобы общественно-полезная деятельность субъектов таможенных отношений достигла своих целей, но вместе с тем она не должна приводить к серьезным правонарушениям  и преступлениям. В противном  случае начинает жестко действовать  закон и следует соответствующее  наказание. Например, воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа на территорию или в помещения, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для проведения такого контроля, либо где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об Административных правонарушениях. Эти правила возможного и должного поведения субъекты таможенных правоотношений должны соблюдать.

     Таможенное  право имеет дело с неоднородными  общественными отношениями и  с учетом содержательных аспектов самих  таможенно-правовых отношений, здесь  могут применяться и другие методы правового регулирования – метод равноправия сторон в таможенном деле, методы власти и подчинения и методы координации в таможенно-регулятивных отношениях. Одни и те же методы правового регулирования могут применяться здесь как в связи с методами традиционных отраслей права (например, в связи с методами административного и гражданского права), так и в связи с методами нетрадиционных отраслей права (банковского, предпринимательского права).

     В области таможенного права может  также использоваться и конкретно-социологический  метод исследования. Он заключается  в анализе, переработке и отборе необходимой информации о рассматриваемых нормах таможенного права, институтах, субъектах таможенного дела в целях проведения конкретных обобщений и принятия определенных юридических решений.

Информация о работе Предмет, метод и принципы таможенного права.