Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 04:17, курсовая работа
Целью данной работы является:
1. изучение экономической природы таможенной пошлины, её видов и основных функций;
2. изучение таможенно-тарифного регулирования в ТС, в частности Единого таможенного тарифа ТС;
3. влияния таможенного тарифа на потребителей и производителей.
Введение
В настоящее время во всём мире происходят процессы глобализации и интеграции, одним из аспектов которого является усиленное развитие внешнеэкономической деятельности. Одним из инструментов регулирования внешней торговли является таможенная пошлина, что даёт основания для её более детального изучения и придания актуальности данной теме.
Целью данной работы является:
1. изучение экономической природы таможенной пошлины, её видов и основных функций;
2. изучение таможенно-тарифного регулирования в ТС, в частности Единого таможенного тарифа ТС;
3. влияния таможенного тарифа на потребителей и производителей.
В 1 главе курсовой работы были рассмотрены, такие теоретические вопросы, как понятие таможенной пошлины, её виды и функции; во 2 главе – Единый таможенный тариф ТС, а также его минусы и порядок внесения в него изменений; в 3 главе – осуществление поступлений в бюджет таможенными органами, а также динамика ставки экспортной пошлины на нефть сырую в 2011 году.
При написании курсовой работы были использованы:
- нормативные акты таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле;
- статьи журнала «Таможня»;
- интернет-ресурсы.
1. Понятие таможенной пошлины, её виды и функции
1.1 Понятие и экономическая природа таможенной пошлины
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами. Национальные экономики практически всех стран становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию. Российская Федерация не осталась в стороне от данных интеграционных процессов, доказательством чего служит создание Таможенного союза (далее ТС) в 2010 году, в данный период рассматривается вопрос о принятии России во Всемирную торговую организацию (далее ВТО).
Любое государство осуществляет регулирование ВЭД в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.
В системе органов, осуществляющих государственное регулирование внешнеэкономической деятельностью (далее ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Основой экономического регулирования ВЭД является тарифное регулирование. В системе тарифного регулирования решающую роль играют таможенные пошлины.
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза таможенная пошлина – это обязательный платёж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.[1]
В экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин. В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз и вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, приводить экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.
Пошлина относиться к числу ценовых категории. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.д.[2]
Система таможенных пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам ВЭД. То есть они должны стимулировать развитие экспортного производства и экспорта наукоемкой продукции и продукции, получаемой на основе применения передовых технологий глубокой переработки сырья, обеспечивать импорт продукции, необходимой для структурно-технологической перестройки экономики страны, а также первоочередное удовлетворение жизненно важных потребностей страны и населения, не включая импорт экологически опасных, вредных для здоровья людей товаров, морально устаревшей техники, продукции, подрывающей нравственные устои общества. Соображения государственной целесообразности в подобных случаях должны превалировать над коммерческими интересами отдельных субъектов ВЭД. Политика государства должна быть направлена на получение максимального совокупного дохода от ВЭД и от национального производства.
Эффективность системы ставок пошлин и мероприятий по их изменению определяются по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного производства соответствующих отраслей, доходов государственного бюджета от внешней торговли и динамику внутренних цен.
Изменение ставок пошлин сказывается на состоянии внутреннего производства, поскольку пошлины регулируют как импорт товаров, так и их экспорт. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка.[3]
1.2 Классификация таможенных пошлин
Классификацию таможенных пошлин можно производить с использованием ряда признаков. Приведём несколько из них.
1. В зависимости от объекта обложения:
- Ввозные (импортные) пошлины. Данные пошлины накладываются на импортные товары при их выпуске для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Импортные пошлины являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.
- Вывозные (экспортные) пошлины. Данные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, применяются в РФ.[4]
- Транзитные пошлины. Этот вид пошлин накладывается на товары, перевозимые транзитом через таможенную территорию од таможенным контролем. В фискальных целях эти пошлины используются лишь некоторыми развивающимися странами.
2. В зависимости от способа взимания пошлин:
- Адвалорные пошлины. Данные пошлины начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от вариации цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Слабая сторона этих пошлин – они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических и административных факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
- Специфические пошлины. Они начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в начислении и не составляют свободы для злоупотреблений.
- Комбинированные пошлины. Данные пошлины сочетают оба названных выше вида таможенной пошлины.[5]
3. В зависимости от происхождения пошлин:
- Автономные пошлины. Устанавливаются на основании односторонних решений органов, осуществляющих регулирование ВЭД. На единой таможенной территории ТС применяется Единый таможенный тариф, в соответствии с которым взимаются импортные пошлины. Экспортные пошлины устанавливаются каждой страной отдельно.
- Конвенционные (договорные) пошлины. Устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашений.
- Преференциальные (льготные) пошлины. Данные пошлины имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары из развивающихся стран.
4. В зависимости от экономических интересов страны:
- Сезонные пошлины. Применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год. И на этот период действие обычного таможенного тарифа приостанавливается.
- Специальные пошлины. Применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или способных нанести ущерб отечественным производителям таких товаров.
- Антидемпинговые пошлины. Применяются в случае ввоза на территории страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.
- Компенсационные пошлины. Накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, и если импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. [6]
1.3 Функции, выполняемые таможенной пошлиной
Различные виды пошлин имеют разное назначение. Ниже рассмотрим основные функции, выполняемые ввозными, вывозными и транзитными пошлинами.
Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые на территорию ТС товары и предназначены для решения ряда задач, среди них:
- защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику;
- оптимизация соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;
- рационализация структуры ввозимых на территорию страны товаров;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране;
- пополнения доходной части федерального бюджета.
Практически для расчета пошлин могут быть использованы национальные и мировые цены. Если пошлины определяются на основе разницы между мировыми и национальными ценами или в соответствии с этими разницами, то эти пошлины выполняют стабилизирующую функцию, выравнивая условия конкуренции для товаров импортных и отечественного производства и не создавая преимуществ для тех или других.
Ввозные пошлины могут быть установлены выше разницы между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую функцию и ограничивать допуск на отечественный рынок импортных товаров, а при высоком уровне пошлинного барьера - практически запрещать этот ввоз.
Наконец, ввозные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами. Такие пошлины создадут более широкие возможности для импорта товаров и их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товаров.
Фискальная функция пошлины (как импортной, так и экспортной) выполняется всегда, независимо от остальных функций.
Таким образом, говоря о функциях ввозной пошлины, можно сделать следующие выводы:
- уровень пошлин сам по себе, вне сопоставления его с уровнем мировых и национальных цен, не может характеризовать выполняемых им функций;
- если на различные товары установлены одинаковые по размерам ввозные пошлины, то это не означает, что все они выполняют одну и ту же функцию в области регулирования внешней торговли. В зависимости от складывающихся соотношений между национальными и мировыми ценами для одних товаров эти пошлины будут выполнять протекционистскую функцию, для других - стабилизировать масштабы ввоза в соответствии с выровненными условиями конкуренции импортных и отечественных товаров, для третьих – расширять возможности импорта;
- размер пошлин следует корректировать с учетом меняющихся условий конкуренции товаров импортных и отечественного производства и соотношений между национальными и мировыми ценами;
- при корректировке пошлин следует учитывать изменения не только национальных условий производства и предложения товаров, но и интернациональных издержек и мировых цен и общей конъюнктуры мирового рынка;
- если на данный товар в ряде стран ввозная пошлина установлена на едином уровне, то, в зависимости от соотношения мировых и национальных цен, в одних странах эта пошлина может выполнять протекционистскую функцию, в других – стимулирующую, в третьих- обычную, регулирующую. Уровень ввозных пошлин, как правило, выше в тех странах, в которых экономика менее конкурентоспособна, национальные издержки производства относительно выше, а качество ниже мирового уровня. Высокие ввозные пошлины в развивающихся странах защищают их промышленность от конкуренции экономически развитых стран.
Экспортные пошлины устанавливаются на товары, произведенные на территории ТС и вывозимые за его пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели:
Информация о работе Понятие таможенной пошлины, её виды и функции