Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:08, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение запретов и ограничений, связанных с перемещением культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза.
Объектом данной работы являются культурные ценности.
Предмет исследования - перемещение культурных ценностей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Введение………………………………………………………………………...3
1. Законодательная база, регулирующая перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза………………………5
1.1. Конвенция ЮНЕСКО 1970 г. ……………………………………………5
1.1.1 Конвенция УНИДРУА 1955 г. ………………………………………….6
1.2. Федеральный закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»……………………..6
1.3. Контроль государственных органов…………………………………….10
2. Вывоз культурных ценностей с территории Российской Федерации…..12
2.1. Порядок вывоза культурных ценностей………………………………...12
2.2. Действия должностных лиц таможенного органа при оформлении вывозимых культурных ценностей……………………………………………14
2.3. Порядок временного вывоза культурных ценностей…………………..16
2.4. Действия должностных лиц таможенных органов, при оформлении временно вывозимых культурных ценностей………………………………18
2.5. Порядок и правила проведения экспертизы культурных ценностей…19
3. Ввоз культурных ценностей………………………………………………25
3.1. Порядок ввоза культурных ценностей………………………………….25
3.2. Действия должностных лиц таможенного органа при оформлении ввозимых культурных ценностей.……………………………………………….26
3.3. Порядок временного ввоза культурных ценностей……………………27
3.4. Действия должностных лиц при таможенном оформлении временно ввозимых культурных ценностей……………………………………………28
3.5. Порядок действий в отношении задержанных культурных ценностей……………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………
При проведении таможенного контроля ввозимых культурных ценностей юридическими лицами, должностное лицо таможенного органа также обязано проинформировать их о необходимости проведения специальной регистрации культурных ценностей в Министерстве культуры Российской Федерации или его территориальных органах по охране культурного наследия в 10-дневный срок с момента их декларирования.
3.3. Порядок временного ввоза культурных ценностей
Таможенный режим временного ввоза допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе [25]. Срок временного ввоза установлен Таможенным кодексом и не должен превышать 2-х лет. Сроки временного ввоза культурных ценностей устанавливаются таможенными органами в зависимости от целей и обстоятельств ввоза, как правило, сроком на один год с возможным последующим продлением без предоставления дополнительных разрешений Министерства культуры РФ. Временно ввезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.
При наличии оснований полагать, что временно ввезенные физическими лицами культурные ценности могут быть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение на временный ввоз/вывоз культурных ценностей только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
Временно ввозимые культурные ценности также подлежат декларированию и специальной регистрации в Министерстве культуры РФ или его территориальных органах по охране культурного наследия, с указанием срока нахождения культурных ценностей на территории РФ.
При декларировании временно ввозимых культурных ценностей к таможенной декларации дополнительно прилагаются:
• два комплекта фотографий временно ввозимых культурных ценностей;
• два экземпляра списков с описанием временно ввозимых культурных ценностей, составленных в произвольной форме самим собственником или уполномоченным им лицом, в которых указывается авторство, название произведения, место и время создания, материалы и техника исполнения, размеры, состояние сохранности, страховая оценка и срок обратного вывоза культурных ценностей.
В случае отсутствия фотографий уполномоченным лицом должно быть представлено подробное описание временно ввозимых культурных ценностей. Если списки составлены на иностранном языке, то к ним должен быть приложен перевод на русский язык.
3.4. Действия должностных лиц таможенного органа, при оформлении временно ввозимых культурных ценностей
Должностным лицом таможенного органа проводится идентификация временно ввозимых культурных ценностей на основании предъявленных документов, фотографий и так далее. На лицевой стороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий таможенный инспектор проставляет дату и оттиск личной номерной печати. В случае необходимости может быть сделана запись: "при обратном вывозе подлежит экспертизе".
После проведения таможенного контроля первый экземпляр списка и комплект фотографий вместе с таможенной декларацией возвращается декларанту для дальнейшего прохождения регистрации культурных ценностей (в Министерстве культуры), а вторые экземпляры хранятся вместе с таможенной декларацией в таможенном органе для дальнейшего контроля при обратном вывозе.
Росохранкультуры в установленном порядке регистрирует ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральном регистре культурных ценностей.
При обратном вывозе культурные ценности должны быть сняты с регистрации в Министерстве культуры РФ или его территориальных органах по охране культурного наследия. При необходимости проводится повторная экспертиза и идентификация предметов с оформлением экспертного заключения.
Ввоз и временный ввоз культурных ценностей на территорию Российской Федерации может быть запрещен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в связи с запросами компетентных органов иностранных государств. Например, ввоз и временный ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, запрещается. Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам[26].
3.5. Порядок действий в отношении задержанных культурных ценностей
В Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность за незаконное перемещение товаров, а также недекларирование либо недостоверное декларирование[27]. Эти меры подлежат применению и в отношении культурных ценностей. Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются так же в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. При этом контрабандой признается как перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации с целью вывоза, так и перемещение через таможенную границу Российской Федерации с целью ввоза в Российскую Федерацию[28].
Уголовным законодательством так же предусмотрено наказание за «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран»[29] в виде лишения свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. Уже само наказание за совершение неправомерных действий в отношении культурных ценностей говорит об их значимости и необходимости законодательной защиты, а так же внимательного контроля должностными лицами как таможенных органов, так и уполномоченными лицами Росохранкультуры.
Культурные ценности, изъятые по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а также в случаях отказа собственника культурных ценностей в пользу государства или признания этого имущества бесхозным, обращаются в федеральную собственность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С развитием интеграции России в мировую экономику возрастает роль таможенной службы в обеспечении соблюдения запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза. Деятельность в этой сфере во многом зависит от взаимодействия таможни с различными государственными организациями, от уровня правовых знаний сотрудников таможенных органов.
Известно, что, несмотря на меры по защите национального достояния России, продолжаются попытки незаконного вывоза за границу предметов старины и искусства. Среди причин, определяющих крупномасштабность преступлений в этой сфере, следует выделить возможность получения сверхприбылей (противоправные операции с предметами старины и искусства занимают в мире одно из первых мест среди преступлений международного характера, в том числе, по получаемым доходам).
Взаимодействие с учреждениями культуры позволяет наиболее эффективно претворять в жизнь Федеральную программу мер по обеспечению сохранности культурных ценностей, способствует усилению борьбы с незаконным оборотом предметов, являющихся историческим и культурным наследием народов России.
Меры, направленные на соблюдение запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза, отражены в законодательстве и призваны оградить нашу страну от незаконного вывоза культурного достояния.
Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза наряду с Законом РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» отражен более чем в десятке нормативно правовых актах. При изучении законодательной базы, с одной стороны, можно говорить о достаточно полном отражении правил вывоза и ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию и порядке их оформления. Однако, на мой взгляд, несовершенство законодательства в этой области заключается в том, что не существует такого документа, который бы объединил в себе все положения, регулирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Международная Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. 14.11.1970 г., Париж.
2. Международная Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. 16.11.1972 г., Париж.
3. Международная Конвенция УНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей. 1995г., Рим.
4. Федеральный закон № 4804-1 от 15.04.1993) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ред. от 01.07.2011)
5. Федеральный закон № 54 - ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде РФ и музеях РФ» (ред. от 23.02.2011)
6. Федеральный закон от 27.11.2011 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 11.07.2011)
7. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ (ред. от 07.05.2009 № 89-ФЗ) «Об экспортном контроле».
8. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164 (ред. от 02.02.2006) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
9. Таможенный Кодекс Таможенного союза
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
11. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011)
12. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
13. Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27.04.2001 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» (ред. от 21.07.2009)
14. Приказ Росохранкультуры № 65 от 10.11.2004 «О порядке оформления вывоза и временного вывоза культурных ценностей»
15. Приказ Росохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации»
16. Письмо Министерства культуры РФ № 01-188/16-30 от 13.12.2001
17. Письмо ГТК РФ № 01-06/24071 от 19.06.2001 «Об упорядочении нормативной базы по таможенному контролю за перемещением культурных ценностей»
18. Письмо ГТК РФ № 05-18/13062 от 02.04.2002 «О таможенном оформлении и таможенном контроле культурных ценностей»
19. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2009.
20. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. –М.: Юристъ, 2005 г.
21. Истомин С. И. Таможенное оформление и применение таможенных ре-жимов. – М.: Деловой двор, 2008 г.
22. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент. - М.: РИО РТА, 2009 г.
23. Молчанова О.В. Таможенное дело. – М.: Феникс, 2007.
24. Ноздрачев А.Ф. Таможенное право. - М.: Волтерс Клувер, 2008.
25. Покровская В.В. Таможенное дело. – М.: Юрайт, 2010
26. Пузакова Е.П., Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление. - М.: Экономист, 2008.
27. Рассолов М. М., Эриашвили Н. Д. Таможенное право. - М.: Юнити, 2009. Толкушкина А.В. Таможенное дело. - М.: Юрайт, 2009.
28. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. - 4-е изд. - М.: Высшее образование, 2009.
29. Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. - Владивосток: ВФ РТА, 2004 г.
30. Таможенное право: учеб. / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов, В.В. Балакин. - М.: Магистр, 2008.
31. www.vch.ru
32. www.consultant.ru
33. www.tks.ru
34. www.tamognia.ru
2
[1] Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
[2] Федеральный закон от 26.05.1996 «О музейном фонде РФ и музеях РФ» № 54 – ФЗ (ред. от 23.02.2011)
[3] п.8 ст. 12 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2011 № 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011)
[4] Ст. 36 Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
[5] Ст. 40 Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
[6] Ст. 9 Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
[7] Постановление Правительства РФ от 27.04.2001 № 322 (ред. от 21.07.2009) «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»
[8] Приказ Росохранкультуры № 65 от 10.11.2004 «О порядке оформления вывоза и временного вывоза культурных ценностей»
[9] п.2 ст. 355 ТК ТС
[10] ст. 52 Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
[11] Постановление Правительства РФ от 27.04.2001 № 322 (ред. от 21.07.2009) «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»
[12] пп. 34 п. 1 ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011)
[13] пп. 35 п. 1 ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011)
[14] ст. 286 Таможенного Кодекса ТС
[15] Письмо ГТК РФ № 01-06/24071 от 19.06.2001 «Об упорядочении нормативной базы по таможенному контролю за перемещением культурных ценностей»
[16] Письмо Министерства культуры РФ № 01-188/16-30 от 13.12.2001.
[17] Письмо ГТК РФ № 05-18/13062 от 2.04.2002.
[18] Письмо Министерства культуры РФ № 01-188/16-30 от 13.12.2001.
[19] Ст. 18 Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) "О вывозе и ввозе культурных ценностей"
[20] Постановление Правительства РФ от 27.04.2001 № 322 (ред. от 21.07.2009) «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»
[21] Приказ Росохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации».
[22] Ст.23 Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
[23] Культурные ценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. - Владивосток: ВФ РТА, 2004
[24] п.1 ст.282 ТК ТС
[25] Ст. 278 ТК ТС
[26] Ст. 24 Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) "О вывозе и ввозе культурных ценностей"
[27] Ст. 16.1, 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
[28] Ст. 188 Уголовного Кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
[29] Ст. 190 Уголовного Кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011)