Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 11:09, дипломная работа

Описание работы

В первой главе дипломной работы приведена небольшая историческая справка создания и работы органов борьбы с контрабандой и другими правонарушениями на границе Российской Империи, осуществлен анализ условий и причин способствующих их совершению.
Во второй главе дипломной работы раскрывается понятие "правоохранительной деятельности", основные направления правоохранительной деятельности Российских таможенных органов, их правовая основа при осуществлении правоохранительных функций.
В третей главе дипломной работы приведены результаты правоохранительной деятельности таможенных органов, освещены вопросы взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами России и зарубежных стран, раскрываются проблемы, стоящие перед таможенными органами и возможные варианты решения этих проблем.

Содержание

Введение -3-
Глава 1: Из истории создания и работы органов борьбы
с контрабандой на границе. -7-
§ 1. Учреждение таможенной пограничной стражи. -7-
§ 2. Создание Корчемной стражи и ее деятельность. -14-
§ 3. Пресечение контрабандного ввоза и вывоза товаров. -16-
Глава 2: Таможенные органы Российской Федерации
как субъект правоохранительной деятельности. -22-
§ 1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи. -22-
§ 2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России. -26-
§ 3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление. -27-
§ 4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил. -41-
§5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности. -55-
Глава 3: Правоохранительная деятельность таможенных органов
России на современном этапе. -61-
§ 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности. -61-
§ 2. Взаимодействие с правоохранительными органами России
и Зарубежных стран. -63-
Заключение -66-

Работа содержит 1 файл

5ballov-29194.rtf

— 618.60 Кб (Скачать)

     На Пограничную стражу возлагались следующие обязанности: „недопущение провоза и переноса товаров и задержание их, а также недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах; прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте; осуществление в некоторых местах границы Империи карантинного надзора; оказание помощи судам, бедствующим по близости берегов, в спасении людей, находящихся на них и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение". ( Чернушевич М. Материалы к истории пограничной стражи. ч. 1- М.,1900, с.27 )

     Следовательно, основной обязанностью Пограничной стражи являлась борьба с контрабандой, то есть защита экономических интересов России на государственной границе. Не менее важной являлась задача задержания людей, незаконно следующих через границу. Пограничной страже вменялось в обязанность и выполнение других функций. В них просматривается прежде всего защита экономических интересов на границе. Пограничная стража учреждена с целью воспрепятствования беспошлинному (тайному) провозу из-за границы разных товаров помимо таможни.

     В начале 30-х годов XIX века на границах с Пруссией и Польшей усилилась контрабанда. Через границу прорывались большие группы (до ста и более) вооруженных контрабандистов, нападали на чинов пограничной стражи, прорывали иногда ее цепи и устраивали в приграничных районах буйства и грабежи.

     С целью воспрепятствования подобным действиям в 1832 году Пограничная стража в Юрбургском округе была усилена двумя эскадронами кавалерии и двумя ротами пехотного полка. В 1836 году на границу с Пруссией был направлен целый пехотный полк с легкой батареей (8 орудий). Этот полк был расположен в тылу Пограничной стражи на участке от м. Юрбурга до Палангена и далее по морскому берегу Курляндской губернии до г. Либавы. Три батальона пехоты, усиленные орудиями, дислоцировались на австрийской границе.

     В 1854 году регулярные части конницы и пехоты были вновь заменены казаками. Сразу же усилилась контрабанда, участились случаи грабежей и убийств. Поэтому в 1861 году для усиления Пограничной стражи в Юрбургском таможенном округе вновь был выделен пехотный полк. Две роты от пехотного полка укрепили погран-стражу на австрийской границе в Радзивиловском таможенном округе.

     Практика усиления Пограничной стражи в 70-е годы стала обычным явлением. На протяжении 50-60-х годов совершенствовалась структура самой Пограничной стражи. Так, 4 сентября 1852 года полубригады были преобразованы в бригады, а надзиратели и их помощники стали именоваться отрядными офицерами, то есть проходил дальнейший процесс приближения пограничных формирований к воинским. Впервые в каждой бригаде Пограничной стражи для подготовки низших чинов и замещения ими вахмистерских и унтер-офицерских должностей создавались отдельные учебные команды.

     В связи с передачей таможенных органов в 1856 году от Департамента внешней торговли в Департамент таможенных сборов, ему были подчинены начальники таможенных округов и Пограничная стража.

     Важным нововведением явилось комплектование Пограничной стражи рекрутами, которое стало осуществляться в соответствии с указанием военных округов от 8 мая 1861 года.

     С сентября 1861 года инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже стали назначаться офицеры или лица из числа военных, чего не было раньше.

      1 июля 1868 года Государственный Совет России принял постановление, юридически закрепившее положение морской таможенной полосы. В нем говорилось:

      1. Пространство полосы в три морских мили от русского берега, как на материке, так и на острове, признается морскою таможенной полосою, в пределах которой все, как русские, так и иностранные суда, подлежат надзору русских таможенных властей.

      2. Всякое судно, русское или иностранное, которое войдет в морскую таможенную полосу, может быть подвергнуто осмотру Таможенной стражей, причем шкипер судна обязан по требованию предъявить все имеющиеся у него как судовые, так и грузовые документы.

      3. Всякое судно, вошедшее в морскую полосу, при подходе к нему судна под русским таможенным флагом, должно остановить ход. В случае неисполнения сего таможенное судно делает по нему холостой выстрел, и если после этого все то же вошедшее в морскую таможенную полосу судно не остановится, то крейсер, повторив холостые выстрелы, стреляет сперва по рангоуту (чтобы сбить паруса и мачты), а затем и по корпусу судна.

      4. Преследование судна, не подчинившегося требованию крейсера в морской таможенной полосе, может быть продолжено и за пределами этого пространства в водах нейтральных.

     Постановление предусматривало создание морского крейсерства для надзора за морской таможенной полосой с целью недопущения в страну контрабандных товаров.

     Ранее, в 1837 году, был учрежден штат флотилии и вышло в свет „Положение о Балтийской крейсерской флотилии". В соответствии с положением флотилия, подчиняясь Министерству финансов, одновременно входила в Военно-Морской Флот страны.

     Важным событием в жизни Пограничной стражи явилось высочайшее распоряжение о включении ее в общий план Вооруженных Сил страны. Однако ни это распоряжение, ни другие нормативные документы военного ведомства не признавали погран-стражу военной организацией. Практически Пограничная стража считалась специальными полицейскими формированиями. Пограничная стража непосредственно на местах подчинялась таможенным округам, а в центре - Департаменту таможенных сборов, то есть возглавлялась гражданскими чиновниками.

     Организационная структура Пограничной стражи была следующей: 13 таможенных округов, 4 бригады, 7 полубригад, 4 отдельные роты, 41 бригадный и полубригадный командир, 31 командир рот, 119 надзирателей, 156 их помощников, 2018 нижних конных чинов, 1264 нижних пеших.

      Пограничная стража в начале XIX века охраняла 8800 верст европейской части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможенном отношении способствовали более активной борьбе с контрабандистами. Если в 1827 году в государственную казну поступило 16 млн. руб. серебром таможенных сборов, то в 1857 году - 32 млн. руб.

     Ряд нормативных документов и служебных инструкций, вышедших в этот период, способствовал расширению прав пограничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил.

