Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:35, реферат
Выяснение и обоснование содержания и структуры таможенного дела — проблема, имеющая не только концептуально-теоретическое, но и практическое, прикладное значение. Хотя в Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК) содержится определение понятия таможенное дело, тем не менее некоторые весьма существенные вопросы остаются невыясненными, и надо признать, что содержание этого понятия в какой-то мере по-прежнему остается дискуссионным.
Выяснение и обоснование содержания и структуры таможенного дела — проблема, имеющая не только концептуально-теоретическое, но и практическое, прикладное значение. Хотя в Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК) содержится определение понятия таможенное дело, тем не менее некоторые весьма существенные вопросы остаются невыясненными, и надо признать, что содержание этого понятия в какой-то мере по-прежнему остается дискуссионным.
Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Это лаконичное и в то же время достаточно емкое определение понятия и одновременно структуры таможенного дела в целом верно характеризует его.
Однако если попробовать кратко и в то же время обобщенно определить главные отличительные особенности такого феномена, как таможенное дело, то это, во-первых, его сложный, комплексный характер, и во-вторых, неоднородность составляющих его элементов.
Особенности эти обусловлены природой и целевым предназначением таможенного дела, служащего решению многоплановых и весьма разнородных задач. В этом заключается своеобразие и уникальность таможенного дела. Между тем приведенное из ТК определение не охватывает ряд очень важных составных частей, которые на самом деле входят, включаются в таможенное дело. Остается также не совсем ясным вопрос о месте и содержании таможенной политики в структуре таможенного дела. И почему вообще таможенная политика включается в понятие "таможенное дело"?
Что касается составных частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил, рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил.
При таком подходе обеспечивается расширительное понимание содержания таможенного дела, тем более что включаемые в его структуру вышеназванные дополнительные элементы предусмотрены самим ТК и достаточно развернуто и подробно регламентированы в нем.
С учетом вышеизложенного структура таможенного дела может быть представлена следующими двенадцатью блоками:
• таможенная политика;
• перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств (принципы);
• таможенные режимы;
• таможенно-тарифное регулирование;
• таможенные платежи (федеральные таможенные доходы);
• таможенное оформление;
• таможенный контроль;
• таможенная статистика и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
• контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела;
• нарушения таможенных правил и ответственность за них;
• производство по делам о нарушениях таможенных правил;
• рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил.
Выделение названных блоков в относительно самостоятельные части таможенного дела, конечно, несколько условно и может быть более дифференцированным. Например, в отдельный блок можно выделить дознание и оперативно-розыскную деятельность таможенных органов. В целом же оно отражает адекватную картину современной структуры российского таможенного дела.
Значение, роль и статус каждой из вышеперечисленных составных частей таможенного дела неодинаковы. Однако различные по характеру и целям, по месту в системе таможенного дела, в совокупности они составляют органическое единство, поскольку служат единым таможенным (и более широким — внутри- и внешнеэкономическим) задачам Российской Федерации.
Нельзя не видеть серьезной разницы между таможенной политикой, составляющей "душу" таможенного дела, и, скажем, таможенным оформлением или таможенным контролем — очень важными элементами таможенного дела, но все же подчиненными этой политике, обслуживающими ее.
Надо различать также нормы материального таможенного права и нормы процессуального таможенного права, которыми регулируется статус тех или иных блоков таможенного дела. Например, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и иные преступления в сфере таможенного дела регулируются нормами материального уголовного права и выделены в отдельные статьи ТК.
Таможенные органы как органы дознания при наличии признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к их компетенции, возбуждают уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, производят неотложные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружения лиц, его совершивших.
Значительными особенностями отличается такой блок таможенного дела, как таможенный контроль, который носит как бы "сквозной" характер и проявляется практически на всех стадиях таможенной деятельности, в частности, в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
В связи с общей характеристикой таможенного дела, его содержания и структуры, необходимо хотя бы кратко определить наиболее часто употребляемые в его "обороте" термины и категории. К их числу следует отнести прежде всего такие, как таможня, таможенная территория, таможенная граница, таможенные органы, таможенная система, таможенная служба, таможенная политика, таможенное законодательство.
Термин таможня имеет двоякое значение. Если взглянуть на него с точки зрения происхождения, то он образован от слова "тамга", означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал впоследствии называться у русских тамгой и являлся в сущности пошлиной, налогом, взимавшимися при торговле на рынках и ярмарках. От слова "тамга" был образован глагол "там жить", т.е. облагать товар пошлиной; а место, где товар там жили, стало называться таможней. С тех пор, конечно, содержание данного понятия существенно видоизменилось. В настоящее время таможня — это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Российской федерации.
Таможенную территорию Российской Федерации согласно ТК составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерации обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Понятие таможенная граница Российской Федерации означает пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.
Таможенные органы — это правоохранительные органы исполнительной власти (в отличие от правоохранительных органов судебной власти), которые непосредственно осуществляют таможенное дело. Они составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России); региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Таможенная система — собирательное понятие, которое подразумевает не только государственные и иные структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики, но и практические формы их деятельности. Таким образом, всегда, когда идет речь о таможенной системе какого-либо государства, подразумевается не только действующая структура таможенных органов, но и нормы таможенного законодательства, включая подзаконные и иные нормативно-правовые акты.
Понятие система таможенного управления имеет более узкое значение. Оно включает все структурные компоненты системы таможенных органов, но лишь те формы их деятельности, которые непосредственно связаны с функционированием механизма государственного управления в таможенном деле. Таким образом, понятие "система таможенного управления" охватывает кроме собственно действующей системы и структуры таможенных органов также те таможенно-правовые акты, которые определяют правовой статус, компетенцию таможенных органов, порядок их взаимодействия.
Под системой таможенных органов следует понимать только материальный компонент таможенной системы — собственно исполнительные и распорядительные органы государства, осуществляющие реализацию таможенной политики. Необходимо подчеркнуть, что для любой системы управления наиболее существенным признаком является наличие строгой субординации, отношений иерархической административной подчиненности.
С этой точки зрения, не являющейся, к стати говоря, бесспорной, в систему таможенных органов нельзя включить целый ряд государственных и коммерческих структур, учреждений, организаций, которые, хотя и занимаются решением отдельных вопросов таможенного дела, но не находятся в подчинении центрального или местных таможенных органов.
Термин таможенная служба в самом общем виде обозначает организацию государственной службы в таможенных органах. При исследовании различных аспектов таможенной службы главным объектом выступают не система таможенных органов и не отдельный орган, а сотрудники данных учреждений как особая группа государственных служащих.
Можно условно различать широкое и узкое понятие таможенной службы. В первом случае речь идет о совокупности таможенных органов, органах таможенной охраны, иных звеньях и структурах, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела, а также о правовом статусе должностных лиц таможенных органов, о порядке и правовых условиях прохождения государственной службы в таможенных органах, лабораториях, вычислительных центрах, НИИ, вузах и иных учреждениях таможенного профиля. Во втором случае — о таможенной службе только как о виде государственной службы, т.е. только о порядке и условиях прохождения ее в таможенных органах.
Руководство таможенным делом является одной из форм направления, координации и контроля за проведением в жизнь таможенной политики и входит в компетенцию государственной власти Российской Федерации — Федерального Собрания, Президента, Правительства.
Управление таможенным делом (или таможенное управление) следует определить как организацию и осуществление управленческой деятельности, нацеленной на проведение в жизнь таможенной политики на различных территориальных уровнях: в рамках Российской Федерации в целом, на региональном уровне, краевом, областном уровнях, на уровне территории деятельности таможенных постов.
Таможенная политика России — это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования рыночных отношений. Это самое общее определение таможенной политики. Ее специфика, цели и принципы определены в ТК.
Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации. "Причастность", взаимосвязанность таможенной политики и внутренней политики Российского государства очевидны и обоснованны. Таможенная политика как продолжение внутренней политики, инструмент и средство решения внутриэкономических задач приобрела в условиях приватизации, формирования и развития рыночных отношений большое значение. Поскольку она, во-первых, призвана стимулировать всестороннее развитие отечественной экономики, придавать ей новые импульсы; во-вторых, ограждать эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов. Преуменьшение значения и ослабление внимания к "набору" таможенных инструментов — правовых, организационных, тарифно-пошлинных, таможенно-контрольных и др. — могут нанести серьезный ущерб экономическим интересам Российского государства, в особенности учитывая нынешнее состояние промышленности, сельского хозяйства, отраслей инфраструктуры, социальной защищенности населения.
Как составная часть внутренней политики, таможенная политика является по своему характеру правоохранительной, стоящей на страже государственных интересов, прав предприятий, хозяйственных объединений, предпринимателей, граждан.
Говоря о таможенной политике как составной части внешней политики России, не будет преувеличением утверждать: таможенная политика служит обеспечению и реализации внешнеэкономических задач и интересов России. Таможенная политика и таможенное дело в целом служат одним из основных проводников осуществления внешнеэкономической деятельности Российского государства. Причем продуманная и сбалансированная таможенная политика призвана, во-первых, оградить находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, создать условия для ее оживления, оздоровления и подъема и, во-вторых, активно способствовать интегрированию российской экономики в мировое хозяйство. Важнейшим шагом в этом направлении является участие России в международном сотрудничестве в области таможенного дела.
Что касается участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в регулировании таможенного дела, то нельзя утверждать, что они полностью отстранены от этого процесса. Принимая во внимание заинтересованность рассматриваемых субъектов в динамичном и эффективном правовом регулировании таможенного дела, целесообразно всемерно учитывать их потребности и интересы, а также опираться на информационно-консультативную помощь с их стороны в ходе подготовки нормативных документов в области таможенного дела, проектов дислокации таможен, обеспечения их инфраструктурой и т. д.
Информация о работе Понятие, содержание и структура таможенного дела. Таможенная политика