Автор: a*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Целью курсовой работы является комплексный системный анализ организационно - экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортными операциями в условиях переходной экономики, раскрытие его сущности и структуры.
В случаях если нормативным актом Банка России установлено требование о формировании и ведении в электронном виде баз данных банк ПС самостоятельно устанавливает порядок формирования и ведения баз данных, ведомость может формироваться банком ПС в автоматизированном режиме на основании информации, содержащейся в этих базах данных.
Информация, содержащаяся в документах, представляемых резидентом в банк ПС, вносится банком ПС в ведомость в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты представления указанных документов.
Банк ПС формирует раздел VI ведомости в день внесения в нее информации в соответствии с пунктом 3.3 Положения и обновляет указанный раздел не реже одного раза в месяц в случае установления требования о резервировании в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
В целях
представления резидентом ведомости
органам валютного контроля на основании
письменного заявления
После передачи резиденту ведомости на бумажном носителе ответственным лицом банка ПС на указанном заявлении резидента проставляется отметка о получении резидентом ведомости, и заявление резидента помещается в досье по паспорту сделки.
Передаваемая резиденту ведомость должна быть подписана ответственным лицом банка ПС и заверена печатью банка ПС.
Одновременно
с закрытием досье по паспорту
сделки в порядке, установленном нормативным
актом Банка России, регулирующим порядок
учета валютных операций и оформления
паспортов сделок, банк ПС формирует ведомость
на бумажном носителе, заверяет и помещает
ее в досье по паспорту сделки.
2.2 Валютный
контроль импортных операций
Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.
Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.
Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.
Система
валютного контроля по импортным
операциям устанавливает
а) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;
б) сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте.
Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.
С предоставлением в банк импортера ПСи импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.
Банк импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй - служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами.
Таким образом, всё, указанное выше, позволяет сделать вывод о том, что развитие рыночной экономики в современной России, её постепенная интеграция в мировой хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными предприятиями делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за её пределами.
ГЛАВА 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
В данной главе будут рассмотрены такие основные направления воздействия механизма государственного валютного контроля, как:
Что касается
влияния использования
Относительно социальных последствий можно отметить, что на практике различные режимы валютного контроля сопровождается большими социальными издержками. Чтобы получить право покупать иностранную валюту, хозяйствующие субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и тем самым доказать, что покупка валюты попадает в статью разрешенных категорий сделок. Так, импорт необходимых материалов для предприятий, без которых они работали бы не в полную мощность, относится к разряду приоритетных при получении права на покупку иностранной валюты в отличие от импорта дополнительных предметов потребления или вкладов на депозиты в иностранных частных банках.
Столкновение интересов государства и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ведет к возникновению следующих конфликтных ситуаций:
а) увеличение сроков оплаты и, соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые производится в валюте, из-за необходимости обязательного прохождения достаточно большого количества процедур оформления валютных сделок. Это ведет к увеличению сроков оборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет к снижению общего уровня экономической рентабельности внешнеэкономической деятельности;
б) так как отечественные производители заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, то правительства не желают упускать возможности пополнения госбюджета посредством не только налогового обложения иностранных инвестиций и процентов по ним, но и за счет сборов при прохождении валютного контроля;
в) крупный частный бизнес, желая перевести достаточно большие суммы в валюте за рубеж, часто обходит валютное законодательство, что не только негативно влияет на макроэкономическую ситуацию в стране (падение курса национальной валюты), но и вынуждает государство постоянно повышать расходы из госбюджета на корректировку нормативно-правовой базы и на обеспечение соблюдения последней резидентами.
Несмотря на возросшую эффективность таможенно-банковского валютного контроля сложной остается тема утечки капитала. Из-за снижения поступления экспортной валютной выручки произошло значительное снижение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собой резкие биржевые колебания курса рубля к доллару, дезорганизацию механизма курсообразования и нарушения всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.
При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты.
Наиболее значительная часть капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту. Поэтому необходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно, учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительно параметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.
Точная оценка масштабов вывоза капитала из России крайне сложна из-за того, что многие его составляющие нигде не учитываются. По приблизительным оценкам, чистый отток капитала из России с начала проведения экономических реформ вплоть до начала нынешнего столетия составлял в среднем не менее 18-24 млрд. долл. ежегодно. Эти оценки следует признать весьма консервативными, поскольку они фактически учитывают лишь данные ЦБ РФ по официальному вывозу капитала.
Однако если учесть, что за рамками официальной статистики остаются весьма значительные суммы от нелегальных схем вывоза капитала, то картина представляется совсем иная.
По мнению большинства российских экономистов, общий отток капитала из нашей страны с начала 90-х гг. по настоящее время превысил 250 млрд. долл. Эта величина представляется наиболее обоснованной. В ней учитываются:
В последнее время наблюдается тенденция к некоторому снижению величины вывозимого капитала. Пик вывоза пришелся на 1991-1994 гг., причем он не отражен в официальной статистике в связи с отсутствием на тот период эффективных механизмов валютного контроля. За это время по оценкам экспертов было вывезено не менее 100 млрд. долл., по 20-40 млрд. ежегодно. В 1995-1997 гг. объемы вывоза снизились до 20-30 млрд. долл., а в 1998-2000 гг. - до 10-25 млрд. долл., 2003г. - 17,2-21,7 млрд. долл. В 2010 этот показатель составил 38,3 млрд. долл., резко увеличившись в последнем квартале сразу на 22,7 млрд.
Наиболее
опасные для экономики страны
нарушения валютного
На сегодняшний день таможенно-банковским валютным контролем охвачено до 80% экспортных операций и большинство импортных. Это единственная в стране система сплошного автоматизированного контроля, включающая 9 тыс. банков, 156 таможен, 750 постов. Действенность существующих технологий подтверждается снижением процента непоступления экспортно-валютной выручки (9% в 1995 году, 7% - 1996, 6% - 1997, 5% - 1998, 3% - 2003, 2010 - 0,9 %).
Информация о работе Особенности организации валютного контроля в РФ