Правовые основы таможенного дела в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

Современные тенденции в развитии таможенного дела, связанные правовой унификацией таможенного законодательства с международными стандартами в условиях мировой глобализации, требуют научного осмысления, и потому интересны как с точки зрения общей теории международного и таможенного права, так и в чисто прикладном аспекте. Естественно, что внедрение международных стандартов и правил, а особенно тех, которые были разработаны и приняты странами участницами Всемирной таможенной организации, не может проходить в режиме «слепого копирования».

Содержание

Введение
Организационно-правовые основы таможенного дела в России
1)Таможенное дело в Российской Федерации и его правовые основы
2)Функции и полномочия таможенных органов
3)Заключение
4)Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Правовые сновы таможенного дела.docx

— 33.20 Кб (Скачать)

     Источниками таможенного права являются акты федеральных законодательных и  исполнительных органов государственной  власти. По содержанию их можно разделить  на предусматривающие только нормы  данного института, например Закон  о таможенном тарифе, и смешанные. В последних могут быть нормы  разных правовых институтов и даже отраслей - в их числе законы РФ о  государственной границе, о ввозе  и вывозе культурных ценностей, о  валютном регулировании и валютном контроле, об акцизах.

     В зависимости от органов, издавших акты, а значит, и по их юридической  силе различают пять видов источников:

1) законы  РФ;

2) указы  Президента РФ;

3) постановления  Правительства РФ;

4) акты  ГТК, ФТС;

5) совместные  акты ФТС и иных центральных органов исполнительной власти

     Однако  этот перечень был бы неполным, если бы не были упомянуты пока еще действующие  акты бывших органов СССР (союзные  акты). Хотя их число быстро сокращается, но по вопросам, которые пока не урегулированы  российским правом, действуют союзные  нормы, если они не противоречат российским.

     Формально можно говорить о трех группах  источников таможенного права:

- российских;

- союзных;

- и международных.

     Следует отметить, что помимо общих правил, закрепленных Федеральным законом, важное значение для правового регулирования  таможенного дела имеет установленный  Правительством Российской Федерации  порядок перемещения физическими  лицами через таможенную границу  Российской Федерации товаров, не предназначенных  для производственной или иной коммерческой деятельности. Ряд вопросов, связанных  с реализацией таможенной политики, решается в нормативно-правовых актах  ФТС России, обязательных для исполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Например, Приказ ГТК РФ N 1444 «О перечне документов и сведений, необходимых для декларирования и таможенного контроля ядерных  материалов и радиоактивных веществ».

       Можно выделить три основных  направления в содержании таможенного  Законодательства:

а) организация  и ведение таможенного режима (контроль, другие таможенные операции);

б) организация  государственного управления таможенным делом;

в) организация  и регулирование деятельности личного  состава - государственной службы в  таможенных органах.

     Все эти вопросы в настоящее время  относятся к компетенции высших органов государственной власти - согласно ст. 71 Конституции п."ж" таможенное регулирование отнесено к ведению Российской Федерации, без участия в этом деле ее субъектов  Российской Федерации.

     Мы  рассмотрели понятия: таможенное дело и таможенное право, его соотношение  с административным правом, назвали  источники таможенного права.

    2 Функции  и полномочия таможенных органов

     Функции таможенных органов представляют собой  основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки  зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота  между Россией и зарубежными  странами. Роль таможенных органов  во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций  таможенных органов, но в то же время  взаимосвязь с выполнение важнейших  социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

     Таможенные  органы Российской Федерации являются федеральными органами исполнительной власти, звеньями системы государственного управления. Таможенные органы отнесены к числу органов исполнительной власти в соответствии с утвержденной указом Президента Российской Федерации  от 9 марта 2004 г. структурой федеральных органов исполнительной власти. Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции, федеральных законов и иных норм и положений Конституции, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы как органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела.

     Исполнительная  деятельность этих органов состоит  в повседневной практической организации  и осуществлении таможенного  дела.

     Таможенные  органы, используя разнообразные  формы и методы, осуществляют свои функции и полномочия в области  организации перемещения через  таможенную границу товаров и  транспортных средств; взимания таможенных платежей; таможенного оформления и  контроля и т.д. Эти направления - основные в деятельности таможенных органов.