     В пограничных бригадах были учреждены учебные команды, созданы швальни, обеспечивающие стражу обмундированием. Начиная с 1856 года на офицеров, а с 1878 года и на нижних чинов распространялся порядок, установленный в армии, по награждению орденами и медалями за отличия в охране государственной границы и задержание контрабандистов. В конце века пограничные бригады были учреждены на Кавказе и в Средней Азии. Протяженность границ, которые охранялись Пограничной стражей, к этому времени составляла 13 918 верст, из них 706 - на Белом море, 2624 - на Балтийском, 3328 - в Закавказье, 1269 - берега Черного и Азовского морей, 2638 - Кавказские (морские и сухопутные), 747 - в Финляндии. 2609 верст - в Средней Азии. ( Краткий очерк...,с.1. )

     В 1893 году на базе пограничных бригад был создан Отдельный корпус Пограничной стражи и подчинен непосредственно Министерству финансов.

     Корпус выполнял задачи по охране границы в таможенном отношении, вел активную борьбу с контрабандистами.

     Практика охраны границы в таможенном отношении в период с 1827 года и до начала XX века целиком оправдала себя.

     Являясь составной частью органов по защите экономических интересов на государственной границе. Пограничная стража внесла существенный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами. 

    § 2. Создание Корчемной стражи и ее деятельность. 

     Первые корчемные команды были созданы еще в XVII столетии в Москве для пресечения тайного изготовления, перевоза и продажи предметов, обложенных акцизом или составляющих прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, - как контрабандисты или корчемники. В 1699 году было постановлено считать корчемниками тех, кто платит за работу по найму вином, но если плата была больше ведра.

     Еще при Петре 1 преследование корчемников возлагалось на специально назначенных лиц. В 1730 году в распоряжении московских откупщиков для преследования корчемства и взимания штрафов был представлен особый отряд солдат. Однако вследствие множества злоупотреблений эта корчемная команда в 1732 году была подчинена Коммерц-коллегии. С 1732 года в Петербурге в ведении Коммерц-коллегии состоял для искоренения корчемства особый комиссар, а при нем отряд солдат, которые отряжались от полков ежемесячно.

     При Корчемной страже состояли также особые команды. С 1767 года откупщики имели право содержать за свой счет Корчемную стражу из отставных обер-офицеров и солдат, а по мере надобности в их распоряжение откомандировывали воинские команды.

     Сверх того, в 1766 году в Москве, а в 1771 году в Петербурге были учреждены особые, содержащиеся за счет казны, конные Корчемные команды, которые оставались в ведении губернской администрации.

     В 1840 году на границах крупных губерний корчемство, сопровождаемое буйством и даже убийствами, приняло такие размеры, что правительство вынуждено было учредить в 1850 году особую Корчемную стражу из 450 человек, содержание которой (90 тыс. Руб. В год) отнесено было за счет земских сборов. Корчемство уменьшилось. В 1856 году стража была упразднена.

     В 1862 году стража была создана из вольнонаемных людей в приграничных с Царством Польским уездных губерниях (Ковенской, Виленской, Гродненской и Волынской) для предотвращения тайного ввоза спиртных напитков (питей), подлежащих акцизу, из Царства Польского в Российскую империю.

     В 1875 году стража была переведена в пограничные уезды. Она состояла из стражников, младших и старших объездчиков, которые были подчинены помощнику акцизного надзирателя, а в местах, где это требовалось, особым смотрителям Корчемной стражи. Размеры пограничного района, подлежащего ведению Корчемной стражи, определялись Министерством финансов в пределах не менее 21 и не более 50 км черты границы. В вверенных им районах чины Корчемной стражи имели право осматривать как проходящие обозы и транспорты, так и всех проезжающих и проходящих, а возы с сеном, соломой и другими громоздкими предметами испытывались железными щупами, если это не сопрягалось с порчей клади: кроме того, они были вправе проводить обыски в местах оптовой и розничной продажи „питей" в частных домах, но лишь в тех случаях, когда корчемник, преследуемый по горячим следам, скроется из виду стражи в частное жилище. Провоз и пронос вина в пограничном районе, подлежащем ведению Корчемной стражи, дозволялся днем. Если на Корчемную стражу совершалось нападение, она вправе была применять огнестрельное или холодное оружие.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов