Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов.
Задачи работы: - рассмотреть структуру и функции таможенных органов,
- выяснить на каких правовых актах базируется правоохранительная деятельность таможенных органов,
- рассмотреть отдельные виды правоохранительной деятельности таможенных органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Функции таможенных органов Российской Федерации ………..5
1.1. Таможенные органы Российской Федерации…………………………5
1.2. Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов……………………………………………………………………………6
Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов ……...8
2.1. Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела ……………………...8
2.2. Таможенные органы как органы дознания …………………………..18
2.3. Основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации …………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………….…… 31
Список литературы …………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Иванова Ю.В.Курсовая работа по таможенному праву .docx

— 60.34 Кб (Скачать)

1)руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

2)начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

3)начальники таможен, их заместители;

4)начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

За малозначительные административные правонарушения в области таможенного  дела в соответствии со ст. 16.6, 16.10. 16.15 и 16.23 КоАП РФ в качестве наказания наряду с возможностью наложения административного штрафа предусматривается возможность вынесения административного предупреждения (предупреждение как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме, предусмотрена ст. 3.4. КоАП РФ). Это касается случаев:

  • нарушения режима зоны таможенного контроля;
  • несоблюдения порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита;
  • непредставления в таможенный орган отчетности;
  • несообщения либо нарушения срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Кроме рассмотренных нами выше прав, таможенным органам предоставлено  также право доставления и  административного задержания.

Так, в ст. 27.2 КоАП РФ сказано, что должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил, в случаях, если составление протокола о таком нарушении является обязательным и отсутствует возможность его составления на месте выявления, может осуществляться принудительное препровождение физического лица в служебное помещение таможенного органа в целях составления протокола об административном правонарушении (доставление).

Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено должностными лицами таможенных органов в исключительных случаях, при выявлении нарушений таможенных правил6. При этом срок административного задержания определен ст. 27.5. КоАП РФ и не должен превышать для лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

За нарушение таможенных правил, в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи КоАП РФ, могут быть назначены наказания  в виде административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. Административный штраф относится к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

За нарушение таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении  к ответственности и назначении административных наказаний только в виде штрафа. Решение о конфискации  всегда принимается судом.

В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается:

  • для граждан в размере, не превышающем 5000 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — 50000 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — 1000000 руб.

Административный штраф  также может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета  административного правонарушения  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных  и подлежащих уплате на момент  окончания или пресечения административного  правонарушения налогов, сборов  или таможенных пошлин, либо сумме  незаконной валютной операции, либо  валютной выручки, не проданной  в установленном порядке, либо  сумме денежных средств, не  зачисленных в установленный  срок на счета в уполномоченных  банках, либо сумме денежных средств,  не возвращенных в установленный  срок в Российскую Федерацию,  либо сумме неуплаченного административного  штрафа;

3) размер административного  штрафа, исчисляемого исходя из  стоимости предмета административного  правонарушения, а также исходя  из суммы неуплаченных налогов,  сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной  операции, либо суммы валютной  выручки, не проданной в установленном  порядке, либо суммы денежных  средств, не зачисленных в установленный  срок на счета в уполномоченных  банках, либо суммы денежных средств,  не возвращенных в установленный  срок в Российскую Федерацию,  не может превышать трехкратный  размер стоимости предмета административного  правонарушения либо соответствующей  суммы или стоимости.

4) сумма административного  штрафа подлежит зачислению в  бюджет в полном объеме в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях  в качестве меры наказания за нарушение  таможенных правил предусмотрена конфискация  предметов административного правонарушения или предметов (например, транспортных средств), явившихся орудиями совершения административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ). При этом под конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация производится только по решению суда7.

Кроме вышеперечисленных  прав административного принуждения  и наказания таможенным органам  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предоставлены  также и иные права (как в рамках таможенного контроля, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации, относящихся к формам таможенного контроля, предусмотренным ст. 366 ТК РФ, так и в рамках административного задержания и административного расследования):

  • арест товаров и транспортных средств;
  • осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотра транспортного средства;
  • личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

Ввиду важного значения, которое имеет личный досмотр  в практике таможенных органов, необходимо более подробно рассмотреть этот вопрос. Проведение личного досмотра регламентировано ст. 27.7 КоАП РФ. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения и производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

В рамках полномочий, предоставляемых  КоАП РФ (т.е. не в соответствии с  ТК РФ, в ходе таможенного контроля, а при расследовании административных правонарушений), таможенные органы могут  проводить досмотр вещей, находящихся  при физическом лице (ручной клади, багажа и иных предметов), который  осуществляется уполномоченными на то должностными лицами таможенных органов в присутствии двух понятых. В исключительных случаях, в соответствии с КоАП РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Здесь следует особо подчеркнуть, что Таможенным кодексом Российской Федерации таможенным органам предоставлены  значительно более широкие права  и полномочия, чем права и полномочия, предоставляемые КоАП РФ. Кроме того, действия таможенных органов, например, по применению мер принуждения, в  ТК РФ более детализированы.

В качестве примера можно  привести ст. 373, регламентирующую проведение личного досмотра как одну из важнейших форм таможенного контроля.

Личный досмотр определен в ней как исключительная форма таможенного контроля, которая может быть проведена только по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом8.

При этом в соответствии с ТК РФ решение о проведении личного  досмотра принимается начальником  таможенного органа или лицом, его  замещающим, в письменной форме путем  наложения резолюции на рапорте  должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного  органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых  того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим  требованиям (обратите внимание на отличие  этой нормы от соответствующей нормы  в КоАП РФ)9. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником, который не вправе уклониться от исполнения решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра.

При личном досмотре несовершеннолетнего  или недееспособного физического  лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его  сопровождающие. Личный досмотр, предусмотренный  ТК РФ в качестве одной из форм таможенного  контроля, должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства  личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого  лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

Досматриваемое лицо (его  законный представитель) в ходе личного  досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного  органа, проводящего личный досмотр, и имеет право требовать объявления ему решения начальника таможенного  органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра, знакомиться  со своими правами и обязанностями, давать объяснения, заявлять ходатайства, знакомиться с актом личного  досмотра по окончании его составления, делать заявления, подлежащие внесению в акт досмотра, пользоваться родным языком, услугами переводчика, обжаловать действия должностных лиц таможенного  органа по окончании проведения личного  досмотра в случае, если указанное  лицо считает ущемленными свои права  и законные интересы при проведении личного досмотра.

О проведении личного досмотра составляется акт по форме, определенной ФТС России. Акт подписывается  должностным лицом таможенного  органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его  законным представителем), понятыми, а  при обследовании тела досматриваемого — медицинским работником. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю).

Даже изложение только одной статьи ТК РФ дает впечатляющее представление об имеющихся отличиях в схожих нормах с КоАП РФ.

Кроме того, таможенные органы в рамках, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации, фактически имеют право налагать на физические и юридические лица дополнительные взыскания, которые хотя и носят  характер административных наказаний (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; дисквалификация; административное приостановление  деятельности), к таковым не относятся  и процесс их наложения не связан с возбуждением и расследованием дел об административных правонарушениях.

К таким непредусмотренным  КоАП РФ наказаниям10 (и осуществляемым во внесудебном и внепроцессуальном порядке) можно отнести:

  • отзыв Свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (предоставляющего право деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров или представителей);
  • аннулирование Квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

 

2.2. Таможенные органы как органы дознания

Борьба таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела - одна из важнейших задач, стоящих перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).

Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке, закреплению и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.

Закон различает два вида дознания:

1) дознание по делам,  по которым предварительное следствие  обязательно;

2) дознание по делам,  по которым предварительное следствие  не обязательно.

В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для  установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей). Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать его следователю по подследственности.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов