Понятие и общая характеристика таможенных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются таможенные преступления как отдельная группа преступлений, направленных на нарушение таможенного регулирования в различных сферах деятельности.
Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления) можно выделить в отдельную самостоятельную группу преступлений с присущими ей признаками.
Экономическая безопасность государства является сложной и многоплановой конструкцией. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: военной, технологической, продовольственной и экологической безопасности.

Содержание

Введение 3
Гл. 1. Таможенные преступления как отдельный вид преступлений 5
Гл. 2. Характеристика отдельных видов таможенных преступлений 8
2.1 Преступления, связанные с перемещением товаров ( ст. 188, 189 УК РФ) 8
2.2 Преступления, связанные с невозвращением из-за границы достояния или валюты (ст. 190, 193 УК РФ) 15
2.3 Преступления, связанные с неуплатой таможенных платежей 20
Гл. 3. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства 24
Заключение 27
Список источников и литературы 28

Работа содержит 1 файл

КР по ОБсТП.doc

— 201.62 Кб (Скачать)

     Ходатайство о временном вывозе культурных ценностей подается собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом.

     На лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетом, распространяется общий для всех порядок вывоза и ввоза культурных ценностей в соответствии с действующим законодательством.

     Состав анализируемого преступления относится к числу преступлений с формальным составом. Преступление считается оконченным с того момента, как прошел установленный срок возвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.

     Место совершения преступления, как признак объективной стороны состава преступления обычно определяется в самой норме. В данном случае такого определения нет и на первый взгляд, место совершения преступления не имеет значения для уголовно-правовой квалификации содеянного. В действительности не все так просто.

     Когда лицо, совершившее преступление, находится вне пределов РФ и, находясь там, не возвращает в установленный срок на территорию РФ культурные ценности народов РФ и зарубежных стран, которые были вывезены за пределы России с условием их обязательного возврата в установленный срок. В этом случае преступление, совершенное вне пределов территории РФ гражданином РФ или постоянно проживающим на территории РФ лицом без гражданства деяние, содержащее в себе признаки преступления предусмотренного ст. 190 УК РФ, может и не быть уголовно наказуемым (ч. 1 ст. 12 УК РФ «Действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов РФ»). Это происходит в том случае, если в стране с территории которой без уважительных причин не были возвращены в РФ культурные ценности не существует аналогичного ст. 190 УК РФ закона.

     Преступление, предусмотренное ст. 190 УК, может быть совершено только с прямым умыслом, т.е. когда лицо, во-первых, осознает, что не возвращает в установленный срок на территорию РФ предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, которые были вывезены за пределы России с условием их обязательного возврата в установленный срок, и во-вторых, может реально вернуть эти предметы на территорию РФ, однако не желает делать этого.

     Субъектом преступления предусмотренного ст. 190 УК РФ, может быть только лицо (гражданин России, лицо без гражданства или иностранец), достигшее шестнадцатилетнего возраста, вменяемое, являющееся:

     - либо собственником предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, осуществившим временный вывоз названных предметов за границу с условием их возврата;

     - либо уполномоченным собственником этих ценностей на их временный вывоз за границу;

     - либо сотрудником юридического лица, осуществившего вывоз за границу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, на которого были возложены обязанности по возвращению этих предметов в установленные сроки на территорию России.

     Ответственность по ст. 190 УК РФ может нести не любое лицо, а только то, на которое была возложена обязанность возвратить из-за границы на территорию России соответствующие предметы в установленные сроки, т.е. рассматриваемый состав фактически имеет специальный субъект преступления, хотя это непосредственно в статье и не оговорено.

     Диспозиция статьи 193 УК РФ сформулирована следующим образом: "Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ".

     Итак, непосредственный объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности по поводу государственного регулирования обязательного перечисления субъектами внешнеэкономической деятельности средств в иностранной валюте на счета в уполномоченные банки. Преступное деяние может быть совершено путем действия или бездействия (невозвращение из-за границы валютной выручки, поступившей в распоряжение резидента от экспорта товаров, работ, услуг; невыполнение обязанности по перечислению валюты со счетов организаций, открытых с разрешения ЦБР в зарубежных банках, на счета в уполномоченных банках).

     В литературе имеются различные точки зрения о моменте окончания данного состава преступления. Некоторые ученые высказывают мнение о том, что этот момент определяется исходя из срока, предусмотренного конкретным контрактом. Большинство же специалистов сходятся во мнении, что данное преступление будет оконченным с момента истечения предельного срока, установленного действующим законодательством (который, естественно, может быть только большим или равным контрактному).

     По конструкции данный состав является материальным, то есть включает невозврат валюты к предельному сроку не как деяние, а как преступное последствие. Данное положение имеет очень важное значение для целого ряда актуальных вопросов квалификации, таких как неоконченное невозвращение, определение вида умысла и др.

     Субъектом данного преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Но не любое лицо, а специальный субъект - только руководитель организации резидента любой формы собственности, имеющий право первой подписи на соответствующих финансовых и банковских документах, т.е. специальный субъект.

     С субъективной стороны невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте это преступление, которое может быть совершено только умышленно. Это означает, что в деянии (действии или бездействии) руководителя организации необходимо установить один из двух видов умысла (прямого или косвенного).

