Особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:12, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей работы является комплексное исследование институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом, правовых основ их осуществления; выявление и анализ проблем в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать общие положения таможенного оформления и таможенного контроля;
- раскрыть понятие организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров;
- рассмотреть особенности механизма таможенного оформления товаров, перевозимых морским и водным транспортом;
- выявить проблемы организации таможенного оформления и таможенного регулирования товаров, перевозимых водным транспортом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенное оформление и таможенного контроль товаров и транспортных средств 6
1.1. Общие положения таможенного оформления 6
1.2. Основные направления организации таможенного оформления и таможенного контроля 10
Глава 2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара, перевозимого морским и водным транспортом 14
2.1. Организация таможенного контроля и таможенного оформления товаров на морском и водном транспорте при прибытии судна на таможенную территорию 14
2.2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара на морском и водном транспорте при убытии судна с таможенной территории 20
2.3. Проблемы совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом 23
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Нормативно-правовые акты 29
Специальная и научная литература 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Таможенное право.doc

— 158.50 Кб (Скачать)
  • о помещении ввезенных на данном судне товаров на СВХ, выраженных в предоставлении приемного акта СВХ или иного документа, составленного в соответствии с Процедурой использования конкретного СВХ;
  • о факте погрузки товаров, предполагаемых к вывозу, выраженных в предоставлении грузовых документов: манифеста (коносаментов или штурманских расписок или грузовых билетов). 23

Для иностранных судов уведомление  дополнительно должно содержать  сведения о погруженных на борт судна  в портах России: бункерном топливе; воде; техническом снабжении; продовольствии; документах, свидетельствующих о таможенном оформлении вышеперечисленных товаров.

Сотрудник таможни, принявший названное  уведомление, производит сверку сведений, указанных в грузовых документах, со сведениями, указанными в поручениях на погрузку. При соответствии сведений, заявленных в поручении, сведениям, указанным в манифесте (коносаменте или штурманской расписке, или грузовом билете) сотрудник таможни проставляет на манифесте (коносаменте или штурманской расписке, или грузовом билете) штамп «Выпуск разрешен» и дату.

Таможенное оформление при отходе судна начинается после подачи заявки на оформление. К началу таможенного  оформления товара, все грузовые, бункеровочные и другие операции должны быть закончены и у борта судна не должно быть никаких плавсредств.24

По прибытии комиссии на борт судна  судовая администрация обязана  представить сотруднику таможни, входящему  в состав комиссии необходимые документы, после проверки которых, сотрудник таможни делает на них соответствующие отметки (ст. 163 ТК ТС), в частности:

- на Генеральной декларации  запись о дате отхода, о времени  работы комиссии на отход, о  характере и количестве груза,  о количестве членов экипажа  и пассажиров, порте назначения, составе таможенного наряда, номере  причала, снятии наложенного на приходе таможенного обеспечения;

- на грузовой декларации - штамп  «Выпуск разрешен», дата, № причала.25

После оформления документов сотрудник  таможни принимает решение о  досмотре судна, а также снимает  таможенное обеспечение, если оно  было наложено на приходе. Досмотр судна производится в вышеизложенном порядке.

Сотрудники таможни несут ответственность  как за ненадлежащее исполнение своих  обязанностей в соответствии с должностными инструкциями и неправильные решения, так и за бездействие и непринятие решений по вопросам, отнесенным к их ведению, а также за уровень и качество выполняемых ими заданий в соответствии с действующим законодательством РФ. Сотрудники таможни не несут ответственности за задержку отхода судна или начала грузовых операций после прихода судна при невыполнении всеми лицами, задействованными в настоящем разделе, установленных требований.

Снятие комиссии с судна (прекращение  ее работы) может производиться только в случаях неисполнения агентами, судовладельцами, экспедиторами и другими лицами, имеющими отношение к оформлению судов загранплавания, правил таможенного оформления и таможенного контроля, установленных нормативными документами ГТК России.26

Пограничный режим направлен на пресечение незаконного пересечения  лицами государственной границы, этот режим обеспечивается пограничными войсками РФ. В зарубежных странах аналогичный режим называется «иммиграционным» и обеспечивается гражданскими иммиграционными службами.

2.3. Проблемы совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом

 

Таможенное оформление и контроль судов, включая контроль перевозимых  товаров морским транспортом  осуществляется в пунктах пропуска морских и речных судов, расположенных в морских и речных портах, имеющих статус международного пункта пропуска. Для оформления товаров в таких портах созданы отделы таможенного оформления, сотрудники которых осуществляют предварительные и основные операции таможенного оформления, а также проводят таможенный контроль товаров на складах временного хранения (СВХ).

В сфере международных перевозок  грузов все большей популярностью  пользуется доставка товаров морским  транспортом.  По статистическим данным примерно половина грузов для России доставляется морем, причем значительная часть перевозок осуществляется через прибалтийские порты.27

Однако, наиболее крупные и значимые в системе международных перевозок РФ морские порты (Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Находка и др.) в настоящее время не имеют установленных пунктов пропуска, хотя фактически они функционируют.28 Существует и обратная ситуация, когда ряд морских пунктов пропуска установлены на территориях, не наделенных статусом морского порта. Такое положение не соответствует требованиям законодательства и ставит таможенные органы в условия вынужденного нарушения требований Таможенного кодекса РФ.

Проблемой, осложняющей выполнение функций таможенных органов, является несоответствие обустройства морских портов требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска через границу. Это и недостаточное техническое оснащение, и дефицит площадей под служебные помещения для государственных контрольных органов, и несоответствие транспортной инфраструктуры интенсивности грузопотоков, проходящих через порты.

В загруженности морских и речных портов не последнюю роль играет субъективный фактор. Участники внешнеэкономической деятельности подают документы, необходимые для осуществления таможенного оформления товаров, как правило, не ранее чем через 4 дня со дня прибытия груза в порт. Это влечет за собой нарушение ритмичности работы таможенных органов, затоваривание складских помещений порта и, как следствие, недовольство самих участников внешнеэкономической деятельности. 29

Для совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля в морских и речных пунктах пропуска ФТС необходимо разработать эффективный механизм осуществления «сквозного» таможенного контроля в порту. 30

В рамках этого направления предполагается создание в таможенных органах программного продукта, обеспечивающего автоматизированный учет судов и перевозимых на них товаров, и общероссийской базы данных судов, осуществляющих международные перевозки.

Это позволит облегчить осуществление таможенного контроля судов, поскольку информационный обмен между таможенными органами и соответственно возможность получения информации станут более оперативными.31

Современный этап развития системы  грузооборота в морских портах нашей  страны  требует применения высокоэффективных  схем погрузки–выгрузки.

Создание таких схем, обеспечивающих снижение времени, затраченного на таможенное оформление, возможно при согласованных действиях всех участников процесса обработки грузов и судов в порту.

Особое место в разработке и  реализации принадлежит таможням, занимающимся таможенным оформлением и контролем товаров, перемещаемых морским транспортом.

Одним из основных направлений работы таможенных органов в данной области  является разработка и совершенствование  технологии таможенного оформления и контроля морских судов загранследования. Сегодня время ожидания ими таможенного оформления и контроля в крупнейших таможнях может составлять сутки и более.

Проведение работ по совершенствованию  процедур таможенного оформления и  контроля приобретает в связи с проведением модернизации таможенной системы России особую актуальность. В соответствии с нормами, установленными Всемирной торговой организацией для стран-участниц, импортные и экспортные формальности и документация должны быть максимально сокращены и упрощены.

Значительно повысить эффективность таможенного контроля позволит применение сотрудниками современных технических средств таможенного контроля.

Так же важно стимулировать (морально или материально) сотрудников, проводящих досмотровые операции с положительным  результатом. Ни современные технологии, ни высокая техническая оснащенность не гарантируют поступательное движение таможенной системы вперед, если не будет прямой заинтересованности сотрудников в выполнении задач, стоящих перед таможенными органами РФ.

 

                                               Заключение

 

Итак, подводя итоги проделанной работы сделаем следующие выводы:

Таможенное оформление товаров  и транспортных средств отдельными категориями физических лиц представляет собой совокупность таможенных операций, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются  в зависимости от:

- вида товаров, перемещаемых  через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

- вида транспорта, используемого  для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);

- категорий лиц, перемещающих  товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - гл. 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц - гл. 25 ТК).

Кроме того, способ перемещения товаров  тоже может влиять на особенности  таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных  почтовых отправлениях (гл. 24 ТК).

Все суда, прибывающие из-за границы  и убывающие за границу, перевозимые  на них грузы, предметы материально-технического, продовольственного и иного снабжения, а также личные вещи, валюта и  валютные ценности членов экипажей и  пассажиров подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Государственный таможенный контроль за иностранными и российскими судами и перевозимыми на них товарами осуществляется на основании Таможенного кодекса  Таможенного союза, Таможенного  кодекса Российской Федерации, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, Кодекса торгового мореплавания, «Конвенции по облегчению международного морского судоходства» 1965г., иных международных норм, нормативных актов ГТК России, «Обязательных постановлений МАП».

Оформление прихода и отхода товаров, а также контроль за судами во время их стоянки в порту  осуществляется специальной комиссией.

Кроме того, в состав комиссии по согласованию с сотрудниками ОКПП и таможни  могут входить представители других служб.

При ввозе моментом начала таможенного  контроля является фактическое пересечение  таможенной границы. Этому должно предшествовать уведомление о намерении ввоза  на таможенную территорию товаров и  транспортных средств. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается оформлением таможенных документов на выпуск товаров и транспортных средств.

При вывозе началом таможенного  контроля считается принятие уведомления  о намерении вывезти товары и  транспортные средства, а его окончанием - вручение заявителю оформленных в таможенном отношении документов на выпуск товаров и транспортных средств за границу.

 

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета.- № 7.- 21.01.2009.
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // СПС «Консультант-Плюс».
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации  от 28.05.2003 № 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009) // Российская газета.- № 106.- 2003.
  4. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 30.12.2008, с изм. от 22.07.2010) «О ветеринарии» // Российская газета.- 31.12.2008.
  5. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 31.05.2010) «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета.- № 84.- 1993.
  6. Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 № 706 (ред. от 16.04.2001) «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» // Собрание законодательства.- № 9.- 1994.- ст. 1007.

Специальная и научная литература

 

  1. Действующее международное право.- В 3-х томах / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой.- М.: Гардарики, 2009. – 539 с.
  2. Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. - М.: Инфра-М, 2007. – 105 с.
  3. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, 2005.-  415 с.
  4. Ильина В.А. Особенности организации таможенного режима и таможенного офрмления // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА.- М., 2008.- № 2. – 499 с.
  5. Карамзина Л.В. Таможенные режимы: что показал мониторинг // Таможня.- 2009.- № 14 (133).- С. 47.
  6. Козырин А.Н. Таможенные режимы. - М.: Логос, 2010. – 215 с.
  7. Комментарий к ТК РФ с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур / Под общ. ред. Л.А. Лозбенко. - М.: Норма, 2010. – 455 с.
  8. Косов A.A. Комментарии к Таможенному кодексу Таможенного союза. - М.: ФГУП «Ростэк», 2010.- 348 с.
  9. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. - М.: Джет, 2010.- 334 с.
  10. Особенности организации таможенного контроля товаров государств-участников СНГ и Таможенного союза // Прайм-ТАСС - Новости (Россия).- вып. 12.- 28.04.2008.- С. 12-13.
  11. Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. 3-е изд. – М.: Знание, 2010. – 758 с.
  12. Свинухов В.Г. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2009. – 237 с.
  13. Статистические данные таможенных органов РФ.- [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.customs.ru /stats/
  14. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев. - М.: БЕК, 2008.- 614 с.
  15. Таможенное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2009. -  571 с.
  16. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев.- М.: Волтерс Клувер, 2007. – 439 с.
  17. Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 698 с
  18. Таможенный контроль на водном транспорте // Таможня.- 2010.- №13.- С. 13-18.
  19. Таможенный контроль: Учебник / Под общей редакцией В.А. Шамахова. - М.: Софт Издат, 2008. – 599 с.
  20. Терещенко Л.К. Таможенный контроль // Право и экономика. -2007. - № 15-16. - С. 81 – 84.
  21. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Приор, 2009. – 289 с.

Информация о работе Особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом