Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Создание в системе Государственного таможенного комитета и укрепление в течение прошедшего периода специальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Таможенные органы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности.

1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи………..4

2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России………………6

3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление…………..7

4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил……….13

5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности……………………20

Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе.

1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности…….27

2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран………………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Таможенная политика .doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется гласно и  негласно. Для оперативно-розыскной  работы наиболее типичен негласный  характер.

     К гласной форме оперативно-розыскной  деятельности прибегают в тех  случаях, когда можно решить задачу открытыми методами и, следовательно, нет необходимости в применении специальных сил и средств.

     Оперативно-розыскная  деятельность близко примыкает к  уголовному процессу и, в первую очередь, к такой его части, как дознание, которое в МВД, ФСБ и ряде других компетентных ведомств осуществляют оперативно-розыскные подразделения.

     Однако  это не дает основания, отождествлять  указанные виды деятельности. Несмотря на тесную связь и наличие отдельных  общих задач, они существенно  отличаются друг от друга. Различны правовая природа деятельности, решаемые задачи и субъекты деятельности, процессуальные формы, виды, методы деятельности и источники правового регулирования.

     Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется на фундаментальной  правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами.

     В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 года, а также другие законы и правовые акты Российской Федерации.

     В Конституции РФ содержатся основополагающие правовые положения, обязательные для всех государственных и негосударственных органов, организаций и граждан, в том числе и для должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

     Федеральный закон “Об оперативно-розыскной  деятельности” является основным законом, регулирующим данную деятельность. Он раскрывает сущность, задачи и принципы ее, содержит требования о соблюдении прав и свобод личности, в отношении которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия, называет средства, виды и методы деятельности, а также основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вопросы социальной и правовой защиты должностных лиц, а также граждан, оказывающих помощь указанным органам на конфиденциальной основе.

     К другим законам относятся: Закон  РСФСР от 18 апреля 1991 года “О милиции, Закон от 17 января 1992 года “О прокуратуре Российской Федерации”, УК РСФСР, УПК РСФСР, Закон РСФСР от 5 марта 1992 года “О безопасности”, Закон РФ от 1 апреля 1993 года “О государственной границе Российской Федерации”, Закон РФ от 28 апреля 1993 года “О государственной охране высших представительных органов государственной власти РФ и их должностных лиц”, Закон РФ от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”, Федеральный закон от 3 апреля 1995 года “Об органах федеральной службы безопасности в РФ”, Федеральный закон от 20 апреля 1995 года “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”.

     Прокуратура выступает как орган надзора  за соблюдением законности в оперативно-розыскной  деятельности. Все ее указания, отдаваемые органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, обязательны к исполнению. Вместе с тем сведения о лицах, оказывающих органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят. (13)

     В общей части УК РСФСР даются понятия  преступления, необходимой обороны  и крайней необходимости, а также  перечислены другие уголовно-правовые институты и нормы, которыми нужно  руководствоваться при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

     В особенной части УК содержится перечень преступлений, определяющий предмет  и границы оперативно-розыскной  деятельности.

     На  органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных  мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

     В других перечисленных выше законах  закрепляются компетенция государственных  органов на осуществление оперативно-розыскной  деятельности и аспекты этой деятельности применительно к задачам, решаемым соответствующими органами.

     Иными правовыми актами в области оперативно-розыскной деятельности являются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания, инструкции руководителей центральных государственных органов, в том числе Председателя ГТК. РФ, наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

     Нормативные акты в области оперативно-розыскной деятельности, издаваемые руководителями центральных государственных органов, должны быть согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ и Верховным Судом Российской Федерации. Они носят закрытый (секретный) характер и должны касаться только организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.

     В системе таможенных органов сформированы оперативно-розыскные подразделения  и отделы собственной безопасности, которые функционируют в структуре  центрального аппарата ГТК РФ, в  региональных таможенных управлениях и таможнях. Они находятся между собой в строгой подчиненности: нижестоящие подразделения подчинены вышестоящим и замыкаются на руководство ГТК РФ. (9)

     Принципами  оперативно-розыскной деятельности являются основные правовые идеи, закрепленные в законодательных актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и методы деятельности: законность, уважение прав и свобод личности, конспирация, сочетание гласных и негласных методов деятельности. (10)

     Принцип законности состоит в том, что  должностные лица, осуществляя оперативно-розыскные  мероприятия, должны строго выполнять  все требования Конституции Российской Федерации, законы и другие правовые акты, регулирующие данную специфическую  деятельность. Важной гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности выступает прокурорский и судебный контроль.

