Понятие
таможенных органов
РФ, их правовой статус
Таможенные
органы России — это государственные
органы, регулирующие правоотношения,
возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся
в сфере таможенного дела.
Правовой
статус таможенных органов определяется
их местом и ролью в общей системе
органов государственной власти
Российской Федерации. Таможенные органы
являются составной частью системы
органов федеральной исполнительной
власти Российской Федерации. Структурa
федеральных органов исполнительной
власти определена Указом Президента
РФ от 14 августа 1996 г. и утверждена в
новой редакции Указом Президента РФ
от 9 июля 1997 г.
Исходя из
понимания федеральной исполнительной
власти как деятельности, состоящей
в практической реализации норм и
положений Конституции РФ, федеральных
законов и иных правовых актов, можно
сказать, что таможенные органы осуществляют
исполнительную и распорядительную
деятельность в сфере таможенного
дела. Эта деятельность состоит в
повседневной практической организации
и осуществлении таможенного
дела в стране.
Важной отличительной
чертой таможенных органов, определяющей
их место в общей системе органов
исполнительной власти, является то, что
действующим законодательством
они отнесены к числу правоохранительных
органов.
_________
Таким образом,
возглавляет систему таможенных
органов федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела, - Государственный
таможенный комитет РФ. ГТК России
- единственный орган системы таможенных
органов, имеющий право издавать
в пределах своей компетенции
нормативные правовые акты в области
таможенного дела.
Региональное
таможенное управление (РТУ) действует
на основании Общего положения о
региональном таможенном управлении,
утвержденного Приказом ГТК России
№1082 от 10 октября 2002г. РТУ вправе вести
хозяйственную деятельность, осуществлять
функции государственного заказчика,
обладает правом оперативного управления
в отношении закрепленного за
ним имущества, являющегося федеральной
государственной собственностью. Что
же касается возможности издания
правовых актов, то РТУ ограничено в
праве издавать нормативные правовые
акты и издает лишь правовые акты ненормативного
характера.
Правовой
статус таможни сходен со статусом
регионального таможенного управления.
Решая возложенные на нее задачи,
таможня взаимодействует с различными
государственными органами РФ и органами
государственной власти субъекта РФ,
органами местного самоуправления, физическими
и юридическими лицами. В непосредственном
подчинении таможни находятся таможенные
посты, расположенные в регионе
ее деятельности, в отношении которых
таможня осуществляет руководство,
в том числе методическое, а
также обеспечение, координацию
и контроль деятельности. Таможенный
пост действует на основании Общего
положения о таможенном посте, утвержденного
Приказом ГТК России от 10 октября 2002г.
№1082. Правовой статус таможенного поста
во многом зависит от того, является
ли он юридическим лицом. Если это
так, его статус сходен со статусом
таможни. Если же таможенный пост не является
юридическим лицом, он рассматривается
лишь как структурное подразделение
таможни.
Таможенные
органы действуют под общим руководством
Президента РФ и Правительства РФ
и обладают строго определенной компетенцией
в сфере таможенного дела.
0.
Компетенция таможенных
органов — это система
властных полномочий, функций и задач,
возлагаемых государством на таможенные
органы, в их неразрывной связи между собой.
Государство предоставляет таможенным
органам определенные полномочия для
выполнения возложенных на них функций
и решения поставленных перед ними задач.
Полномочия таможенных органов складываются
из совокупности их прав по отношению
к управляемым объектам и обязанностей
перед личностью, обществом и государством.
Никакие иные государственные органы
не вправе принимать решения по вопросам,
отнесенным к компетенции таможенных
органов.
Реализация
компетенции таможенных органов
осуществляется в различных правовых
формах — путем правоустановления
(издания нормативно-правовых актов),
правоприменения и правоохраны.
Остановимся на этом подробнее.
Таможенные
органы во исполнение возложенных на
них функций и решения поставленных
перед ними задач имеют право
издавать правовые акты управления (как
нормативного, так и индивидуального
характера), обязательные для исполнения
всеми субъектами-участниками правоотношений,
урегулированных нормами таможенного
права (государственными и муниципальными
органами, организациями и учреждениями,
юридическими и физическими лицами
— как российскими, так и иностранными).
Правоприменение
в деятельности таможенных органов
— это властно-регулятивные действия
должностных лиц таможенных органов
по претворению в жизнь предписаний
правовых норм. Правоприменение должно
осуществляться в точном соответствии
с нормами законодательства, устанавливающих
процедуру правоприменительной
деятельности, круг субъектов правоприменительной
деятельности и другие вопросы. Правоприменительная
деятельность с нарушением требований
правовых норм по ее осуществлению
влечет привлечение виновных в этом
должностных лиц таможенных органов
к соответствующему виду юридической
ответственности (вплоть до уголовной).
Правоохрана
осуществляется таможенными органами
путем контроля за соблюдением субъектами
таможенных правоотношений требований
нормативно-правовых актов, входящих в
систему источников таможенного
права, и применением к виновным
лицам в случае их нарушения мер
юридического воздействия.
1.
Правовой статус
ГТК Россия, его
основные задачи,
функции и права
Государственный
таможенный комитет Российской Федерации
(ГТК России) в соответствии с
Таможенным кодексом РФ и утвержденным
Указом Президента РФ №2014от 25 октября
1994г. (в ред. Указа Президента РФ от
16.09.1999г. №1235) Положением о ГТК России
и является органом федеральной
исполнительной власти, осуществляющим
непосредственное руководство таможенным
делом в стране.
Как федеральный
орган исполнительной власти ГТК
России осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими органами
федеральной исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также органами
местного самоуправления. Вместе с
тем, в отдельных случаях (например,
в случаях обжалования в ГТК
решений, действий или бездействия
нижестоящих таможенных органов) ГТК
России может вступать в непосредственные
отношения с должностными лицами
предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности, а
также с физическими лицами.
Основные
задачи ГТК России вытекают из основных
направлений таможенной политики Российской
Федерации и мер по ее реализации
и сводятся к: обеспечению в пределах
своей компетенции единства экономической
безопасности и единства таможенной
территории страны; защите экономических
интересов России; организации применения
и совершенствованию средств
таможенного регулирования хозяйственной
деятельности с учетом приоритетов
развития российской экономики и
необходимости создания благоприятных
условий для участия России в
мировых хозяйственных связях; организации
и совершенствованию таможенного
дела в России; обеспечению соблюдения
таможенного и иного законодательства,
контроль за исполнением которого возложен
на российские таможенные органы; обеспечению
участия России в международном
сотрудничестве по таможенным вопросам.
В соответствии
с названными задачами ГТК России
выполняет 64 функции, которые можно
разделить на следующие группы:
1. Организационные.
К ним, в частности, относятся:
подготовка предложений о совершенствовании
российской таможенной политики,
разработка правового, экономического
и организационного механизма
ее реализации и претворение
ее в жизнь; подготовка проектов
актов о таможенном деле; в
соответствии с законодательством
России создание региональных
таможенных управлений и таможен,
таможенных лабораторий, вычислительных
центров, материально-технической
базы, полиграфических, строительно-эксплуатационных
и иных пред. приятии и организаций,
деятельность которых способствует
решению задач таможенных органов
России.
2. Фискальные.
В процессе осуществления своей
деятельности ГТК Рос, сии вносит
в установленном порядке предложения
о ставках и механизме применения
таможенных и иных пошлин и
налогов в отношении товаров,
перемещаемых через российскую
таможенную границу; участвует
в разработке мер экономической
политики в отношении товаров,
перемещаемых через российскую
таможенную границу, включая лицензирование,
регулирование цен и другие
нетарифные меры, осуществляет их
реализацию; организует взимание
таможенных пошлин и налогов
и иных таможенных платежей
в отношении товаров, перемещаемых
через российскую таможенную
границу; обеспечивает своевременное
и пол внесение в федеральный
бюджет таможенных пошлин и
налогов; выдает или обеспечивает
выдачу лицензий и квалификационных
аттестатов, аннулирует или отзывает
их, обеспечивает ведение реестров,
утверждает размеры сборов и
других платежей.
3. Функции
таможенного оформления и таможенного
контроля. К 1 относятся: непосредственная
организация таможенного оформления
варов и транспортных средств;
осуществление мер по его совершенствованию
и упрощению; обеспечение как
самостоятельно, так и во взаимодействии
с другими правоохранительными
органами контроля за соблюдением
режима зоны таможенного контроля,
организация системы охраны объектов
таможенной инфраструктуры; организация
осуществления таможенного контроля
и принятие мер по его совершенствованию
и упрощению без ущерба эффективности
такого контроля; участие в разработке
и организации соблюдения разрешительного
порядка перемещения отдельных
товаров и транспортных средств
через таможенную границу России;
участие в организации экспортного
контроля, контроля за вывозом
стратегических и других жизненно
важных для России материалов,
а также культурных ценностей.
