Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 11:09, дипломная работа
В первой главе дипломной работы приведена небольшая историческая справка создания и работы органов борьбы с контрабандой и другими правонарушениями на границе Российской Империи, осуществлен анализ условий и причин способствующих их совершению.
Во второй главе дипломной работы раскрывается понятие "правоохранительной деятельности", основные направления правоохранительной деятельности Российских таможенных органов, их правовая основа при осуществлении правоохранительных функций.
В третей главе дипломной работы приведены результаты правоохранительной деятельности таможенных органов, освещены вопросы взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами России и зарубежных стран, раскрываются проблемы, стоящие перед таможенными органами и возможные варианты решения этих проблем.
Введение -3-
Глава 1: Из истории создания и работы органов борьбы
с контрабандой на границе. -7-
§ 1. Учреждение таможенной пограничной стражи. -7-
§ 2. Создание Корчемной стражи и ее деятельность. -14-
§ 3. Пресечение контрабандного ввоза и вывоза товаров. -16-
Глава 2: Таможенные органы Российской Федерации
как субъект правоохранительной деятельности. -22-
§ 1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи. -22-
§ 2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России. -26-
§ 3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление. -27-
§ 4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил. -41-
§5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности. -55-
Глава 3: Правоохранительная деятельность таможенных органов
России на современном этапе. -61-
§ 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности. -61-
§ 2. Взаимодействие с правоохранительными органами России
и Зарубежных стран. -63-
Заключение -66-
В 1866 году была упразднена воинская Корчемная стража при соляных промыслах, взамен была учреждена вольнонаемная. В 1880 году вслед за отменой акциза с соли упразднена и эта стража. В период с 1861-го по 1871 год существовала Корчемная стража по взиманию акциза с табака. В 1893 году она состояла из 968 человек, на ее содержание расходовалось 422 597 руб.
Корчемная стража, как правило, создавалась в отдельных регионах страны.
В Наказе чинам Корчемной стражи в Приморской и Амурской областях, утвержденном 27 июля 1911 года министром финансов В.Коковцевым, говорилось, что Корчемная стража „предназначена для предотвращения водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу в пределах 50 верст от границы". Корчемная стража подчинялась управляющему акцизными сборами.
Служащие Корчемной стражи носили особую форму одежды, знак с надписью „Корчемная стража". Они имели на вооружении шашку артиллерийского образца, револьвер системы „наган" и трехлинейную винтовку драгунского образца. Чины Корчемной стражи приводились к присяге. В своей деятельности Корчемная стража взаимодействовала с полицией, таможенной охраной и пограничной стражей.
Задержанные контрабандные спиртные напитки и другие акцизные товары, как правило, оценивались и продавались с аукциона на местах конфискации. Китайская водка „ханшин", как негодная к употреблению, уничтожалась.
Таким образом, оценивая место, роль и целесообразность создания и деятельности Корчемной стражи, можно прийти к выводу, что ее деятельность направлялась прежде всего на выполнение Высочайшего указа о монополии государства на производство и продажу спиртных напитков и других подакцизных товаров как внутри страны, так и на границе и в пограничных районах.
Корчемная стража как один из органов,
подчиненных Министерству финансов, просуществовала
до 1918
года.
§ 3. Пресечение контрабандного ввоза и вывоза товаров.
Как свидетельствуют исторические источники, контрабанда - явление давнее. О нем встречаются упоминания в древнегреческих и римских источниках. В середине века слово kontrabandos служило для обозначения товаров, запрещенных и подлежащих конфискации. „Несовершенство таможенного управления, подкупность чиновников, неопределенность ставок тарифов, масса исключений... все это привело к массовой контрабанде", - пишет И.М.Кулишер ( Очерки по истории таможенной политике. - СПб.1903, с.19 ).
Достаточно сказать, что еще в 1696 году из 800 тыс. тюков шерсти, произведенной в Англии, было вывезено во Францию контрабандным путем 500 ( Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политике. - СПб. 1903, с.33 ).
В России контрабанда появилась как уже говорилось, еще в начале XVII века. Англичанам в торговле были предоставлены в тот период многочисленные льготы, но они были изобличены в контрабанде, „в торге подкрадными... товарами" ( Контрабанда и борьба с ней. - М., 1925, с.1 ). Не случайно в 1649 году иностранцам было отказано в льготах. Однако контрабанда в XVI -XVII веках в Московском государстве носила случайный характер. Поэтому не было нужды охранять границу от проникновения контрабандистов.
В начале XVIII века в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом и принятием в 1724 году протекционистского таможенного тарифа контрабанда приобретает массовый характер.
В частности, вводится система вознаграждения для задержателей контрабанды. В соответствии с Высочайшим указом Александра 1 (1811 год) 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80% - 2/3 выдавалось задержателям, а 1/3 -начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. В этот период развивается законодательство о контрабанде. В Таможенном уставе 1819 года было дано определение контрабанде. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.
Как показал опыт борьбы с незаконным провозом и проносом товаров, контрабандисты были высокими профессионалами.
Обычно контрабандисты заранее изучали местность, пытались вскрыть характер службы чинов Пограничной стражи, досконально знали, где какие находятся виды пограничных нарядов. Поэтому борьба с контрабандистами была всегда нелегкой и требовала определенных знаний и опыта.
Исторические источники свидетельствуют, что в начале века контрабандным товаром были завалены все лавки.
В конце 20-х и в 40-е годы на границах Пруссии и Австрии контрабанда возросла в несколько раз. Это было связано с тем, что в 1822 году был принят новый тариф, в соответствии с которым пошлины возросли по некоторым товарам более чем в 2,5 раза.
Усиление контрабанды было вызвано и тем, что сопредельные страны в своем экономическом развитии достигли более высокого уровня по сравнению с Россией, где только начинался промышленный переворот. Сказалось и неблагополучное положение в финансовой сфере. Инфляция, вызванная войной 1812 - 1813 годов, а затем и фритредерским тарифом, охватила все стороны деятельности и в итоге оказалась огромным внешним и внутренним долгом. Все это вместе взятое способствовало развитию контрабанды.
В связи с этим интересную мысль высказал С.Р.Минцлов бывший пакгаузный надзиратель Кретингской таможни: „Никакие грозные приказы и усилия штатов и окладов Пограничной стражи и таможенной охраны не прекратят потока контрабанды, льющегося из Пруссии; и что есть только одно-единственное, но совсем другое средство прекратить ее - надо стать в один уровень культуры с Германией. Контрабанда, - пишет автор воспоминаний, - точный показатель степени перевеса культурности одной страны над другой... В Австрию и Галицию контрабанда велась даже из России, а это - вернейшее указание на совсем плохие дела у соседа" ( Минцлов С.Р. " В таможенном мире. ": Трапезонд, 1917, с.35-37 ).
Рассматривая ухищрения, к которым прибегали контрабандисты, чтобы укрыть свой контрабандный товар, можно выделить несколько характерных способов. Товары, облагаемые большой пошлиной искусно прятали между другими товарами, тем самым усложняя их поиск. Товар объявляли особенным, хитрым образом, так что таможенные чиновники, хотя и замечали обман, не могли однако требовать пошлины, причитающейся за эти товары. Для утайки высокопошлинных товаров употребляли различные ящики и бочки как с двойными боками, так и с двойным дном, при этом в пространство двойного дна или боков укладывали высокопошлин-ный товар, а в остальное пространство - беспошлинный. Использовали разную стеклянную непрозрачную, каменную и прочную посуду, а также бочки и жестянки, предназначенные для беспошлинного провоза жидких товаров. Навешивали на высокопошлинный груз ярлыки от совсем другого груза, который не облагался пошлиной. Ценные высокопошлинные аршинные товары, заворачивали в такие аршинные товары, которые не облагались высокой пошлиной. Разные мануфактурные и прочие товары прятали в бочках с цементом, орехами, свежими фруктами, маслом. В больших партиях швейных машин, обшитых рогожей, укладывали нитки и шелк на катушках, которыми были начинены все внутренности машинок. Золотые и другие изделия, имеющие большую ценность, упаковывали в музыкальные инструменты. Некоторые товары, внешне похожие, выдавали одни за другие: бронзовые изделия называли медными, фруктовые сиропы - фруктовыми соками, шампанское - минеральной водой.
Конечно же, способов укрытия товаров было великое множество, но каждый раскрытый увеличивал опыт Пограничной стражи.
Следует заметить, что большое количество контрабанды проходило мимо таможен. Для этого использовались также различные ухищрения. Например, чтобы узнать размещение пограничных нарядов, высылались „ложные" контрабандисты. С этой целью направляли не только людей под видом заблудившихся, пьяных и т.п., но и натренированных собак, которые бежали впереди переходящих границу. Такие ложные маневры контрабандистов применялись как в ходе действий, так и предварительно. Использовали также ложных доносчиков.
Передвигались контрабандисты различными способами: пешими и конными, на подводах, лодках, плотах и т. п.
Различные ткани обычно переправляли в тюках на лошадях, в случае погони часть товаров сбрасывали, тем самым заставляя преследователей останавливаться и разбираться.
Имели место случаи, когда контрабанду перевозила одна лошадь. Навьюченная, она отправлялась к своему хозяину в тылу российского участка. При встрече с охраной лошадь поворачивала и уходила обратно за границу.
Характерно, что многие приграничные населенные пункты представляли собой „гнезда" контрабандистов, где проживали профессионалы. Как правило, контрабандисты маскировались под видом служителей постоялого двора, корчмы, различных домов и т. д. Контрабандисты имели своих пособников, которые, по договоренности с местными крестьянами, за небольшую плату направляли контрабандные товары в глубокий тыл, где его продавали перекупщики. Применяя различные хитрости и уловки, контрабандисты наводняли рынки своими товарами и подрывали этим самым экономику страны.
В начале XIX века пограничники выработали свою тактику. С учетом ухищрений контрабандистов служба организовывалась в две линии. В первой несли службу пешие пограничники в качестве часовых и патрульных, а в ночное время выставлялись секреты и совершались обходы определенных участков. Во второй линии несли службу конные пограничники путем объезда участков. Их задача состояла в том, чтобы задержать контрабандистов, прорвавшихся через первую линию, и в оказании помощи часовым границы в случае обнаружения или задержания контрабандистов. При этом действия часовых и объездчиков определялись строго по местности, с тем, чтобы охраняемые участки были постоянно под контролем. Преследовали контрабандистов в тыл охраняемого участка лишь до первого за пограничной чертой участка, а там передавали местной полиции. При задержании контрабанды не обходилось и без вооруженных стычек. Контрабандисты, как правило, были хорошо вооружены. Пограничники, хотя и были вооружены, но применять оружие не имели права.
Лишь в 1829 году было получено такое разрешение. Оно состояло в следующем: „Чины Пограничной стражи при отправлении служебных обязанностей по пограничному надзору могут употреблять в дело оружие:
- для отражения всякого вооруженного на них нападения или вооруженного сопротивления;
- для отражения нападения или сопротивления, хотя и не вооруженного, но сделанного несколькими лицами или даже одним лицом, но при таких обстоятельствах и условиях, когда чинам Пограничной стражи угрожала явная опасность;
- когда задержанные лица делают попытку к бегству и не окажется возможным настичь их" ( Собрание узаконений и распоряжений правительства. 31 января 1898 г., № 14 ).
На других участках границы, как то: Средняя Азия, Кавказ, -если убегающие вооруженные контрабандисты или другие злоумышленники успели пересечь границу, то чины Пограничной стражи могли преследовать их выстрелами.
Многочисленные примеры задержания контрабанды получили освещение в двухтомнике под редакцией Чернушевича, журнале „Пограничник" и в отдельных брошюрах. Знакомство с ними позволяет сделать вывод о том, что чины Пограничной стражи вели самоотверженную борьбу с лицами, незаконно провозившими или проносившими товары. Придавая важное значение пресечению контрабанды, со всеми описаниями задержания знакомился министр финансов, в ведении которого находилась Пограничная стража, а затем шел доклад российскому императору, который накладывал на нем соответствующую резолюцию.
Как свидетельствуют документы, описания задержанной контрабанды, а также специальные издания со списками контрабандистов, большинство из них были еврейской национальности. Так, например, „2 июня 1826 года на посту Тржецяны Гродненского таможенного округа была попытка задержать контрабанду (одна повозка и 3 еврея), но на надзирателя и его помощника напали более 300 евреев. Они до смерти избили объездчика Коржавина, а повозку с контрабандой угнали " ( Чернушевич М. Указанное сочинение, с.62 ).
А этот случай произошел в марте 1843 года. Объездчик Виленской бригады Пограничной стражи Кияшко был схвачен контрабандистами, которые пытались его под угрозой смерти увезти в Пруссию, но он не согласился, решив лучше умереть, чем изменить присяге. В награду министр финансов выдал Кияшко 50 руб., а император на докладе написал: „Произвести объездчика Кияшко в унтер-офицеры и выдать ему еще 50 рублей" ( Там же, с. 78 ).
Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов