Правоохранительные функции таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Исследовать механизм осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов, как инструмент приоритетного направления деятельности ФТС РФ.
Проанализировать систему правоохранительной деятельности таможенных органов.
Внести предложения по совершенствованию направлений развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..….5
§1. Таможенные органы РФ как субъекты правоохранительной деятельности………………………………………………………………….…...5
§2. Правоохранительная деятельность и правоохранительные функции таможенных органов …………………………………………………….…..…...8

НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ ……………………..………………………..11
§1. Таможенные органы как органы дознания…………..…………….………11
§2. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов ..……..…..…21

III. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………..….…26
§1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности…...26
§2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран……………………………………………………………………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..30

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные функции таможенных органов123.docx

— 49.60 Кб (Скачать)

Во втором случае дело расследуется полностью, органом дознания предпринимаются  все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Срок дознания, по общему правилу, не может превышать одного месяца со дня возбуждения, включая  в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о  прекращении или приостановлении  дела. Этот срок может быть продлен  прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на один месяц, а в исключительных случаях и  на больший срок.

В соответствии с действующим  законодательством таможенные органы России производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции, в частности:

-контрабанде (ст. 188 УК РФ);

-незаконному экспорту технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

-невозвращению на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

-невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193.УК РФ);

-уклонению от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

По ст. 194 УК РФ проведение предварительного следствия в соответствии с УПК РФ необязательно, и дознание проводится таможенными органами в  полном объеме, то есть вплоть до передачи материалов в суд.

Следует привести статистику правоохранительной деятельности таможенных органов Приволжского региона.

Так в I полугодии 2010 года подразделениями  дознания таможен Приволжского региона  возбуждено 381 уголовное дело по преступлениям, отнесенным Законом к их компетенции.

Стоимость незаконно перемещенного  товара за I полугодие 2010 года по фактам контрабанды составила около 667 млн. 790 тыс. руб., а размер уклонения от уплаты таможенных платежей составил 6 млн. 269 тыс. рублей.

Сумма невозвращения валютной выручки составила 10 млрд. 857 млн. 308 тыс. руб.

По 381 уголовному делу, возбужденному  в I полугодии 2010 года, предметами преступления являлись:

по 50 делам – наркотики  и сильнодействующие вещества;

по 47 делам – транспортные средства;

по 110 делам – товары народного  потребления;

по 3 делам - культурно исторические ценности;

по 59 делам – валюта;

по 98 делам - лесоматериалы;

по 8 делам продукция ТЭК;

по 6 делам - огнестрельное  оружие, боеприпасы.

В I полугодии 2010 года по возбужденным уголовным делам изъято:

- автомобилей 12 шт.;

- товаров народного потребления  на сумму 6 млн. 143 тыс. руб.

- другие предметы и  товары.

За указанный период таможнями  региона, как самостоятельно, так  и во взаимодействии с другими правоохранительными (МВД, ФСКН) органами, изъято 5912,4333 гр. наркотиков.

Из них:

- 3187,59 гр. марихуаны;

- 1739,29 гр. гашиша;

- 803,77 гр. синтетического  канабиноида «JWH-018»;

- 72,92 гр. героина;

- 6,86 гр. опия,

а также 7157,4166 гр. сильнодействующих  веществ (клофелин, тестостерон, метандиенон, диазепам, станозалол, оксандролон, тренболон ацетат, болденон, болденонундецилеат).

За наркопреступления задержано 10 лиц, из которых 7-граждане РФ и 3 гражданина СНГ2.

Дознание в системе  таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные  лица. Для этой цели в таможнях, оперативных  таможнях и Управлении таможенных расследований  и дознания ФТС России созданы  отделы дознания.

Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений  по поручению начальника соответствующего таможенного органа. Все выносимые  дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного  органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов, являясь  начальниками органа дознания, несут  ответственность наряду с дознавателем за обоснованность возбуждения уголовного дела, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемого.

 

Возбуждение уголовного дела — это самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными  органами, следует различать поводы и основания к возбуждению  уголовного дела.

Поводами к возбуждению  уголовного дела являются:

  • непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;
  • заявления и письма граждан;
  • сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;
  • сообщения общественных организаций о преступлениях;
  • статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;

явка с повинной.

Чаще всего поводом  к возбуждению уголовного дела служат сведения о совершенном правонарушении, которыми располагают таможенные органы. Такие сведения, как правило, получают в ходе осуществления таможенного  контроля, при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, при проверке документов.

После получения сообщения  должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок проводит проверку. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до десяти дней.

После проведения проверки начальник таможенного органа или  его заместитель обязаны принять  одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного  дела;

2) об отказе в возбуждении  уголовного дела (выносится мотивированное  постановление, о чем уведомляется  лицо, предприятие, учреждение, организация,  от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления);

3) о передаче протокола  и других материалов о преступлении  по подследственности (если в поступившем заявлении содержатся сведения о преступлении, не подлежащем расследованию дознавателями таможенных органов).

Основаниями к возбуждению  уголовного дела являются достаточные  данные, указывающие на признаки преступления. Проблема оснований к возбуждению  уголовных дел таможенными органами требует более полного и тщательного  изучения с учетом квалификационных признаков конкретного преступления. Кроме того, до возбуждения уголовного дела возможно проведение оперативно-розыскных  мероприятий.

Постановление о возбуждении  уголовного дела выносит дознаватель  и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и  место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего  постановление, повод и основание  к возбуждению уголовного дела, статья уголовного законодательства. Кроме  того, в постановлении о возбуждении  уголовного дела указывается, кому поручается производство дознания (начальнику таможенного  органа как органа дознания, одному или нескольким дознавателям).

Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление  о принятии дела к своему производству. По возбужденному уголовному делу орган  дознания на основании уголовно-процессуального  закона производит неотложные следственные действия, направленные на обнаружение, закрепление, передачу и использование  следов преступления.

Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще:

следственный осмотр;

освидетельствование;

обыск;

выемка;

допрос свидетелей, потерпевших;

задержание.

В целом деятельность дознавателя  таможенных органов определяется УПК  РФ и ничем не отличается от деятельности дознавателей и следователей других органов предварительного расследования  и дознания.

Экспертиза — это понятие  исследований, проводимых в соответствии с уголовно-процессуальным или гражданско-процессуальным законом лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве, ремесле в целях установления обстоятельств (фактических данных, имеющих значение для дела).

Некоторые отличия определяются лишь самим предметом преступления, характерного для преступлений, отнесенных к компетенции ФТС России. Так, например, при расследовании таможенных преступлений весьма характерно назначение различного рода экспертиз. В этом случае дознавателем выносится постановление (определение), в котором указываются  объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу). Постановление (определение) является основанием для производства экспертизы.

В системе ФТС России имеется  сеть специализированных криминалистических учреждений — лабораторий, во главе  с Центральным экспертно-криминалистическим управлением. Эти подразделения  вносят существенный вклад в борьбу с таможенными правонарушениями, решают следующие вопросы в процессе производства экспертиз:

классификации товаров согласно ТН ВЭД;

оценки рыночной стоимости  товаров исходя из качественных показателей (марки, сорта, вида, натуральности и др.);

исследования оттисков печатей, штампов;

подлинности акцизных марок;

соответствия товаров  установленным требованиям к  их безопасности (за исключением микробиологических показателей);

установления химического  состава товаров (вещества);

установления попадания  товаров под условия лицензирования экспорта (двойное применение, особый порядок некоторых наименований товаров и др.);

идентификации наркотических  средств и сильнодействующих  ядовитых веществ;

возможности реализации и  определения потребительской стоимости  обращенных в федеральную собственность  товаров;

определения страны происхождения  товаров;

определения норм выхода продукции  и их идентификации;

идентификации озоноразрушающих веществ.

По окончании дознания по ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ дознаватель  таможенных органов составляет постановление  о передаче уголовного дела следователю. В постановлении должны быть кратко изложены обстоятельства дела. Выносится постановление дознавателем и утверждается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим. Таможенный орган не вправе приостановить и прекратить уголовное дело о вышеуказанных преступлениях. При передаче дела все документы должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись. После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.

Дела о контрабанде  расследуются следователями органов  внутренних дел, прокуратуры, органов  Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Преступления, связанные с незаконным экспортом технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), а также невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), расследуются следователями ФСБ России. Дела о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте передаются таможенными органами следователям органов внутренних дел.

По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных  ст. 194 УК РФ, по которым предварительное  следствие необязательно, дознаватель  таможенного органа, признав собранные  доказательства достаточными для составления  обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых  случаях и его защитника, со всеми  материалами дела, рассматривает  ходатайства обвиняемого и его  защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела.

Далее, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, дознаватель таможенного  органа составляет обвинительное заключение — процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду. После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом.

Прокурор вправе возвратить дело органу дознания со своими письменными  указаниями для производства дополнительного  дознания, либо вернуть дело органу дознания для пересоставления обвинительного заключения, либо вправе самостоятельно составить новое обвинительное заключение. После утверждения или составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.

Информация о работе Правоохранительные функции таможенных органов