     Заметим, что в этих сферах деятельности таможенные органы выступают в качестве административно-исполнительных органов.

     Таможенные  органы осуществляют как распорядительную, так и исполнительно-организационную  деятельность. Оба этих вида деятельности тесно взаимосвязаны и в совокупности составляют единое целое. При этом распорядительная деятельность таможенных органов имеет  свои особенности, важнейшей из которых  является ее нормативный характер.

     Она проявляется в принятии таможенными  органами соответствующих правовых актов. Исполнительная (организационно-исполнительная) деятельность может осуществляться в иных формах. Это, в частности, рабочие  совещания сотрудников управлений, отделов и секторов таможенных органов; встречи по обмену опытом и в процессе переподготовки таможенных кадров; научно-методические, практические конференции и семинары работников таможенных органов.

     Важной  отличительной чертой таможенных органов  является то, что действующим законодательством  они отнесены к числу правоохранительных органов. Такая их характеристика требует  дополнительных пояснений. В широком  смысле слова любой государственный  орган можно считать правоохранительным. Однако существует и является общепринятым более узкое понимание термина "правоохранительные органы": к  ним обычно причисляют судебные и  прокурорские органы, адвокатуру, нотариат, органы внутренних дел и др.

     Правоохранительный  характер деятельности таможенных органов  во многом обусловлен самой структурой таможенного дела, а также тем, что все основные задачи и полномочия в сфере таможенного дела таможенные органы осуществляют с учетом интересов  страны, укрепления, ее экономического суверенитета и экономической безопасности.

     Правоохранительный  характер деятельности таможенных органов  имеет и более конкретные специфические  проявления, которые отчетливо видны  при анализе структуры таможенного  дела, а также ряда отдельных полномочий этих органов. Комплексный характер таможенного дела предопределяет наличие  в нем неоднородных элементов, в  том числе правоохранительных, и  соответствующую деятельность таможенных органов. В соответствии с этими  статьями таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде  и по ряду других преступлений в  сфере таможенного дела (ст.151, 157 УПК РФ), эти органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

     Установлены две цели осуществления таможенными  органами оперативно-розыскной деятельности:

1) выявление,  предупреждение, пресечение и раскрытие  преступлений, производство неотложных  следственных действий и дознания  по которым отнесено уголовно-процессуальным  законодательством РФ к ведению  таможенных органов (ст.151, 157 УПК РФ), выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) обеспечение  собственной безопасности.

     Для достижения этих целей таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскные  мероприятия, перечень которых закреплен  в ст.6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и является исчерпывающим: опрос; наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Основной объем работ в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрением возложен на таможенные органы и их должностных лиц.

     Федеральная таможенная служба является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством  Российской Федерации функции по контролю и надзору в области  таможенного дела, а также функции  агента валютного контроля и специальные  функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными  правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

     На  сегодняшний день Федеральная таможенная служба осуществляет следующие функции:

-обеспечивает  ведение и опубликование Товарной  номенклатуры внешнеэкономической  деятельности, подготовку, утверждение  и опубликование решений по  вопросам, связанным с толкованием  Товарной номенклатуры;

-выдает  квалификационные аттестаты специалистов  по таможенному оформлению;

-осуществляет  метрологическое обеспечение деятельности  таможенных органов. 

     Федеральная таможенная служба осуществляет следующие  полномочия в установленной сфере деятельности:

1.Осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

2.Обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

3. Осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

4. Осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

5. Принимает решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обеспечивает опубликование таких решений;

6. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

7. Принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

8. Осуществляет:

- ведение  реестров лиц, осуществляющих  деятельность в области таможенного  дела;

- ведение  реестра банков и иных кредитных  организаций, обладающих правом  выдачи банковских гарантий уплаты  таможенных платежей;

- ведение  таможенного реестра объектов  интеллектуальной собственности; 

- аннулирование  квалификационных аттестатов специалистов  по таможенному оформлению;

- выдачу  лицензий на учреждение свободного  склада;

9. Ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

10.Информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

Информация о работе Правовые основы таможенного дела в РФ