Понятие и виды таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Таможенные платежи играют важную роль для федерального бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (НДС, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнять различные функции. Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3


Глава I. Общая характеристика таможенных платежей

1.1.Понятие, виды и функции таможенных платежей………………………….6

1.2. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей……………………………………………………………………….…12


Глава II. Виды таможенных платежей

2.1. Таможенная пошлина…………………………………………………….…14

2.2. Налог на добавленную стоимость и акцизы………………………………16

2.3. Таможенные сборы, общая характеристика………………………………19

2.3.1 Таможенные сборы за оформление товара………………………………20

2.3.2 Таможенные сборы за сопровождение товаров……………………….…21

2.3.3 Таможенные сборы за хранение товара……………………………….…23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…24


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды таможенных платежей_Курсовая работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Все перечисленные платежи взимаются  российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются  как по юридической природе, так  и по экономическому содержанию. Среди  них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.

     Однако  в Таможенном Кодексе невозможно заранее предусмотреть появление новых видов таможенных платежей. Состав таможенных платежей расширяется и обновляется по сравнению с Таможенным Кодексом Российской Федерации.

     Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают  в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости  от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей.

     Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят: Федеральная Таможенная Служба РФ (ФТС РФ), региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Основные функции таможенных органов закреплены в ТК РФ.

     В соответствии с законодательством  России о мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли товарами могут устанавливаться  специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они используются в качестве мер защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию России. Названные пошлины применяются независимо от ввозной таможенной пошлины по правилам, установленным для последней. Возможно, это обстоятельство не позволило законодателю включить особые виды таможенных пошлин в число таможенных платежей.

     Активное  использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнить различные функции, которые при всем многообразии могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и др.

     Регулирующая  функция таможенных платежей содержит широкий спектр экономических мер - от протекционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений в целях насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом. Истории мирового хозяйства известны два диаметрально противоположных фланга внешнеторговой политики: автаркия – изоляция от внешнего мира (полная или частичная) и фритредерство – свободная торговля. Средствами их реализации служат соответственно протекционизм – система мер защиты внутреннего рынка и обеспечения интересов отечественного производителя, а так же либерализация, допускающая свободу конкуренции в угоду потребителю. Каждое из этих направлений таможенной политики имеет свои положительные и отрицательные характеристики.

     Наиболее  важную роль в таможенно-тарифном регулировании  внешнеэкономической деятельности Российской Федерации играют импортные таможенные пошлины, взимаемые с товаров, ввозимых в страну из иностранных государств. Их регулирующее воздействие выражается в соответствующем удорожании импортируемого товара, но не ограничивается этим. Они дают так же возможность повышать цены на товары внутреннего производства до уровня импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин. Тем самым они воздействуют на рынок сбыта промышленности и сельского хозяйства и, что немаловажно, на рынок рабочей силы, поскольку достаточная защита от наплыва иностранных товаров предохраняет внутренний рынок от резкого падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа рабочих мест.

     Средства, поступающие в бюджетную систему  от уплаты таможенных платежей, являются одним из основных источников доходов  федерального бюджета. В этом проявляется фискальная функция платежей. 

1.2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ  УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ  ПЛАТЕЖЕЙ 

    Это деяние впервые было криминализировано  в 1994 г., и с тех пор текст  уголовного закона менялся трижды. Однако статья 194 УК РФ1 сформулирована излишне абстрактно: в ней почти нет описания признаков основного состава преступления, если не считать указаний на субъект оплаты и крупный размер неуплаты.

    По  своему содержанию эта статья охватывает преступления и в таможенной, и  в налоговой сферах. Цели криминализации уклонения от уплаты таможенных платежей, которая была вначале осуществлена путем принятия ст. 162.6 УК РСФСР, а затем ст. 194 УК РФ, определялись новыми экономическими условиями. Государство должно было пресечь посягательства на сложную и разнообразную группу отношений, связанных с таможенной политикой. Ответственность за контрабанду, сохраняя свое значение как средства защиты интересов национальной безопасности, оказалась недостаточно эффективным орудием именно в экономической сфере, преимущественно связанной с реализацией таможенной политики.

    Статья 194 УК РФ для этого установила ответственность  лиц, которые хотя законно или  с незначительными нарушениями  перемещали товары через таможенную границу, не подпадая под признаки субъекта контрабанды и не нарушая интересов национальной безопасности, но, не уплачивая таможенные платежи, нарушали экономические интересы страны. Излишне широкое понимание деяний как контрабанды в ряде случаев может привести к необоснованному обвинению в отмывании денег.

    Предмет уклонения правильно, хотя и неполно, определяется как таможенные платежи. Они взимаются не с любых товаров и иных предметов. В соответствии со ст. 20, 21 Таможенного кодекса РФ может быть запрещен либо ограничен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств по соображениям государственной безопасности, защиты общественного порядка, экономической политики и иным. Запрещенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы РФ либо возврату на территорию РФ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств.

    Таможенные  же платежи взимаются с товаров  и транспортных средств, не запрещенных  к ввозу и вывозу и не подпадающих  полностью или частично под ограничения на ввоз и вывоз. Поэтому предмет уклонения от уплаты таможенных платежей распространяется только на таможенные платежи и соответственно товары и транспортные средства, разрешенные к ввозу и вывозу при условии уплаты этих платежей.

    Разрешенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства, являясь предметом уклонения от уплаты таможенных платежей, по общему правилу не являются предметом контрабанды. Эта позиция опирается как на предписания Таможенного кодекса, разграничивающего перемещаемые предметы по их правовому положению, так и на решение законодателя о выделении ч. 2 ст. 188 УК РФ (по признаку предмета преступления), что позволило наиболее четко выразить основной объект посягательства контрабанды - национальную безопасность страны, ее политические, международные и иные интересы.

    Таким образом, предмет посягательства отграничивает  уклонение от уплаты таможенных платежей от контрабанды.

Глава II. ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ2 

2.1. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА 

     Центральное место в системе таможенных платежей занимает таможенная пошлина. Таможенный тариф (свод ставок таможенных пошлин) является наиболее распространенным и широко применяемым мировым сообществом инструментов государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность и на обеспечение национальной безопасности. Большинство государств мира использует его в качестве мощного фактора воздействия на национальную экономику.

     Таможенная  пошлина существует наряду с налогами и сборами в финансовой системе  государства, а ее особое место в  системе обязательных платежей предопределено следующими характеристиками:

  1. Таможенная пошлина – обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий конституционного права на свободу предпринимательской деятельности;
  2. Она опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу России и является и является средством для достижения такой цели;
  3. Это возмездный платеж, так как фактически является платой за предоставление возможности перемещать грузы через таможенную границу;
  4. Она не обладает признаком регулярности, так как обязанность по уплате таможенной пошлины возникает лишь с необходимостью вступления субъекта в таможенное правоотношение;
  5. Право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;
  6. Её принудительная уплата обеспечивается силой государства.

     Таможенная  пошлина используется в целях:

  1. Рационализации товарной структуры ввоза товаров на территорию Российской Федерации;
  2. Поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории России;
  3. Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране;
  4. Защиты экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  5. Обеспечения условия для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

     Названные цели диктуют применение различных  таможенных пошлин, которые можно  классифицировать по характеру внешнеторговой операции, по порядку введения, в  зависимости от страны происхождения  товаров, по способу начисления и другим основаниям.

     По  способу взимания таможенные пошлины классифицируются на адвалорные, специфические  и комбинированные. Фактически, в основу такого деления положены виды ставок таможенных пошлин, закрепленные в ст. 4 Закона о таможенном тарифе.

   Адвалорные  ставки представляют собой величину начислений, выраженную в процентах, на единицу таможенной стоимости товара. Обычно они применяются при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Их использование позволяет поддерживать высокий уровень защиты внутреннего рынка в условиях частых колебаний цен на импортные товары.

   Специфические ставки представляют собой установленную величину начислений в денежном выражении на единицу облагаемых товаров.

   Комбинированные ставки сочетают оба вида таможенного обложения. Их использование наиболее благоприятно сказывается на бюджете, поскольку величина таможенной пошлины определяется по наибольшему показателю. 

2.2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ И АКЦИЗЫ3 

     К числу таможенных платежей, как уже  было упомянуто, относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Они образуют собой группу налогов, взимаемых с товаров, ввозимых на территорию РФ из-за границы. Отличительной особенностью данных налогов является их существование как внутригосударственных фискальных платежей с одной стороны, так и в роли пограничных уравнительных налогов – с другой. Пограничными они называются, поскольку взимаются при перемещении товара через таможенную границу, уравнительными – в силу обложения ввозимого товара налогом по ставкам, применяемым к товарам национального производства, что позволяет уравнять его с отечественным аналогом.

     Налог на добавленную стоимость или НДС получил широкое распространение, несмотря на то, что является одним из самых молодых налогов. Он был введен во Франции в 1958 г. по предложению французского экономиста М. Лоре. С тех пор его используют более чем в 40 странах мира. НДС взимается при ввозе товаров в Россию, что, с одной стороны, способствует, защите внутреннего рынка путем удорожания импортных товаров, а с другой увеличивает приток денежных средств в государственную казну.

     Акцизы  – один из самых распространенных косвенных налогов, встречающийся в налоговых системах практически всех государств. Наиболее существенные отличия акциза от НДС состоят в том, что акциз, во-первых, привязан к конкретным товарам, перечень которых содержится НК, во-вторых, уплачивается не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции. Акцизами облагаются товары, имеющие, как правило, широкое распространение и пользующиеся повышенным спросом (алкоголь, табачная продукция, бензин и др.)

     Статья 11 ТК, определяя налоги, указывает  на НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с НК и ТК. При этом они четко  отграничиваются от внутренних налогов, к которым относятся НДС и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

Информация о работе Понятие и виды таможенных платежей