     Сущность  принципа уважения прав и свобод человека состоит в защите указанных ценностей  от противоправных действий должностных  лиц. Они, осуществляя оперативно-розыскную деятельность, обязаны защищать права и свободы личности.

     Принцип конспирации заключается в том, что оперативно-розыскные мероприятия  проводятся, как правило, с соблюдением  тайны, которая обеспечивает успех  в решении поставленных задач. Результаты такой деятельности, а также сведения об организации, тактике оперативно-розыскных мероприятий и лицах, оказывавших помощь компетентным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.

     Принцип сочетания гласных и негласных методов деятельности состоит в том, что исполнитель оперативно-розыскных мероприятий обязан использовать обе формы деятельности, причем в различных пропорциях, учитывая при этом решаемую задачу, целесообразность применения тех или иных приемов и методов, а также оперативную обстановку. Применение гласных и негласных методов в значительной мере находится на усмотрении компетентного должностного лица и его начальника.

     Задачи  оперативно-розыскной деятельности таможенных органов:

     1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

     2) получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;

     3) оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;

     4) розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших;

     5) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ;

     6) участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

     7) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

     8) обеспечение собственной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

     9) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь;

     10) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов.

     Оперативно-розыскные  подразделения, решая поставленные задачи, должны тесно взаимодействовать  со всеми структурными подразделениями  таможенных органов.

     Указанные задачи оперативно-розыскные подразделения  решают на основе всесторонней оценки оперативной обстановки.

     Оперативная обстановка - это совокупность условий, прямо или косвенно влияющих на деятельность конкретного оперативно-розыскного подразделения или оперативного работника в пределах их территориальной и функциональной ответственности. Она включает в себя: пространственные и временные характеристики; особенности географической и социально-политической среды; определенные черты правопорядка, средства и методы его поддержания; количество и качество используемых сил и средств, специфику решаемых оперативных задач и т.д.

     К основным элементам оперативной  обстановки относятся: преступная деятельность участников внешнеэкономических связей, объекты их посягательств, преступные элементы и антиобщественные социальные процессы; общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности, деятельность оперативно-розыскных подразделений таможенных органов; среда, в которой она осуществляется.

     Знание  всех элементов оперативной обстановки, характера их внутренних и внешних  взаимосвязей, влияние каждого из них на оперативную обстановку в целом и на деятельность оперативных подразделений в частности имеет большое значение для правильной ее оценки. 

 

      ГЛАВА 2. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

     1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности 

     Значительная  доля нарушения таможенных правил приходится на экспортные операции с другими  видами стратегически важных и сырьевых материалов - цветными металлами, лесом  и лесоматериалами. На эти группы товаров падает наибольший объем изъятых товаров. Значительное число правонарушений приносят физические лица при перемещении автомобилей как при въезде, так и при выезде из страны. Высоки показатели незаконно перемещаемых валютных ценностей. Несмотря на превалирование экспорта над импортом количественные и качественные показатели таможенных правонарушений при импорте значительно превышают соответствующие показатели при экспортных операциях, что объясняется, либерализацией экспорта при одновременном ужесточении мер регулирования импорта. (12)

     Основные  позиции по импорту занимают продукты питания, алкогольная продукция  и автомобили. Таможенными органами Российской Федерации в ходе контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, обнаруживаются и задерживаются наркотики, ампулы и таблетки сильнодействующих психотропных веществ, химические продукты, служащие основным сырьем нелегального производства наркотиков. Одной из самых серьезных остается проблема организации эффективной борьбы с незаконным оборотом оружия, “благодатной почвой” для которого являются незатухающие военные конфликты в “горячих точках” и криминализация обстановки в стране. Российскими таможенниками ежегодно пресекаются сотни попыток незаконного перемещения через границу различных видов оружия и боеприпасов.

 

      2. Взаимодействие  с правоохранительными  органами России  и зарубежных стран 

     Таможенные  органы Российской Федерации в целях  решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными  органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов