Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:12, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является комплексное исследование институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом, правовых основ их осуществления; выявление и анализ проблем в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать общие положения таможенного оформления и таможенного контроля;
- раскрыть понятие организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров;
- рассмотреть особенности механизма таможенного оформления товаров, перевозимых морским и водным транспортом;
- выявить проблемы организации таможенного оформления и таможенного регулирования товаров, перевозимых водным транспортом.
Введение 3
Глава 1. Таможенное оформление и таможенного контроль товаров и транспортных средств 6
1.1. Общие положения таможенного оформления 6
1.2. Основные направления организации таможенного оформления и таможенного контроля 10
Глава 2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара, перевозимого морским и водным транспортом 14
2.1. Организация таможенного контроля и таможенного оформления товаров на морском и водном транспорте при прибытии судна на таможенную территорию 14
2.2. Организация таможенного оформления и таможенного контроля товара на морском и водном транспорте при убытии судна с таможенной территории 20
2.3. Проблемы совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом 23
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Нормативно-правовые акты 29
Специальная и научная литература 29
ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
по дисциплине «Таможенное право»
Тема: «Особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом»
Давиденко Э.Н.
Рецензент Доцент Степаненко М. В.
Актуальность темы. Одной из основных особенностей современного этапа развития мировой экономики является ее глобализация и, как следствие, - возрастание роли внешнеэкономических связей в экономическом развитии всех стран мира. В России потребности создания механизма регулирования внешнеэкономической и, прежде всего, внешнеторговой деятельности, упрощение порядка выхода предприятий и организаций на внешний рынок, ставят задачи создания единого правового поля, которое обеспечивало бы интересы всех участников.
Развитие международной
По статистике, в Россию больше четверти всех грузов доставляется водными и морскими путями2, а, следовательно, на современном этапе развития России крайне важно точно определить правовой статус всех субъектов таможенного контроля и оформления товаров, перевозимых морским и водным транспортом. Жесткая правовая регламентация необходима для обеспечения баланса интересов государства в лице таможенных органов, с одной стороны, и прав и законных интересов остальных субъектов таможенных правоотношений, с другой стороны.
Таким образом, комплексное исследование правовых основ таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых морским транспортом является одним из первых. Данные обстоятельства и предопределяют актуальность темы исследования.
Объектом работы является совокупность общественных отношений, регламентированных нормами таможенного законодательства Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским транспортом.
Предметом исследования выступают положения действующего законодательства в области таможенного дела, нормы административного, финансового, гражданского права, практика их применения и соответствующие научные исследования.
Основной целью настоящей работы является комплексное исследование институтов таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским и водным транспортом, правовых основ их осуществления; выявление и анализ проблем в данной области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать общие положения таможенного оформления и таможенного контроля;
- раскрыть понятие организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров;
- рассмотреть особенности механизма таможенного оформления товаров, перевозимых морским и водным транспортом;
- выявить проблемы организации
таможенного оформления и
Методологическая основа. Для достижения поставленной цели и решения задач при подготовке исследования использовались общенаучные методы изучения: диалектический метод познания, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, комплексный, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, нормативно-логический, экономический, философский и другие.
Теоретическая база исследования. В дипломной работе собран научный материал, который послужил базой исследования и позволил сохранить преемственность в правовой науке. При проведении исследования автор опирался на труды таких ученых как: А.Д. Ершов, В.А Ильина., Л.В. Карамзина, А.Н. Козырин, A.A. Косов, М.И. Лазарев, В.Г. Свинухов, К.К. Сандровский, Л.К. Терещенко, И.И. Дюмулен и других.
Структура работы включает в себя Введение, которое содержит актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методологическую, теоретическую базу, две Главы, Заключение и Список использованной литературы.
Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.3
Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от:
- вида товаров,
перемещаемых через таможенную
границу РФ (товары, подвергающиеся
быстрой порче, живые животные,
радиоактивные и делящиеся
- вида транспорта,
используемого для перемещения
товаров через таможенную
- категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - гл. 23 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ)4, отдельных категорий иностранных лиц - гл. 25 ТК). 5
Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК РФ).
Таможенные операции подразделяются на условные группы, которые получили название таможенных процедур.
Под таможенными процедурами понимают совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (п. 21 ст. 11 ТК РФ).
Выделяют следующие таможенные процедуры:
1. Таможенные
процедуры, предшествующие
- прибытие
товаров и транспортных
- внутренний
таможенный транзит (
- помещение товаров на временное хранение.
2. Предварительное
таможенное декларирование
3. Таможенное декларирование товаров.
4. Таможенные
операции и процедуры,
- при убытии
товаров с таможенной
- при условном
выпуске товаров, с
5. Оформление
завершения действия
Помимо этого существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К ним можно отнести получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера, или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТК РФ). 6
Совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках таможенного оформления, представляет собой:
- во-первых, отдельные действия лиц в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу по представлении документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действия по уплате таможенных платежей, а также фактическое предъявление товаров и транспортных средств для производства таможенного оформления и таможенного контроля;
- во-вторых, адекватные действия таможенных органов по приему и проверке представленных документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, взиманию таможенных платежей, осмотру и досмотру товаров и транспортных средств и применению иных форм таможенного контроля, а также действия по принятию решений о допустимости заявленного таможенного режима или таможенной процедуры, включая документальное отражение принятого решения.
ТК РФ дает достаточно четкие требования, которые таможенные органы вправе предъявлять при производстве таможенного оформления. Такие требования должны быть обоснованными, предусмотренными ТК РФ и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Других требований быть не должно. Так, например, при таможенном оформлении продуктов животного происхождения (мяса, мясопродуктов, рыбы, молока и молочных продуктов и др.), помимо иных документов, необходимых для таможенных целей, таможенными органами будут требоваться ветеринарные сертификаты и ветеринарные свидетельства, выданные пограничными контрольными ветеринарными пунктами в соответствии с предписаниями российского ветеринарного законодательства (ст.14 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии»7, Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 706, и др.8).
Таким образом, таможенное оформление тесно связано с местом его проведения. И в этом случае ТК РФ в комментируемой статье устанавливает общее правило, согласно которому таможенное оформление производится в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. Данную норму следует рассматривать в контексте ст.405-407 ТК РФ. Согласно положениям данных статей места нахождения таможенных органов определяются ГТК России, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей и потребности торговли и транспорта, а время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством РФ.
Кроме указанных закономерностей существует ряд исключений, определяющих иные места производства таможенного оформления. Такие исключения зависят как от волеизъявления лиц, так и от разрешения таможенных органов.
Организация таможенного контроля и таможенного оформления – это комплекс мероприятий, проводимых таможенными органами в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Этот комплекс включает в себя создание таможенной и около таможенной инфраструктуры, позволяющих обеспечить таможенный контроль и таможенное оформление как в предусмотренных местах их осуществления, так и в других местах, где могут находится товары, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.9
Кроме этого, организация таможенного контроля и таможенного оформления включает в себя решение следующих вопросов: - о конкретных местах и времени пересечения таможенных границ; - о местах и времени осуществления таможенного контроля и таможенного оформления; - о порядке уведомления участниками ВЭД о намерениях осуществить экспортную или импортную операцию; - о времени, месте и способе доставки, представлении и предъявлении товаров и транспортных средств и передаче таможенному органу документов на них; - о порядке взятия товаров под таможенный контроль, помещения их на СВК и др.
На основе анализа интенсивности и характера товаропотока в местах дислокации таможенного органа, видов и количества, используемого участниками ВЭД транспорта, а так же имеющихся возможностей таможенного органа (кадровых, технических и пр.) в процессе организации таможенного контроля и таможенного оформления разрабатываются технологические схемы их производства, расставляются сотрудники таможенного органа на рабочие места, распределяются между ними конкретные функции и рабочие операции по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления, организуется взаимодействие между ними, решаются вопросы координации работы и контроля за ходом осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, стимулирования участников этих процессов.10
Таким образом, организация таможенного оформления и контроля является довольно сложным, многогранным процессом.
Согласно таможенному