Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:08, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение запретов и ограничений, связанных с перемещением культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза.
Объектом данной работы являются культурные ценности.
Предмет исследования - перемещение культурных ценностей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Введение………………………………………………………………………...3
1. Законодательная база, регулирующая перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза………………………5
1.1. Конвенция ЮНЕСКО 1970 г. ……………………………………………5
1.1.1 Конвенция УНИДРУА 1955 г. ………………………………………….6
1.2. Федеральный закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»……………………..6
1.3. Контроль государственных органов…………………………………….10
2. Вывоз культурных ценностей с территории Российской Федерации…..12
2.1. Порядок вывоза культурных ценностей………………………………...12
2.2. Действия должностных лиц таможенного органа при оформлении вывозимых культурных ценностей……………………………………………14
2.3. Порядок временного вывоза культурных ценностей…………………..16
2.4. Действия должностных лиц таможенных органов, при оформлении временно вывозимых культурных ценностей………………………………18
2.5. Порядок и правила проведения экспертизы культурных ценностей…19
3. Ввоз культурных ценностей………………………………………………25
3.1. Порядок ввоза культурных ценностей………………………………….25
3.2. Действия должностных лиц таможенного органа при оформлении ввозимых культурных ценностей.……………………………………………….26
3.3. Порядок временного ввоза культурных ценностей……………………27
3.4. Действия должностных лиц при таможенном оформлении временно ввозимых культурных ценностей……………………………………………28
3.5. Порядок действий в отношении задержанных культурных ценностей……………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………
Следует учитывать, что к культурным ценностям не относятся современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.
В настоящее время запрещены к вывозу из Российской Федерации следующие категории культурных ценностей:
- движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания;
- движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры;
- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей[2];
- культурные ценности, созданные более 100 лет назад.
Запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается.
В соответствии с Законом под вывозом культурных ценностей понимается перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза.
Ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза.
Временный вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.
Временный ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок.
1.3. Контроль государственных органов
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим охрану культурных ценностей является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры), которая находится в ведении Министерства культуры РФ.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия выполняет функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав.
Росохранкультуры осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
К полномочиям Росохранкультуры, в частности, относятся:
1) осуществление государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей;
2) принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей, выдача юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза;
3) регистрация культурных ценностей, ввозимые и временно ввозимые на территорию РФ;
4) заключение договоров о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими об их временном вывозе;
5) обеспечение экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза.
Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу культурных ценностей, взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Министерства культуры РФ или его территориальными управлениями по охране культурного наследия. В компетенцию таможенных органов входит выявление, предупреждение и пресечение незаконного оборота культурных ценностей через таможенную границу.[3] При необходимости применения специализированного оборудования и специальных знаний для таможенного оформления отдельных видов товаров, Федеральная Таможенная Служба России (ФТС России) вправе устанавливать определённые таможенные органы для декларирования таких товаров в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства, в частности это касается и перемещения культурных ценностей.
2. ВЫВОЗ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Порядок вывоза культурных ценностей
При вывозе культурных ценностей из Российской Федерации установлены следующие правила[4] :
• вывоз культурных ценностей может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законодательством порядке;
• при вывозе культурных ценностей юридическими лицами необходимо документальное подтверждение их права собственности на вывозимые предметы;
• юридические и физические лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти, созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности приобретения данных культурных ценностей[5];
• автор имеет право вывезти созданные им культурные ценности в любом количестве, не зависимо от того, выезжает он за пределы Российской Федерации временно или на постоянное место жительство.
Вывоз культурных ценностей (в том числе в международных почтовых отправлениях) за исключением, не подлежащих вывозу[6], осуществляется только после проведения специальной экспертизы и получения свидетельства на право вывоза культурных ценностей в соответствующем департаменте Минкультуры и массовых коммуникаций РФ или его территориальных органах по сохранению культурных ценностей.
Основным и единственным документом, на основании которого осуществляется пропуск через таможенную границу культурных ценностей, является свидетельство на право вывоза, форма которого утверждается правительством Российской Федерации[7].
Решение о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, а также о продлении сроков временного вывоза культурных ценностей, принимается заместителем руководителя Росохранкультуры и оформляется распоряжением, в котором указывается должностное лицо, ответственное за оформление и выдачу свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации[8].
После принятия решения о возможности вывоза культурных ценностей заявителю выдается 2 экземпляра свидетельства установленного образца на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации. «Экземпляр для таможни» и «Экземпляр для заявителя», каждый из которых должен быть заверен печатью Министерства культуры или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству в обязательном порядке прилагаются сброшюрованные и заверенные указанной печатью список и 2 фотографии размером не менее 8х12 см. разрешаемых к вывозу культурных ценностей. Список и фотографии также заверяются подписью выдавшего свидетельство должностного лица и являются неотъемлемой частью свидетельства. При вывозе архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики предоставление фотографий не требуется.
Культурные ценности, вывозимые физическими лицами через таможенную границу, подлежат обязательному письменному декларированию[9]. При этом номер и дата выдачи свидетельства, а также орган, его выдавший, указываются в пассажирской таможенной декларации в п. 4.
При заполнении декларации на товары номер и дата выдачи свидетельства на право вывоза культурных ценностей указывается в графе 44 «Дополнительная информация / Представляемые документы / Сертификаты и разрешения» под номером 6.
Таким образом, лицо, вывозящее культурные ценности, должно предъявить таможенному органу:
1. заграничный паспорт;
2. предметы, относящиеся к культурным ценностям;
3. 2 экземпляра свидетельства на право вывоза;
4. список вывозимых предметов культурных ценностей;
5. 2 фотографии на каждый предмет;
6. таможенную декларацию;
7. при необходимости документы, подтверждающие соблюдение авторских прав.
2.2. Действия должностных лиц таможенного органа, при оформлении вывозимых культурных ценностей
После принятия таможенной декларации должностное лицо таможенного органа осуществляет таможенный досмотр вывозимых культурных ценностей. Согласно ст. 116 ТК ТС таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр и в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и их представителей при реальной угрозе сохранению культурных ценностей.
Цель таможенного досмотра - идентифицировать вывозимые культурные ценности с информацией, содержащейся в свидетельстве. Должностное лицо таможенного органа должно проверить подлинность предоставленных документов, на обоих экземплярах свидетельства в графе «Отметка таможни» проставить штамп «Выпуск разрешен» и оттиск личной номерной печати, или произвести запись «Вывоз разрешен» с проставлением даты и личной номерной печати. В случае если таможенное оформление производится во внутренней таможне, инспектор таможни делает следующую запись: «Оформлено», с проставлением даты и личной номерной печати, а отметки в свидетельстве проставляются в таможне на границе.
«Экземпляр для заявителя» свидетельства передается лицу, прошедшему таможенный контроль. «Экземпляр для таможни» свидетельства с прилагаемыми к нему документами остается в делах таможенного органа.
В случаях, когда не представляется возможным точно идентифицировать культурную ценность (предмет культурного назначения) с данными, указанными в соответствующих документах, или подлинность оформленных документов вызывает сомнение, должностные лица таможенного органа могут обратиться в Министерство культуры или его территориальные органы по охране культурного наследия или пригласить эксперта для проведения экспертизы.
При вывозе культурных ценностей, оформленных в соответствии с установленным порядком, экспортная таможенная пошлина не взимается. Кроме того, культурные ценности не могут рассматриваться в составе личного имущества граждан, на которое установлены стоимостные ограничения при вывозе[10].
Финансовое обременение, связанное с вывозом культурных ценностей за пределы таможенной территории, связано, прежде всего, с необходимостью оплаты проведения экспертизы для получения свидетельства[11]. За совершение уполномоченными органами действий, связанных с выдачей свидетельства на вывоз культурных ценностей, предусмотрена государственная пошлина. В соответствии с НК РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
а) за право вывоза[12]:
культурных ценностей, созданных более 50 лет назад,- 10% от стоимости вывозимых культурных ценностей;
культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее,- 5% от стоимости вывозимых культурных ценностей;
предметов коллекционирования по палеонтологии,- 10 % стоимости вывозимых культурных ценностей;
предметов коллекционирования по минералогии,- 5% стоимости вывозимых культурных ценностей;
б) за право временного вывоза культурных ценностей - 0,01% страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей[13].
2.3. Порядок временного вывоза культурных ценностей
Временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенными органами при их обратном ввозе[14]. Временно вывезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.
При наличии оснований полагать, что временно вывезенные физическими лицами культурные ценности могут быть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение на временный вывоз только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
Срок временного вывоза в Таможенном кодексе не оговорен, однако определено, что он устанавливается по заявлению декларанта, исходя из цели и обстоятельств вывоза. Срок временного вывоза культурных ценностей, устанавливаемый таможенными органами, не может превышать срока, указанного в свидетельстве на право вывоза культурных ценностей. Срок и цель вывоза культурных ценностей должны соблюдаться во время их нахождения за пределами территории Российской Федерации. В исключительном случае временный вывоз культурных ценностей может быть продлен на основании письма Министерства культуры РФ или его территориальных органов по охране культурного наследия[15].
Временный вывоз культурных ценностей может осуществляться музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими лицами, а также физическими лицами в следующих целях:
• для организации выставок;
• для осуществления реставрационных работ и научных исследований;
• в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;
• в иных необходимых случаях.
Решение о возможности временного вывоза с территории Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, может быть принято только с согласия Министерства культуры РФ, Государственной архивной службы РФ или соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, ходатайствующее о временном вывозе культурных ценностей[16].