Правое регулирование страхования Банковских вкладов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

По данным Международного Валютного Фонда, страхование банковских вкладов принято более чем в 70-ти странах. По мнению экспертов Всемирного банка, страхование вкладов направлено на защиту интересов мелких вкладчиков и укрепление стабильности банковской системы: гарантируя сохранение сбережений вкладчиков, механизм страхования вкладов поощряет их доверять свои сбережения банкам и предотвращает массовое изъятие вкладов в случае кризиса Россия: укрепление доверия: Развитие финансового сектора в России.

Содержание

Введение 3
Правое регулирование страхования
Банковских вкладов в России 4
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Банк право контр.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Имущество, принадлежащее  агентству на праве собственности, согласно ст. 33 закона, фактически состоит  из двух частей: во-первых, из фонда  обязательного страхования вкладов (ФОСВ), и, во-вторых, из всего остального имущества не входящего в ФОСВ. Законом специально подчеркивается особый статус ФОСВ (так как именно из него производятся страховые выплаты вкладчикам): средства из него учитываются на специальном счете в ЦБ РФ; на него не может быть обращено взыскание по иным обязательствам агентства, кроме тех, что возникли из обязательства по страховым возмещениям вкладчикам. Первоначальное имущество агентства формируется за счет взноса РФ (определенного ст. 50 закона) в размере 3 млрд. руб. (из них 2 млрд. руб. – в ФОСВ, и 1 млрд. руб. – на прочие расходы агентства, связанные с осуществлением его функций).  В последствии, предполагается, что имущество будет пополняться за счет страховых отчислений банков, пеней за просрочку этих отчислений. Сохраняется также возможность, о чем уже говорилось выше, оказания агентству финансовой помощи со стороны правительства РФ (в форме отчислений из резервного фонда правительства, либо в форме беспроцентной бюджетной ссуды) в случаях, предусмотренных ст. 40 и 41 закона. Кроме того, агентству предоставлено право осуществлять «…инвестирования  временно  свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов», а так как закон устанавливает достаточно широкий перечень возможностей такого «размещения» (кроме прочего в облигации и акции российских частных эмитентов), у государственных органов появляется задача осуществлять контроль за тем, каким образом эти «свободные средства» будут размещаться. Чтобы не получилось, например, что средства ФОСВа будут инвестированы в ценные бумаги какой-либо «фирмы-однодневки», которая исчезнет вместе с деньгами.

 

Закон также устанавливает  для АСВ право  требования по обязательствам банка перед вкладчиком в пределах сумм выплаченных агентством в качестве страхового возмещения по вкладу. То есть, агентство, выплачивая страховое возмещение, не просто отдает эти деньги, но автоматически приобретает право требовать у банка, чья неплатежеспособность породила необходимость осуществлять страховые выплаты из средств ФОСВа, возмещения сумм, выплаченных пострадавшим вкладчикам. Более того, закон (в ст. 13) устанавливает, что в ходе процедуры банкротства, такие требования агентства к банку удовлетворяются в порядке первой очереди. Подобное право агентства проистекает не только из положений ФЗ «О страховании вкладов физических лиц…», но и из ст. 50-36 ФЗ (от 25 февраля 1999 г., (в ред. от 20 августа 2004 г.)) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», которая определяет круг кредиторов, чьи интересы удовлетворяются из конкурсной массы в порядке первой очереди. Кроме прочих к ним относятся: «…требования физических лиц, являющиеся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета…», а также «требования агентства по договорам банковского вклада и банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

 

Кроме этого дополнительные полномочия АСВ приобрело в связи  с ликвидацией Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). ФЗ (от 28 июля 2004 г.) «О признании утратившим силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов РФ, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» предусматривает, передачу денежных средств оставшихся после удовлетворения требований кредиторов к АРКО Агентству по страхованию вкладов в качестве имущественного взноса предусмотренного ст. 50 ФЗ «О страховании банковских вкладов». Кроме того, АСВ приобретает также полномочия связанные с участием его в процедуре банкротства кредитных организаций на основании новой редакции ФЗ (от 25 февраля 1999 г., ред. от 20 августа 2004 г.) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

