Практика применения таможенных пошлин в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ практики применения сезонных пошлин в РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин.
2. Обосновать специфику применения сезонных и особых пошлин.
3. Определить порядок применения сезонных пошлин.
4. Проанализировать применение в РФ сезонных пошлин на сахар и рис.

Содержание

Введение
Глава 1 Таможенно-тарифное регулирование
1.1 Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин
1.2 Специфика применения сезонных и особых пошлин
Глава 2 Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации
2.1 Порядок применения сезонных пошлин
2.2 Применение сезонных пошлин на сахар и рис
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

практика применения в рф.docx

— 44.50 Кб (Скачать)

Таким образом, налог  служит экономическим инструментом перераспределения доходов, являющихся денежной формой вновь созданной  стоимости. Как справедливо отмечают некоторые авторы, таможенная пошлина  имеет рентный характер. Отсюда очевидно, что налог и таможенная пошлина  являются различными экономическими категориями. 

Ввозная таможенная пошлина отражает тот добавочный доход, который должен был бы получить импортер иностранного товара, приобретенного на мировом рынке по более низкой цене, чем та, по которой аналогичный  товар может быть реализован отечественным  производителем. Источником этого дохода является та часть вновь созданной  стоимости, которая предназначена  для удовлетворения потребности  в этом товаре. Если товар, предназначенный  для удовлетворения этой потребности  произведен отечественным производителем, то осуществляется обмен вновь созданной  стоимостью различных отечественных  производителей. Если эта потребность  удовлетворяется за счет товара, то вновь созданная стоимость, предназначенная  для удовлетворения этой потребности, распределяется в пользу импортера, у которого она изымается полностью  или частично в пользу государства  через таможенные пошлины. 

Таким образом, государство  аккумулирует у себя часть созданной  стоимости, которая образовалась в  результате того, что потребность  была удовлетворена более дешевым  иностранным товаром, а часть  производственных ресурсов на удовлетворение этой потребности высвободилась. Следовательно, государство должно рационально  использовать эту экономию, т.е., направить  ее на ускорение социально-экономического развития, а это во многом будет  зависеть от квалификации высвобожденного  труда и материально-вещественного  состава высвобожденных ресурсов. Если эти ресурсы высвобождены из наиболее эффективных сфер, например, отраслей высоких технологий и они, естественно, не могут быть направлены в более  эффективные сферы, а будут трансформироваться в менее эффективные сферы  или изыматься из общественного  производства. 

Иначе говоря, налог  есть часть реализованной в процессе общественного воспроизводства  вновь созданной стоимости, а  таможенные пошлины есть часть нереализованной  стоимости в процессе общественного  воспроизводства, и здесь важное значение имеет то, насколько эффективно она может быть использована, реализована  государством[6]. 

Например, средства, сэкономленные от импорта обуви, можно направить в более эффективную  сферу, использующую интеллектуальный труд, предположим, в производство оборудования для обувного производителя, а средства, сэкономленные от сокращения производства оборудования нельзя использовать более эффективно, если их направить на производство обуви. 

Накопленная в государственном  бюджете экономия общественного  труда в виде таможенных пошлин, может быть вообще выведена из процесса воспроизводства и направлена на цели конечного потребления, выплату  внешних долгов, вложения в ценные бумаги других государств. 

Если ставка установлена  ниже ее экономически обоснованного  уровня, то производственный капитал  определенных отраслей прекращает функционирование и обесценивается, какая-то его величина в виде экономии потребителя передается в другие сферы, а остальная направляется в государственный бюджет[7]. 

Таким образом, посредством  регулирования ставок таможенных пошлин достигаются определенные структурные  сдвиги. 

Например, при снижении ставок пошлин на импорт продукции  машиностроения капитал этой отрасли  обесценивается и частично перелается в виде экономии в отрасли - потребители  этой продукции. В результате из машиностроительного  комплекса были изъяты и направлены на другие цели значительные объемы производственного  капитала, а импорт продукции машиностроения значительно увеличился. 

Источником экспортной пошлины является мировая рента, формирующаяся за счет части вновь  созданной стоимости потребителей этой продукции. Аккумулируемые через  экспортные пошлины в государственном  бюджете доходы должны являться источником ускорения социально-экономического развития. Занижение экспортных пошлин увеличивает доходы экспортеров, стимулирует  поставки продукции на экспорт при  одновременном занижении экспортных цен. 

Таможенная пошлина  отражает различия мировой и национальной стоимостей. По своей форме она  выступает в форме платежа, налога и может отклоняться, как и  цена от своей основы. 

Из определения  следует, что таможенная пошлина  является разницей в уровнях мировых  цен и экономически обоснованных внутренних цен, т.е., при наличии  отечественного производства товаров  ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых  и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение  в таможенных пошлинах этой разницы. 

Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт  товаров, что, в свою очередь, может  проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Влияние  уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень  рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного  спроса и предложения конкретных товарных рынков. 

В зависимости от характера условий внешней торговли товарами таможенные пошлины можно  подразделить на: обычные таможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины  используются при регулировании  внешней торговли в нормальных экономических  условиях и отражаются в таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины  применяются при нарушениях нормальных условий внешней торговли. 

В зависимости от характера движения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и  транзитные. 

Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным  товарам при выпуске их для  внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. 

Вывозные таможенные пошлины, применяются на экспортные товары при выпуске их за пределы  таможенной территории государства. Они  используются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших  различий в уровне внутренних цен  и цен мирового рынка на отдельные  товары. В России применяются при  экспорте энергоносителей и некоторых  сырьевых товаров. 

В США, например, экспортные пошлины запрещены законодательно. В других развитых странах они  также не применяются. 

Транзитные таможенные пошлины применяются к товарам, перевозимым транзитом через  территорию данной страны. Встречаются  крайне редко и используются преимущественно  как средство торговой войны. В России этот вид пошлин не используется.

 

1.2 Специфика применения  сезонных и особых пошлин 

  

Следует уделить  особое внимание пошлинам, которые  по своей природе, безусловно, являются таможенными, поскольку взимаются  таможенными органами при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ, однако в буквальном смысле таковыми рассматриваться не могут. 

К таким пошлинам в соответствии с разделом II Закона «О таможенном тарифе» относятся  сезонные и особые пошлины. Дело в  том, что согласно п. 5 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» пошлина - таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные настоящим законом. Эти иные виды пошлин и называются сезонными и особыми пошлинами. Более того, при установлении, например, сезонных пошлин, ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона «О таможенном тарифе»). Максимальный срок действия сезонных пошлин составляет шесть месяцев. Как отмечает Козырин А.Н.: «Сезонные  пошлины применяются в отношении  сельскохозяйственных продуктов и  других товаров. Они связаны с  так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую  продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года»[8]. 

Специальные пошлины  могут вводиться как по причинам экономического характера, так и  по политическим соображениям. В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на территорию РФ в количествах и  на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным  производителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлина  используется в качестве ответной меры на дискриминационные действия в  отношении ввоза российских товаров  в какую-либо страну. 

Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами  тарифа. Обычно срок их действия не может  превышать нескольких месяцев в  год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам  приостанавливается. В отечественной  практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза  сахара-сырца, обычно применяется при  регулировании ввоза в страну овощей и фруктов. 

Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины. 

Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит  ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации  и расширению национального производства таких товаров. 

Антидемпинговая пошлина - рассматривается как составляющая антидемпинговой меры и взимается  таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера - мера по противодействию  демпинговому импорту, которая применяется  посредством введения антидемпинговой  пошлины или одобрения ценовых  обязательств, принятых экспертом[9]. 

Назначение антидемпинговых  пошлин раскрывается в ст. 9 Закона «О таможенном тарифе» и, как отмечается в литературе, связано с наличием трех обстоятельств: 

1) фактом ввоза  товаров на российскую таможенную  территорию по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся  на момент ввоза товаров в  стране экспорта; 

2) наличием материального  ущерба или угрозы его нанесения; 

3) причинно-следственной  связью между ввозом таких  товаров, с одной стороны, и  нанесением (угрозой нанесения) материального  ущерба отечественным производителям  подобных товаров либо препятствием  организации или расширению производства  подобных товаров в РФ, с другой  стороны[10]. 

Содержание и назначение компенсационных пошлин во многом схоже  с антидемпинговыми. Разница заключается  в том, что компенсационные пошлины  применяются в случаях ввоза  на территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или  косвенно использовались субсидии (ст. 10 Закона «О таможенном тарифе»). 

Компенсационные пошлины  взимаются при импорте тех  товаров, в процессе производства которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям таких  товаров. 

Компенсационная пошлина  является составляющей компенсационной  меры и взимается таможенными  органами независимо от взимания ввозной  таможенной пошлины. Компенсационная  мера - мера по нейтрализации воздействия  специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных  государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том  числе предварительной компенсационной  пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных  государств) или экспортером. 

Специальные пошлины  устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких  количествах, что причиняет или  угрожает причинить серьезный ущерб  отечественным производителям конкурирующих  товаров. 

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при  введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта  на таможенную территорию страны посредством  введения импортной квоты или  специальной пошлины, в том числе  предварительной специальной пошлины[11]. 

Обычно особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке для  зашиты от недобросовестной конкуренции  со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные  и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования  проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются  возможные объяснения возникшей  ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно  рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда  все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны. 

Информация о работе Практика применения таможенных пошлин в РФ