     Несмотря на то, что мотивы и цели данного преступления весьма разнообразны и формально не влияют на квалификацию преступления, они имеют важнейшее значение для расследования. Невозвращение, совершенное с прямым умыслом в практике не может не содержать специальную цель и мотив. Чаще всего в практике встречаются корыстные цели и мотивы, связанные с хищением предмета перемещения, иными выгодами имущественного характера, например, с уклонением от уплаты налоговых и таможенных платежей. Встречаются и другие цели: прикрытие незаконной деятельности, "отмывание" полученных незаконным путем денежных средств и иного имущества, получение руководителем и другими работниками различных выгод неимущественного характера и т.п.

        

     2.3  Преступления связанные с неуплатой таможенных платежей (ст 194 УК РФ).

     Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

     В государственных доходах таможенным платежам (налогов и сборов) принадлежит важнейшее место, и само существование государства неразрывно связано с их взиманием.

     Непосредственным объектом рассматриваемого преступления следует считать охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, регулирующие порядок формирования и поступления в бюджет государства денежных средств от таможенных платежей, взимаемых при перемещении товаров или иных предметов через таможенную границу РФ и в других случаях, установленных таможенным законодательством.

     Предметом рассматриваемого преступления являются таможенные платежи.

     Таможенные платежи в общем виде представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц за перемещение ими товаров или иных предметов через таможенную границу РФ.      

     Формулировка диспозиции ст. 194 УК РФ не дает основания к однозначной трактовке объективной стороны содержащегося  в ней состава преступления.

     В частности, высказано мнение, что объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей находит свое выражение в бездействии7.  С этим суждением можно согласиться лишь от части, так как термин «уклонение» означает отодвинуть, отклониться в сторону, чтобы избежать чего-нибудь, то есть действие.

     Но объективная сторона этого преступления может быть выполнена и путем бездействия, т.е. пассивной неуплаты таможенных платежей в установленный срок без уважительных причин.

     Исходя из этого объективную сторону исследуемого преступления следует рассматривать как совершение действий, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, либо на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, либо обращение в таможенные органы с ходатайством о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей без намерения исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам, либо заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей, а так же бездействие, выражающееся в неуплате таможенных платежей в установленный срок без уважительных причин8

     Для правильной квалификации данного состава преступления важное значение имеет определение момента окончания этого преступления.

     Если уклонение совершается путем действия, то его начало и окончание растянуты во времени. Когда оно же находит выражение в бездействии - его начало и окончание наступают в момент неуплаты таможенных плате6жей в установленный срок.

     Рассматриваемое преступление должно считаться оконченным с момента выполнения субъектом всех действий, необходимых для уклонения  от уплаты таможенных платежей в зависимости от того, уплачиваются ли они до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

     Субъектом этого преступления являются физические лица: российские, иностранные граждане, а так же лица без гражданства, вменяемые и достигшие шестнадцатилетнего возраста.

     Таким субъектом может быть должностное лицо или служащий, представляющие российское или иностранное предприятие или организацию, а так же частное лицо, имеющее отношение к перемещению товаров, иных предметов, транспортных средств через таможенную границу РФ: собственники товаров, их покупатели, либо лица, которые в силу своего положения обязаны уплачивать таможенные платежи. Субъектом преступления предусмотренного ст. 194 УК РФ, является плательщик таможенных платежей, в качестве которого могут выступать: декларанты, т.е. лица перемещающие товары через таможенную границу РФ; либо специалисты по таможенному оформлению, осуществляющие свою деятельность от имени посредника - юридического лица именуемого таможенным брокером. К субъекту преступления также относятся владельцы таможенных складов либо лица, поместившие товары на хранение в таможенный склад, а также владельцы магазинов без пошлинной торговли и иные лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ и обязанные уплачивать таможенную пошлину и другие таможенные платежи.

     Указанный элемент исследуемого состава преступления характеризуется наличием только прямого умысла. Субъект осознает, что он тем или иным способом уклоняется от уплаты таможенных платежей, либо в установленный срок не выплачивает причитающиеся с него или с юридического лица, чьи интересы он представляет, таможенные платежи в крупном размере (ч. 1 ст.194 УК РФ), либо при наличии других квалифицирующих признаков предусмотренных ч. 2 ст. 194 УК РФ, и тем не менее желает совершить именно такое противоправное деяние.

     Диспозиция статьи не содержит указание на мотивы и цель уклонения от уплаты таможенных платежей, в связи с чем эти признаки субъективной стороны не влияют на квалификацию преступления.

     Часть 2 ст. 194 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при квалифицирующих признаках этого преступления:

     1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 194 УК РФ). Следует отметить, что уклонение от уплаты таможенных платежей является, как правило, групповым преступлением, поскольку именно такой вид соучастия создает наиболее благоприятные условия для исполнения этого преступления9.

     2) в особо крупном размере (п. «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ).  

     Гл. 3 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства 

     Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижение успеха. Это связано с тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности невозможно без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

     В настоящее время в науке не существует единого и общепринятого понимания экономической безопасности. Анализ определений, выработанных различными учеными, позволяет их определить в две основные группы. Первую группу составляют определения, характеризующие экономическую безопасность как состояние защищенности от угроз. В частности, важнейшей составляющей национальной безопасности государства является экономическая безопасность. Она означает надежную защищенность национальных, государственных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства, включая силовые структуры. Вторую группу составляют определения, характеризующие экономическую безопасность как качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России.

Информация о работе Понятие и общая характеристика таможенных преступлений