 

Размер ставки страховых  взносов. В мировой практике размер ставки страховых взносов банков в страховой фонд чаще всего единый для всех банков, участвующих в  страховании. Дифференцированная система  ставок встречается значительно реже и здесь наиболее показательным является система страхования вкладов в США. Там размер страхового взноса каждого банка зависит от уровня его финансовой устойчивости (законодательством установлены три степени надежности банка и для каждой из них свой размер страховых взносов), чем выше риск размещения денег в каком-то банке, тем, соответственно, выше размер выплачиваемого им страхового взноса.

 

Россия также избрала  систему дифференцированных ставок, только в отличие от США, у нас  градация размеров страховых отчислений поставлена в зависимость не от степени финансовой устойчивости каждого отдельно взятого банка, а от объемов финансовых ресурсов фонда обязательного страхования вкладов (ФОСВ). Кроме того, фактический размер ставки страховых взносов на расчетный период устанавливается не Законом, а решением совета директоров агентства, закон лишь устанавливает рамки выше которых ставка советом директоров не может быть установлена.

 

В качестве расчетного периода  устанавливается календарный квартал  года. Установленный агентством процент страхового взноса исчисляется из расчетной базы, составляющей средний размер ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов (за исключением, конечно, тех вкладов, которые под систему страхования банковских вкладов не подпадают). Взнос уплачивается по истечении расчетного периода.

 

Страховых взносов не может превышать 0,15 % от размера расчетной базы за предшествующий расчетный период. Но это лишь средний размер ставки, которая, при наступлении обстоятельств, определенных законом, может быть, как увеличена, так и уменьшена, а может и не выплачиваться вовсе. Так « … в целях восстановления фонда  обязательного  страхования  вкладов совет  директоров  агентства  может   устанавливать повышенную ставку страховых взносов» (п. 4 ст. 41 закона). Размер такой повышенной ставки также как и в любом другом случае, устанавливается советом директоров агентства, однако, не может превышать 0,3 % от размера расчетной базы за предшествующий расчетный период, и не может устанавливаться больше чем на два расчетных периода в течение 1,5 лет. И, наоборот, в случае, когда сумма средств ФОСВ (независимо от их происхождения: будь то страховые взносы или другие установленные Законом источники формирования имущества Агентства) превысит 5 % от суммарного размера средств находящихся во вкладах в банках за предшествующий расчетный период, в таком случае ставка страховых взносов не может превышать уже 0,05 % от той же средней суммы средств находящихся во вкладах. И выплата страховых взносов вообще приостанавливается, если сумма средств ФОСВ превысит уже не 5, а 10 % от суммарного размера средств (понятно, что выплата приостанавливается только на расчетный период следующий за тем в котором размер средств фонда достиг тех самых 10 %).

 

Таким образом, размер страховых отчислений поставлен в прямую зависимость от собственных средств страхового фонда. И, наверное, это правильно, так как цель формирования ФОСВ состоит не в бесцельном накоплении денег, а, следовательно, и не в бессмысленном обирании банков (вообще статус государственной корпорации в соответствии с законодательством таков, что она имеет право иметь денежные средства только для достижения  тех целей, для которых она была создана), но в том, чтобы средств было ровно столько, чтобы иметь возможность удовлетворить интересы всех пострадавших вкладчиков, которые потенциально могут быть. Законодатель исходит из того, что 10 % от суммы всех вкладов, подпадающих под страхование, во всех российских банках, является для этих целей суммой достаточной.

 

Размер страхового возмещения. Еще один, возможно главный проблемный вопрос нового Закона, связан с размером страхового возмещения вкладчику в  результате наступления страхового случая. В первоначальном правительственном  законопроекте, предусматривались следующие размеры страховых выплат: вклады на сумму до 20 тыс. руб. возмещались стопроцентно, вклады свыше 20 тыс. руб., - в соотношении: 20 тыс. руб. плюс 80 % от суммы превышающей 20 тыс. руб., но в сумме не более 95 тыс. руб. на каждого вкладчика. В окончательно принятом законе размеры страхового возмещения несколько выше: стопроцентно возмещаются все вклады, но не более чем на 100 тыс. руб., при этом закон не лишает вкладчика неплатежеспособного банка в последствии требовать уже через суд возвращения денег, составляющих разницу между 100 тыс. туб. страхового возмещения и размером вклада. Конечно, 100 тыс. руб. является не слишком большим размером возмещения, и уж тем более нельзя говорить, что с помощью него можно будет полностью гарантировать интересы всех вкладчиков, но 100 тыс. руб. в любом случае лучше, чем  20 тыс. руб., предусмотренных в первоначальном варианте, (которые, безусловно, являлись недопустимо низкой компенсацией, фактически означающей отказ в стопроцентной защите не только крупным вкладчикам, но и вкладчикам т. н. среднего звена).  Помимо этого следует остановиться также на положении п. 4 ст. 11 закона, в  котором говориться, что при наступлении страхового случая в отношении нескольких  банков,  в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно. Исходя из этого, оптимальной формой хранения накоплений будет наличие вкладов в нескольких банках, при условии, что размер каждого из вкладов не будет превышать 100 тыс. руб. При такой схеме, во-первых, снижается риск потерять все (так как маловероятно, что все банки окажутся несостоятельными), а во-вторых, даже если что-то подобное произойдет, то вкладчик сможет получить стопроцентное возмещение по всем вкладам, в результате чего фактический размер страхового возмещения может оказаться намного больше 100 тыс. руб.

 

Вместе с этим нужно  учитывать, что страховые выплаты  распространяются на вклады открытые только в банках, участвующих в  системе страхования вкладов. Для  банков, получивших разрешение на привлечение во вклады денежных средств физических лиц до вступления в силу ФЗ «О страховании вкладов» (а таких банков подавляющее большинство) устанавливается срок (максимально 21 месяц со дня вступления в силу закона). В течение этого срока они должны либо присоединиться к системе страхования (для чего им необходимо соответствовать требованиям определенным ст. 44  ФЗ «О страховании вкладов», либо потерять право привлекать средства физических лиц. Но в этой связи важно другое. В течение всего этого периода банки, имеющие разрешение на момент вступления в силу закона, полученного разрешения не утрачивают, т. е. хотя еще и не являются участниками страхования, в то же время продолжают привлекать деньги во вклады. При этом не исключается возможность, что некоторые из этих банков, в конце концов, так и не смогут принять участие в системе страхования. И хотя по истечении 21 месяца утратят право привлекать средства физических лиц во вклады, тем не менее, их вкладчики не будут иметь права на страховое возмещение в порядке предусмотренном ФЗ «О страховании вкладов», чем будут поставлены в неравное положение по отношению к вкладчикам банков-участников системы страхования.

 

Для обеспечения прав вкладчиков банков не участвующих в  системе страхования вкладов  был принят ФЗ (от 29 июля 2004 г.) «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ». Законом предусматривается, что в случае признания банка, не участвующего в системе страхования вкладов банкротом и недостаточности средств для погашения обязательств банка перед вкладчиком в порядке предварительных выплат кредиторам первой очереди, обязанность по возмещению суммы в пределах до 100 тыс. руб. (за вычетом суммы предварительных выплат кредиторам первой очереди) принимает на себя ЦБ РФ. При этом действие закона «О выплатах Банка России…» распространяется только на вклады в банках, лицензии которых были отозваны уже после вступления в силу ФЗ «О страховании вкладов».

 

Таким образом, хотя порядок  возврата вкладов в банках не участвующих  в страховании более длителен и сложен (т. к. связан с процедурой банкротства), тем не менее, и для  вкладчиков таких банков гарантируется  возврат денег в том же размере, что и вкладчикам всех остальных банков.

 

Статус банков с государственным  участием. Еще одна проблема связана  с вопросом о статусе в системе  СБВ, коммерческих банков с долей  государственного участия (прежде всего  это касается Сбербанка РФ). Проблема состоит в том, что в Сбербанке РФ на сегодняшний день находиться около 70 % всех вкладов населения РФ. Такая диспропорция по отношению к другим банкам, как раз связана с тем, что Сбербанк РФ обладает государственной гарантией сохранности вкладов, которая обусловлена ст. 840 ГК, в ней говориться, что РФ несет с банком субсидиарную ответственность за возврат вкладов. Иными словами население больше доверяет государству, а не частным банкам. Следовательно, можно предположить, что потеря банком этих гарантий приведет к массовому выводу средств вкладчиков. Без сомнения, правильно, что Сбербанк РФ лишается преимуществ, которые ставят его в неравное положение с  другими банками (что, фактически, противоречит проводимой государством политике по обеспечению конкуренции на рынке банковских услуг). На сегодняшний день Сбербанк РФ, фактически, обладает правами монополии на вклады населения, а другие банки не могут нормально развиваться. Однако лишение Сбербанка РФ государственных гарантий не может произойти одновременно с введением системы СБВ.

 

Еще на стадии разработки ФЗ «О страховании вкладов» перед  его разработчиками стояла цель установить переходный период в течение которого, параллельно с системой страхования  вкладов, будет существовать и субсидиарная ответственность государства перед вкладчиками банков с государственным участием. Цель данной меры состояла в том, чтобы избежать возможного массового оттока средств тех вкладчиков, которые не доверяют своих денег частным банкам и для которых выбор в пользу, прежде всего, Сбербанка обусловлен именно тем, что за сохранность их вкладов отвечает государство. В течение такого переходного периода государство должно добиться доверия населения к вновь вводимой системе СБВ, т.е. доказать, что с ее помощью и другие банки вполне могут быть пригодны для размещения вкладов. Если этого добиться не удастся, то может произойти следующее: люди изымут деньги из Сбербанка РФ (т.к. он перестал обладать государственными гарантиями), но и не станут их вкладывать в другие банки (доверие к ним и к системе СБВ еще не будет сформировано), в результате банковская система потеряет и тех  вкладчиков, которых она уже имеет.

 

В результате этого в  первоначальной редакции ФЗ «О страховании  вкладов», которая была принята в  декабре 2003 г., такой переходный период был установлен до 1 января 2007г. Такая мера была не вполне обоснована. Сама идея переходного периода, заключалась, в первую очередь, в том, чтобы обеспечить защиту интересов вкладчиков, разместивших свои деньги в банках с государственным участием  тогда, когда страхования вкладов в стране еще не существовало, и для которых субсидиарная ответственность государства была, своего рода, альтернативой страхованию вкладов. Но после того как страхование вкладов было введено, и банки с государственным участием стали на равных условиях с прочими банками принимать участие в системе страхования вкладов, предоставление их вкладчикам дополнительно к тем гарантиям, которые устанавливались ФЗ «О страховании вкладов» еще и гарантий связанных с субсидиарной ответственностью государства, значило бы в очередной раз поставить их в привилегированное положение по отношению к вкладчикам частных банков.

 

На основании этого  был принят ФЗ (от 20 августа 2004 г.) «О внесении изменений в статью 49 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», который ограничил распространение переходного периода оканчивающегося 1 января 2007 г. только на вклады и счета открытые до 1 октября 2004 г. Вкладчики, сделавшие размещение средств после этого срока приобретают гарантии только в связи с участием банков в системе страхования вкладов.

 

 

 

Информация о работе Правое регулирование страхования Банковских вкладов в России