4. Функции
валютного контроля. К этой группе
можно отнести следующие функции
ГТК России: организация осуществления
валютного контроля (в пределах
компетенции); выполнение функций
органа валютное контроля.
5. Правоохранительные.
К этим функциям относятся:
обеспечение участия российских
таможенных органов в осуществлении
мер по зашит государственной
безопасности, охране общественного
порядка, нравственности населения,
жизни и здоровья человека, животных
и растений, окружающей природной
среды, защите интересов российских
потребителей ввозимых товаров;
организация борьбы с контрабандой
и иными преступлениями в сфере
таможенного дела; обеспечение выполнения
российскими таможенными органами
в соответствии с действующим
законодательством функций органов
дознания по таким преступлениям
и органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность; организация ведения
борьбы с нарушениями таможенных
правил и административными правонарушениями,
посягающими на нормальную деятельность
российских таможенных органов;
обеспечение оказания содействия
российскими таможенными органами
борьбе с международным терроризмом
и пресечению незаконного вмешательства
в аэропортах России в деятельность
международной гражданской авиации;
осуществление контроля за соблюдением
должностными лицами российских
таможенных органов законности
при производстве по делам
о контрабанде и об иных
преступлениях в сфере таможенного
дела, осуществлении оперативно-розыскной
деятельности, производстве по делам
о нарушении таможенных правил
и их рассмотрении, производстве
по делам об административных
правонарушениях, посягающих на
нормальную деятельность таможенных
органов России.
6. Функции
по ведению таможенной статистики.
В данную группу можно включить
следующие функции ГТК России:
организация ведения таможенной
статистики внешней торговли
и специальной таможенной статистики
России; представление Президенту
РФ, Правительству РФ и другим
федеральным органам исполнительной
власти данных таможенной статистики
по вопросам, отнесенным к их
ведению, а также субъектам
Российской Федерации в части,
непосредственно к ним относящейся;
обеспечение информирования государственных
органов, предприятий, учреждений,
организаций и граждан посредством
официальных публикаций данных
таможенной статистики внешней
торговли по формам, принятым
в международной практике; организация
ведения Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности,
а также работы по ее разработке,
изменению и дополнению.
7. Функции,
направленные на защиту прав
и интересов граждан, предприятий,
учреждений и организаций при
осуществлении ими таможенного
дела. К этой группе функций
ГТК относятся: создание условий
для реализации прав граждан,
предприятий, учреждений и организаций
на обжалование решений (в том
числе нормативных актов), действий
и бездействия таможенных органов
России и их должностных лиц;
обеспечение своевременного и
полного рассмотрения жалоб и
обращений; принятие мер по
устранению причин, порождающих
ущемление прав и интересов
граждан, предприятий, учреждений и организаций;
создание системы обеспечения заинтересованных
лиц информацией и оказание им консультаций
по таможенным вопросам в соответствии
с законодательством России; обеспечение
в пределах компетенции опубликования
наиболее важных правовых актов по таможенному
делу; проведение информационно-разъяснительной
работы по состоянию и развитию таможенного
дела в России с использованием различных
средств массовой информации, в том числе
иностранных; создание системы принятия
и функционирования предварительных решений
по вопросам применения законодательных
актов по таможенному делу в отношении
конкретного дела или хозяйственной операции.
8. Функции
по международному сотрудничеству
в сфере таможенного дела. Здесь
можно выделить следующие функции
ГТК: разработка проектов международных
договоров России по вопросам
таможенного дела, проведение в
установленном порядке переговоров
по их заключению, представление
предложений о заключении таких
договоров; участие в разработке
проектов других международных
договоров России в части, касающейся
таможенного дела; внесение в
Правительство РФ предложений
о присоединении России к международным
договорам по вопросам таможенного
дела; участие в деятельности
международных организаций, занимающихся
вопросами таможенного дела; организация
участия России в деятельности
Совета таможенного сотрудничества;
обеспечение выполнения международных
обязательств России в части,
касающейся таможенного дела; обеспечение
сотрудничества и взаимодействия
с таможенными и другими компетентными
органами иностранных государств;
обеспечение изучения и анализа
таможенной политики иностранных
государств и состояния таможенного
дела в этих государствах.