Порядок расчета и взимание косвенных налогов в странах Таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

21 мая 2010 г. на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств в Санкт-Петербурге принято Решение о вступлении в силу важнейших международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, в частности Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение ТС) и протоколов к нему.

Содержание

Содержание 2
1 О порядке взимания косвенных налогов в Таможенном союзе 4
1.1 Экспорт товаров 4
1.2 Импорт товаров 8
1.3 Выполнение работ, оказание услуг 10
2 Правила исчисления косвенных налогов в Таможенном союзе 12
2.1 Правила исчисления акцизов в Таможенном союзе 12
2.2 Правила исчисления НДС в Таможенном союзе 21
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

Налоги.docx

— 56.03 Кб (Скачать)

В п. п. 1.1 - 1.5 ст. 2 Протокола о товарах ТС приведены некоторые особенности уплаты косвенных налогов в различных ситуациях. При этом, в частности, допускается возможность, что плательщиком становится комиссионер, поверенный или агент.

Налог при импорте будет взиматься  со стоимости товаров (цены, указанной  в договоре) (п. 2 ст. 2 Протокола о  товарах ТС).

Кроме того, в Протоколе о товарах  ТС отдельно поясняется, как определяется налоговая база по договорам на изготовление товаров, договорам лизинга, товарообменным (бартерным) договорам, а также договорам  товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей).

Согласно  п. 4 ст. 2 Протокола о товарах ТС налоговая база для исчисления акцизов  определяется на дату принятия налогоплательщиком на учет импортированных подакцизных товаров.

Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию РФ с территории другого государства - члена таможенного союза, исчисляются  налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством  государства - члена таможенного  союза, на территорию которого импортированы  товары, то есть в данном случае - РФ (п. 5 ст. 2 Протокола о товарах ТС). В этой ситуации применяются п. п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ.

В п. п. 7 и 8 ст. 2 Протокола о товарах ТС установлены сроки уплаты косвенных  налогов и представления в  налоговый орган декларации. При  этом предусмотрены особенности  для договоров лизинга и уплаты акцизов по маркируемым подакцизным  товарам.

Заявление следует предъявлять в четырех экземплярах, а также в электронном виде. Налоговые органы должны на всех из них сделать отметки и вернуть налогоплательщику-импортеру три экземпляра, два из которых он обязан направить экспортеру из другого государства - члена таможенного союза.

Проще стала процедура подтверждения  фактической уплаты налогов. Теперь для этого можно использовать не только выписку банка, но и в  определенных случаях другие документы, также можно проводить зачет при наличии сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов.

Протокол  о товарах ТС предполагает представление  только счетов-фактур, и то если их выставление  предусмотрено национальным законодательством.

Введено понятие информационного сообщения, которое будет представляться в  случаях, предусмотренных п. п. 1.2 - 1.5 ст. 2 Протокола о товарах ТС.

Расширена ответственность импортеров за нарушения, касающиеся уплаты косвенных налогов  и представления отчетности по ним, - п. 9 ст. 2 Протокола о товарах  ТС. Здесь же поясняется, как поступить, если часть ввезенных товаров  возвращена.

1.3 Выполнение работ, оказание услуг

В ст. 1 Протокола о работах, услугах  ТС даны определения терминов, которые  использовались в Протоколе о  работах, услугах РФРБ, но не были пояснены (аудиторские, бухгалтерские, консультационные, маркетинговые, рекламные и юридические  услуги; научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и опытно-технологические (технологические) работы, таможенные услуги).

Введено понятие дизайнерских услуг. Инжиниринговые услуги распространяются помимо прочего на технические испытания и результаты их анализов.

Налогообложение указанных услуг, а также иных услуг, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах, услугах  ТС, производится по месту регистрации  покупателя (заказчика). Другие услуги (поименованы в пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола  о работах, услугах ТС) облагаются налогами по местонахождению продавца. Услуги, имеющие непосредственное отношение  к движимому и недвижимому  имуществу, облагаются по месту нахождения такого имущества, в том числе и при предоставлении его в пользование на любых основаниях (не только аренды и найма).

То есть в отношении определения места  реализации работ, услуг, в общем-то, значительных открытий не сделано, налоги взимаются там, где работы, услуги реализуются (при этом отмечена специфика  давальческих услуг в ст. 4 Протокола  о работах, услугах ТС).

Протокол  о работах, услугах ТС содержит указание в части налогообложения оборотов по передаче движимого имущества  в аренду (лизинг): местом реализации услуг по передаче в аренду (лизинг) движимого имущества (за исключением  транспортных средств) признается государство  нахождения арендатора (лизингополучателя), а по передаче транспортных средств - государство нахождения арендодателя (лизингодателя).

Весьма  серьезное отличие Протокола  о работах, услугах ТС от Протокола  о работах, услугах РФРБ в том, что согласно первому документу  местом реализации услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ и  баз данных (программных средств  и информационных продуктов вычислительной техники), по их адаптации, модификации  и сопровождению является место  регистрации покупателя (заказчика). Но это соответствует пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Перечень  документов, которые предъявляются  в налоговые органы, дополнен лишь указанием на то, что помимо договора и документов о фактическом оказании услуг законодательством государства - члена таможенного союза могут  предусматриваться и иные документы. Для российских налогоплательщиков соответствующий п. 4 ст. 148 НК РФ подобного указания не содержит.

