Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов.
Задачи работы: - рассмотреть структуру и функции таможенных органов,
- выяснить на каких правовых актах базируется правоохранительная деятельность таможенных органов,
- рассмотреть отдельные виды правоохранительной деятельности таможенных органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Функции таможенных органов Российской Федерации ………..5
1.1. Таможенные органы Российской Федерации…………………………5
1.2. Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов……………………………………………………………………………6
Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов ……...8
2.1. Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела ……………………...8
2.2. Таможенные органы как органы дознания …………………………..18
2.3. Основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации …………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………….…… 31
Список литературы …………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Иванова Ю.В.Курсовая работа по таможенному праву .docx

— 60.34 Кб (Скачать)

Согласно ст. 15 Закона таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:

1) проводить гласно и  негласно оперативно-розыскные мероприятия  (опрос граждан, наведение справок,  сбор образцов для сравнительного  исследования, проверочные закупки,  исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности  и транспортных средств, контроль  почтовых отправлений, прослушивание  телефонных и иных переговоров,  снятие информации с технических  каналов связи, оперативное внедрение,  контролируемая поставка, оперативный  эксперимент);

2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать  органам, осуществляющим ОРД;

3) использовать в ходе  оперативно-розыскных мероприятий  служебные помещения, имущество  предприятий, учреждений, организаций,  воинских частей, а также жилые  и нежилые помещения, транспортные  средства, иное имущество частных  лиц;

4) использовать в целях  конспирации документы, зашифровывающие  личность должностных лиц, ведомственную  принадлежность подразделений, организаций,  помещений и транспортных средств  таможенных органов, осуществляющих  ОРД, а также личность граждан,  сотрудничающих с этими органами  на конфиденциальной основе;

5) создавать предприятия,  учреждения, организации и подразделения,  необходимые для решения оперативно-розыскных  задач.

Таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право использовать компьютерные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические  средства, необходимые им для достижения поставленных перед ними целей.

В соответствии со ст. 14 Закона, таможенные органы, осуществляющие ОРД, обязаны15:

1) принимать меры по  защите конституционных прав  и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению  безопасности общества и государства;

2) исполнять письменные  поручения органов дознания, следователя,  указания прокурора и решения  суда о проведении оперативно-розыскных  мероприятий;

3) выполнять на основе  договоров о правовой помощи  запросы соответствующих международных  правоохранительных организаций  (например, Интерпола) и правоохранительных  органов иностранных государств;

4) соблюдать правила конспирации  и др.

Результаты оперативно-розыскной  деятельности используются для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных  мероприятий, а также для розыска  лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести  пропавших.

Результаты оперативно-розыскной  деятельности могут служить поводом  и основанием для возбуждения  уголовного дела, представляться в  орган дознания, следователю или  в суд, в производстве которого находится  уголовное дело, а также использоваться по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего  ОРД, привели к нарушению его  прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего  ОРД, сведения о полученной о нем  информации в пределах, допускаемых  требованиями конспирации и исключающих  разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные  сведения лицо может обжаловать эти  действия в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность  доказывать обоснованность отказа в  предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на орган, осуществляющий ОРД.

При нарушении органом (должностным  лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических  лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ст. 5 Закона).

Одним из наиболее характерных  для таможенных органов оперативно-розыскных  мероприятий является контролируемая поставка. Проведение контролируемой поставки регламентировано гл. 42 ТК РФ (ст. 435—436). Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров с признаками, указывающими на незаконность их ввоза или вывоза (контрабанда, иные, уголовно наказуемые таможенные преступления).

При перемещении таких  товаров через таможенную границу  контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров. Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В случае принятия решения  о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на основании  международных договоров Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных  государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, и о  принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством  Российской Федерации16.

При осуществлении контролируемой поставки перемещаемых через таможенную границу товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых  допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством  Российской Федерации, эти товары могут  быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Товары, представляющие повышенную опасность  для здоровья людей, окружающей среды  либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

 

 

Заключение

Термин «таможенные органы»  используется действующими законами. В Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма  они не выделяются.

Таможенные органы могут  быть определены как государственные  органы, предназначенные для непосредственного  осуществления с помощью специальных  методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и  других, связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями.

Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной  власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация  процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного  порядка осуществления такого провоза  и недопущение нарушения этого  порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные.

Таможенные органы, как  и другие правоохранительные органы Российской Федерации, уполномочены осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, в том числе — расследование правонарушений.

Преступления в сфере таможенного дела оказывают весьма негативное влияние на экономику страны, национальную безопасность государства, причиняют вред жизни и здоровью, законным интересам граждан.

Таможенные органы РФ в  числе прочих функций осуществляют и борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела.

В работе были исследованы  теоретические аспекты борьбы таможенных органов РФ с преступлениями; процесс  производства должностными лицами таможенных органов дознания по делам о преступлениях  в сфере таможенного дела.

В ходе анализа были выявлены существующие проблемы и недостатки, оказывающие влияние на эффективность  работы таможенных органов в области  борьбы с таможенными преступлениями.

Для решения проблем были предложены следующие пути повышения  эффективности деятельности таможенных органов в области правоохранительной деятельности:

обеспечение сбора и получения  предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью  предупреждения нанесения ущерба интересам  граждан и государства (контрабанда  оружия, наркотиков, контрафактной  продукции, некачественной продукции, недостоверные декларирование и  заявление таможенной стоимости);

международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов  иностранных государств;

проведение предварительных  оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных  методов и аналитического поиска;

борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.

Повышение эффективности  борьбы с правонарушениями в сфере  внешнеэкономической деятельности, соблюдение законности и обоснованности принимаемых должностными лицами таможенных органов решений в процессе привлечения  лиц к уголовной либо административной ответственности остаются приоритетными  задачами в деятельности таможенных органов Российской Федерации.

 

 

 

Список литературы

1. Гражданский кодекс  РФ.

2. Кодекс РФ об административных  правонарушениях от 30.12.2001 г. №  195-ФЗ.

3. Конституция РФ от 12 декабря 2003 г. 

4. Налоговый кодекс Российской  Федерации. – Ч. 1 от 31.07.1998 г. №  146-ФЗ. — Ч. 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

5. Постановление Правительства  РФ «О Федеральной таможенной  службе» от 26 июля 2006 г. № 459.

6. Таможенный кодекс РФ  от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2009, с изм. от 28.11.2009).

7. Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ.

8. Уголовный кодекс РФ  от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2009).

9. Федеральный закон РФ  от 10 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском  праве и смежных правах». 

10. Федеральный закон РФ  от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред.  от 26.12.2008 г.) «Об оперативно-розыскной  деятельности». 

11. Федеральный закон РФ  от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и  ввозе культурных ценностей» (ред.  от 24.07.2007).

12. Федеральный закон РФ  от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе  в таможенных органах Российской  Федерации» (ред. от 02.03.2007).

13. Федеральный закон РФ  от 21 мая 1993 г. «О таможенном  тарифе» (ред. от 03.12.2007).

14. Федеральный закон РФ  от 21 ноября 2003 г. «О валютном регулировании  и валютном контроле». 

15. Федеральный закон РФ  от 22 июня 1999 г. «Об экспортном  контроле». 

16. Федеральный закон РФ  от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности». 

17. Федеральный закон РФ  от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О  специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мерах при  импорте товаров».

18. Бакаева. О.Ю. Таможенное  право: учебник. – М.: Норма, 2008. – 504 с. 

19. Бекяшев К.А., Моисеев  Е.Г. Таможенное право: учебник  – 2-е изд. – М.: Проспект, 2009. – 360 с. 

20. Богомолова А.А. Таможенное  право: конспект лекций. – М.: Высшее  образование, 2009. –174 с. 

21. Габричидзе Б.Н., Чернявский  А.Г. Таможенное право: учебник  для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г.  Чернявский. – 5-е изд., перераб.  и доп. – М.: Дашков и К, 2004. – 841 с. 

22. Галузо В.Н., Эриашвили  Н.Д. Таможенное право: учебник  / под ред. И.Ш. Килясханова.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 399 с. 

23. Тимошенко И.В. Таможенное  право России: учебник для вузов.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 464 с. 

24. Халипов С.В. Таможенное  право: учебник. – 4-е изд.  – М.: Высшее образование, 2009. –  442 с.

 

 

25. Булатов А.К. Правоохранительная деятельность таможенных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2007. №4. С. 28

26. Васильев Р.И. Административно-правовое регулирование компетенции Федеральной таможенной службы России в области контроля таможенной стоимости // "Административное и муниципальное право". 2010. N 12 С. 24

27. Козловский А.Ю.О проблемах осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами Российской Федерации на единой территории Таможенного союза //"Таможенное дело". 2009. N 3. С. 42

28. Лордкипанидзе Т.Б. Таможенные  органы как субъекты квалификации  административных правонарушений // Вестник Московского университета  МВД России. 2007. №4. С. 118

29.Новиков А.Б. Совершенствование правового обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов // Внешнеторговое право. 2008. №2. С. 26

30. Павлов П.В. Административно-правовое регулирование режима особых экономических зон в России //"Административное и муниципальное право". 2010. N 12. С. 36

31. Сухоруков Д.А. Правоохранительная деятельность таможенных органов Российской Федерации нуждается в совершенствовании // Следователь. Федеральное издание. 2008. №6. С. 54

 


 



 

 



Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов