Правовые основы таможенного дела в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

Современные тенденции в развитии таможенного дела, связанные правовой унификацией таможенного законодательства с международными стандартами в условиях мировой глобализации, требуют научного осмысления, и потому интересны как с точки зрения общей теории международного и таможенного права, так и в чисто прикладном аспекте. Естественно, что внедрение международных стандартов и правил, а особенно тех, которые были разработаны и приняты странами участницами Всемирной таможенной организации, не может проходить в режиме «слепого копирования».

Содержание

Введение
Организационно-правовые основы таможенного дела в России
1)Таможенное дело в Российской Федерации и его правовые основы
2)Функции и полномочия таможенных органов
3)Заключение
4)Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Правовые сновы таможенного дела.docx

— 33.20 Кб (Скачать)
 
 
 

    Московский  гуманитарный институт имени Е.Р.Дашковой

    Факультет Таможенного дела. 

    Реферат по дисциплине «Таможенные  режимы».

        На  тему «Правовые основы таможенного дела в РФ». 

Выполнила:

Студентка 1-го курса

Заочного  отделения

Кедрова Анастасия 

  Проверил:

Пиманов Анатолий Константинович

Москва 2011.

    Содержание:

Введение

 Организационно-правовые  основы таможенного дела в  России

1)Таможенное  дело в Российской Федерации  и его правовые основы

2)Функции и  полномочия таможенных органов

3)Заключение

4)Список литературы 

    ВВЕДЕНИЕ 
     
     

     В настоящее время Российская Федерация  является полноправным участником международных  экономических отношений. В связи  с этим необходимость качественного  таможенного администрирования, создания эффективных институтов таможенного  дела приобретает значение одного из наиболее приоритетных направлений  государственной политики в области  внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

     Важно подчеркнуть, что рациональное правовое регулирование таможенных процедур отнюдь не означает того, что они  должны основываться на принципах тотальной  либерализации. Представляется бесспорным, что таможенное регулирование должно быть в первую очередь ориентировано  на защиту интересов отечественных  производителей, потребителей и экспортеров  товаров, а также создание недискриминационного режима для иностранных участников внешней торговли. Однако охрану государственных  интересов, поддержание экономической  безопасности общества также следует  рассматривать в качестве важных задач, обеспечиваемых совершенной  системой таможенного оформления с  использованием передовых таможенных технологий, а также действенными механизмами таможенного контроля, применением мер, направленных на соблюдение таможенного законодательства, предотвращение совершения таможенных правонарушений. Отказ от таких мер недопустим и ведет к развалу системы  государственного регулирования ВЭД.

     Следует констатировать, что таможенное регулирование  в Российской Федерации проходит пока лишь стадию становления. Кроме  того, изменения, происходящие в общественной жизни в целом, а также новые  тенденции во внешней торговле заставляют искать новые векторы развития таможенного  дела. Особенно актуальной эта задача становится в свете перспективы  присоединения России к Всемирной торговой организации.

     В этой связи необходимо отметить целесообразность использования иностранного и международного опыта правового регулирования  в сфере таможенного дела. Необходимо также отметить, что внедрение  унифицированных международных  норм является залогом развития внешней  торговли, поскольку делает таможенные правила более понятными и  простыми для применения, а действия должностных лиц таможенных органов  более предсказуемыми для участников ВЭД. В связи с этим изменение  российского таможенного законодательства «под формат» международных стандартов и правил является одной из наиболее важных и значимых задач Федеральной  таможенной службы и Правительства  Российской Федерации, что нашло  свое закрепление в действующей  Концепции развития таможенных органов  до 2010 года.

     Среди международно-правовых актов, содержащих нормы, касающиеся таможенного дела, особое место, по общему признанию, занимают конвенции и рекомендации Всемирной  таможенной организации. Это связано, во-первых, с тем, что Всемирная  таможенная организация выступает  узкопрофильным международным институтом, чья сфера деятельности охватывает только вопросы, касающиеся таможенного  дела. Во-вторых, с тем, что Всемирная  таможенная организация приобрела  в настоящее время без преувеличения  общемировой масштаб. В организации  членствуют более 170 государств.

     Современные тенденции в развитии таможенного  дела, связанные правовой унификацией  таможенного законодательства с  международными стандартами в условиях мировой глобализации, требуют научного осмысления, и потому интересны как  с точки зрения общей теории международного и таможенного права, так и  в чисто прикладном аспекте. Естественно, что внедрение международных  стандартов и правил, а особенно тех, которые были разработаны и приняты странами участницами Всемирной таможенной организации, не может проходить в режиме «слепого копирования». Оно должно основываться на всестороннем научном анализе норм международно-правовых актов.

 Организационно-правовые основы таможенного дела в России

    1 Таможенное  дело в Российской Федерации  и его правовые основы

     Таможенное  дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия  перемещения через таможенную границу  РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и  другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

     Цели, которые ставятся в ходе реализации таможенной политики государства и  конкретных мер всего таможенного  дела, состоят в том, чтобы обеспечить наиболее эффективный товарообмен  на таможенной территории, стимулировать  развитие национальной экономики, участвовать  в защите российского рынка, решать иные задачи экономической политики Российской Федерации.

     Главные отличительные особенности такого феномена, как таможенное дело, то это, во-первых, его сложный, комплексный  характер и, во-вторых, неоднородность составляющих его элементов. Особенности  эти обусловлены природой и целевым  предназначением таможенного дела, служащего решению многоплановых  и весьма разнородных задач. В  этом заключается своеобразие и  уникальность таможенного дела

     Что касается составных частей таможенного  дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), борьба с контрабандой и  иными преступлениями в сфере  таможенного дела, а также с  нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил, рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил. При таком подходе  обеспечивается расширительное понимание  содержания таможенного дела, тем  более что включаемые в его  структуру вышеназванные дополнительные элементы предусмотрены Федеральным  законом и достаточно развернуто и подробно регламентированы в нем.

       Структура таможенного дела может  быть представлена следующими  блоками:

1  таможенная  политика;

2  перемещение  через таможенную границу товаров  и транспортных средств;

3  таможенные  режимы;

4  таможенно-тарифное  регулирование;

5  таможенные  платежи;

6  таможенное  оформление;

7 таможенный контроль;

8 таможенная статистика и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности;

9  контрабанда  и иные преступления в сфере  таможенного дела;

10  нарушения  таможенных правил и ответственность  за них;

11  производство  по делам о нарушениях таможенных  правил;

12  рассмотрение  дел о нарушениях таможенных  правил. Выделение названных блоков  в относительно самостоятельные  части таможенного дела, конечно,  несколько условно и может  быть более дифференцированным. Например, в отдельный блок можно  выделить дознание и оперативно-розыскную  деятельность таможенных органов.  В целом же оно отражает  адекватную картину современной  структуры российского таможенного  дела.

     Значение, роль и статус каждой из вышеперечисленных  составных частей таможенного дела неодинаковы. Однако различные по характеру  и целям, по месту в системе  таможенного дела, в совокупности они составляют органическое единство, поскольку служат единым таможенным (и более широким - внутри- и внешнеэкономическим) задачам Российской Федерации.

     Нельзя  не видеть серьезной разницы между  таможенной политикой, составляющей "душу" таможенного дела, и, скажем, таможенным оформлением или таможенным контролем - очень важными элементами таможенного  дела, но все же подчиненными этой политике, обслуживающими ее. Надо различать  также нормы материального таможенного  права и нормы процессуального  таможенного права, которыми регулируется статус тех или иных блоков таможенного  дела.

     Сущность  любой деятельности раскрывается через  выявление ее целей.

     Таможенное  дело преследует две группы целей:

     Во-первых экономические. В их числе - чисто  фискальные, т.е. пополнение доходной части  бюджета страны, и регулятивные. Свое регулирующее воздействие на экономику  таможенный механизм оказывает посредством  таможенных тарифов (методами косвенного руководства), а также запретов, ограничений, лицензирования, квотирования экспорта и импорта (методами прямого административного  руководства).

     Такое регулирование призвано:

а) стимулировать  развитие национальной экономики;

б) защищать российский рынок;

в) привлечь иностранные инвестиции;

г) обеспечить выполнение обязательств перед другими  государствами, международными союзами, а также способствовать достижению иных целей, определяемых Федеральным  Собранием, Президентом и Правительством РФ.

     Во-вторых, защитные, т.е. обеспечение национальной безопасности страны, в том числе  экономической, санитарно-эпидемиологической, общественного порядка, здоровья населения, культурных ценностей. Названным целям  служат все основные компоненты таможенного  дела: таможенная служба, таможенная деятельность, таможенное право, таможенная политика и идеология с использованием юридических норм, таможенных процедур, а также борьбы с контрабандой и иными правонарушениями.

     Таможенное  дело, защита и охрана таможенной территории и таможенных границ - фактор постоянно  действующий в государственной  деятельности, который требует и  соответствующего устойчивого законодательства. Таможенное законодательство всегда содержало  большое количество правил, регулирующих порядок перемещения через таможенную границу товаров и других предметов. Регулирование таможенного дела всегда было в компетенции общегосударственных, общесоюзных органов, равно как  и теперь оно относится к ведению  федеральных органов Российской Федерации.

     По  своей отраслевой принадлежности нормы  таможенного законодательства являются почти целиком нормами административно-правовыми, что обусловлено самим характером таможенной деятельности, сердцевину которой составляет административный контроль. Лишь отдельные нормы относятся  к другим отраслям права - гражданскому праву (о возмещении вреда), к уголовному праву (об уголовной ответственности  за нарушение таможенных правил). Поэтому  между таможенным правом как институтом административного права и совокупностью  норм, регулирующих деятельность рассматриваемого ведомства, нельзя ставить знак равенства. 

     Правовая  основа таможенного дела складывается из трех частей:

1) норм  таможенного права;

2) общих  норм административного права;

3) норм  иных отраслей.

     Нормы второй и третьей групп в институт таможенного права не входят и  применяются в тех случаях, когда  соответствующие отношения не урегулированы  таможенными нормами, т.е. когда они  не нуждаются в специальном правовом регулировании.

Информация о работе Правовые основы таможенного дела в РФ