Понятие, содержание и структура таможенного дела. Таможенная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Выяснение и обоснование содержания и структуры таможенного дела — проблема, имеющая не только концептуально-теоретическое, но и практическое, прикладное значение. Хотя в Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК) содержится определение понятия таможенное дело, тем не менее некоторые весьма существенные вопросы остаются невыясненными, и надо признать, что содержание этого понятия в какой-то мере по-прежнему остается дискуссионным.

Работа содержит 1 файл

реф-т таможенное.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Такой характер взаимоотношений предусмотрен ст. 13 ТК. В ней установлено, что таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела (а они реализуются посредством таможенной политики) взаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Более того, в третьем абзаце данной статьи говорится: "В соответствии с законодательными актами Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями".

Цели таможенной политики Российской Федерации — обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведения структурной перестройки и других задач экономической политики Российской Федерации, а также иные цели, определяемые Президентом и Правительством в соответствии с ТК и другими законодательными актами Российской Федерации.

Поскольку мы подошли непосредственно к характеристике таможенного законодательства, следует пояснить еще несколько понятий, имеющих существенное значение для рассмотрения проблемы его соотношения с таможенной политикой. Прежде всего это понятие таможенного регулирования.

По моему мнению, данное понятие весьма не однозначно. Конечно, речь идет о регулировании таможенного дела, а не какой-то иной сферы. Причем предусматривается преимущественно правовое регулирование, хотя совсем не исключаются и другие его виды: организационно-управленческое, экономическое, технологическое и др. Однако регулирование сложной и многообразной сферы таможенного дела с помощью правовых норм и предписаний все-таки является доминирующим, хотя, сразу заметим, что этого явно недостаточно. Поэтому таможенное регулирование предполагает использование целого спектра способов, методов, приемов регулирования, обусловленных динамичной по своей природе и характеру таможенной политикой и способных только в совокупности, в органическом единстве и взаимодействии, проявляясь как нечто системное и целое, обеспечить должный эффект в процессе осуществления таможенного дела.

Если кратко охарактеризовать правовую основу современного российского таможенного дела, то условно можно говорить об ее трех составных частях: 1) конституционные нормы, прямо или косвенно регулирующие таможенное дело; 2) нормы законодательства (в узком смысле слова), т.е. собственно таможенные законы, и нормы иных законов, регулирующие таможенное дело; 3) текущие нормативно-правовые акты (издаваемые Президентом, Правительством, а также ГТК России, либо этим органом совместно с другими министерствами, государственными комитетами) по вопросам таможенного дела. Причем текущие правовые акты, учитывая медлительность собственно законодательной деятельности, играют в правовом регулировании таможенного дела роль, которую трудно переоценить. Кроме того, значительная часть указов Президента, постановлений Правительства по таможенным вопросам имеет, как показывает опыт, долговременный и фундаментальный характер.

Учитывая довольно быстро изменяющиеся политические и социально-экономические условия в России, ее таможенная политика призвана быть динамичной, маневренной, гибкой и в то же время достаточно устойчивой и стабильной, когда дело касается экономического суверенитета, стимулирования отечественной экономики, соблюдения коренных интересов России при ее интеграции в мировое хозяйство.

Таким образом, целями и конкретными задачами, которые формулируются таможенной политикой, определяются в целом характер и специфика таможенного законодательства Российской Федерации. Но это только самый общий взгляд на соотношение таможенной политики и таможенного законодательства. Необходимо иметь в виду структурный состав таможенного дела. Одни его части, элементы не подвержены сиюминутным колебаниям политической конъюнктуры, и, хотя и реагируют на них, но в целом имеют довольно стабильный характер. К ним относятся, например, институты таможенного оформления, таможенной статистики и некоторые другие. Другие части таможенного дела, в первую очередь, таможенные платежи, таможенно-тарифное регулирование, ставки таможенных пошлин, таможенные режимы, процедуры и правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, физических лиц, формы и методы таможенного контроля — весьма подвижны. Регулирование статуса этих частей таможенного дела во многом обусловлено учетом разнообразных факторов — политических, экономических, социальных, географических и природных, криминогенных и ряда других.

Все эти обстоятельства принимаются во внимание при издании таможенно-правовых актов, в особенности если речь идет о крупномасштабном правовом регулировании. В таком случае можно сказать, что таможенная политика — это сердцевина, "душа" таможенного дела, а все остальные его части, элементы, подвергающиеся правовой регламентации, служат совершенствованию и эффективной реализации этой политики.

 

Список использованных источников

1. Конституция РФ;

2. Таможенный кодекс РФ;

3. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле";

4. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций;

5. Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учебник.;

6. Вагин В.Д. Валютное регулирование и валютный контроль.

 



Информация о работе Понятие, содержание и структура таможенного дела. Таможенная политика