Для подтверждения  выполнения работ, предоставления услуг  и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок необходимо использовать Перечень документов, утвержденный МВЭС России 01.07.1997 N 10-83/2508, ГТК России 09.07.1997 N 01-23/13044, ВЭК России 03.07.1997 N 07-26/3628.

А вот  при оказании услуг по переработке  давальческого сырья дополнительно  надо подавать заявление, предусмотренное  Протоколом об обмене, а также таможенную (грузовую таможенную) декларацию, подтверждающую вывоз продуктов переработки  давальческого сырья за пределы  территории государств - членов таможенного  союза (п. 2 ст. 4 Протокола о работах, услугах ТС).

2 Правила исчисления  косвенных налогов  в Таможенном союзе

2.1 Правила исчисления акцизов в Таможенном союзе

Основными документами, регулирующими вопросы взимания акцизов, в Таможенном союзе России, Республики Беларусь и Республики Казахстан являются Соглашение от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", Протокол от 11.12.2009 "О внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе...", Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протокол от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов".

Названным выше Соглашением провозглашены  следующие основополагающие принципы, применяющиеся при исчислении акцизов во взаимной торговле государств - участников Таможенного союза:

- при  экспорте (вывозе) товаров применяется  освобождение от уплаты (возмещение  уплаченной суммы) акцизов при  условии документального подтверждения  факта экспорта;

- при  импорте (ввозе) товаров на  территорию одного государства  - участника Таможенного союза  с территории другого государства  - участника Таможенного союза  акцизы взимаются налоговыми  органами государства-импортера,  если иное не установлено законодательством  этого государства в части  товаров, подлежащих маркировке  акцизными марками;

- при  импорте на территорию государства  - участника Таможенного союза  акцизы не взимаются по товарам,  которые в соответствии с законодательством  этого государства не подлежат  налогообложению при ввозе на  его территорию. На практике этот  принцип означает, что при ввозе  на территорию Российской Федерации акцизами облагаются товары, признаваемые подакцизными в соответствии со ст. 181 НК РФ;

- ставки  акцизов на импортируемые товары  во взаимной торговле не должны  превышать ставки акцизов, которыми  облагаются аналогичные товары  внутреннего производства. Реализация  этого принципа означает, что  в отношении товаров, ввозимых  на территорию РФ, и товаров,  произведенных на территории  России, применяются единые ставки  акцизов, установленные ст. 193 НК  РФ.

Примечание. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством маркировке акцизными марками при ввозе на территорию Российской Федерации подлежит алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% и табачная продукция.

2.1.1 Порядок исчисления и уплаты акцизов при экспорте товаров

 

 Согласно Протоколу  от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных  налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте  товаров в Таможенном союзе" освобождение от уплаты акциза осуществляется при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией определенного пакета документов или их копий.

Итак, для подтверждения обоснованности применения освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

- договоры (контракты), на основании которых  осуществляется экспорт товаров,  договоры (контракты) на изготовление  товаров, договоры (контракты) на  переработку давальческого сырья;

- выписка  банка, подтверждающая фактическое  поступление выручки от реализации  экспортированных товаров на  счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

- заявление  о ввозе товаров и уплате  косвенных налогов, составленное  по форме, приведенной в Приложении 1 к Протоколу "Об обмене  информацией в электронном виде  между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об  уплаченных суммах косвенных  налогов", с отметкой налогового  органа государства - члена Таможенного  союза, на территорию которого  импортированы товары, об уплате  косвенных налогов (освобождении  или ином порядке исполнения  налоговых обязательств) (далее - заявление). Причем по усмотрению  налоговых органов государств - членов  Таможенного союза подается оригинал  или копия заявления;

- транспортные (товаросопроводительные) документы,  подтверждающие перемещение товаров  с территории Российской Федерации  на территорию государства - члена  Таможенного союза;

- иные  документы, подтверждающие обоснованность  освобождения от уплаты акцизов,  предусмотренные законодательством  государства - члена Таможенного  союза, с территории которого  экспортированы товары.

Указанные документы представляются в налоговый  орган в течение 180 календарных  дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении этих документов в установленный срок налогоплательщик обязан уплатить в бюджет акциз за налоговый (отчетный) период, на который  приходится дата отгрузки подакцизных  товаров (либо дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, произведенных  из давальческого сырья).

Справка. Подакцизные товары

К подакцизным товарам относится, в частности, спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с., автомобильный бензин, дизельное топливо, моторное масло для дизельных, карбюраторных и инжекторных двигателей, прямогонный бензин.

К подакцизным товарам относятся также товары, на которые ст. 193 НК РФ установлена нулевая ставка акциза (спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция и спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке).

Информация о работе Порядок расчета и взимание косвенных налогов в странах Таможенного союза