Особенности организации валютного контроля в РФ

Автор: a*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Целью курсовой работы является комплексный системный анализ организационно - экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортными операциями в условиях переходной экономики, раскрытие его сущности и структуры.

Работа содержит 1 файл

Особенности организации валютного контроля в РФ.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

Физические  и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в РФ, делятся на резидентов и нерезидентов.

Согласно  Закону «О валютном регулировании и  валютном контроле» резидентами являются:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно  проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся  за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

д) дипломатические  представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные  представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые  выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

К нерезидентам относят:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические  лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные  в Российской Федерации дипломатические  представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства  в Российской Федерации;

е) находящиеся  на территории Российской Федерации  филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в";

ж) иные лица.

Расчеты между резидентами на территории страны в российских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичной форме. Использование иностранных валют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории России запрещается, за исключением таких случаев:

  • при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
  • за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для отечественных предприятий и организаций в случаях, когда расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи;
  • при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организацией, если эти организации несли расходы в иностранной валюте и т. д.

Все расчеты  между юридическими лицами-резидентами  в иностранной валюте производятся на основании заключенных между  ними договоров (контрактов).

В целях  обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.

При этом расчеты по внешнеэкономическим  сделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.

Импортеры-резиденты, которыми или от имени которых  заключены сделки, предусматривающие  перевод из Российской Федерации  иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары стоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Уполномоченные  банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15% суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.

Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.

В соответствии с российским законодательством  валютными операциями признается:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу 
    резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в 
    пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и 
    внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

- перевод  нерезидентом валюты РФ, внутренних  и внешних ценных бумаг со  счета (с раздела счета), открытого  на территории РФ, на счет (раздел  счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Операции  с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала. К текущим операциям относятся (рис. 2):

Рис. 2.

Виды  валютных операций

В отличие  от текущих валютных операций к валютным операциям, связанных с движением капитала, относится все обязательства, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, которые возникают и прекращаются в срок, превышающий 180 дней. Данный тип валютных операций включает:

  • прямые инвестиции, т. е. вложение в уставный капитал предприятия с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
  • предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • переводы и оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу.

На осуществление  всех операциях, связанных с движением  капитала необходима лицензия Центрального Банка РФ.

К валютным ценностям, в свою очередь, Закон относит иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и др.); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, жемчуг) (см. рис. 3).

Рис. 3.

  Понятие и виды  валютных ценностей

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики 
    в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в 
    валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Феде 
    рации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Основным  принципом построения в РФ системы  валютного контроля является создание жесткого контроля со стороны государства за внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов по всем направлениям валют, товарных групп и четкая регламентация использования валютных ценностей на территории РФ как средства обращения.

Создание  эффективной системы валютного регулирования и валютного контроля, разработка комплекса мер, препятствующих проведению незаконных операций с валютными ценностями и оттоком российских капиталов за рубеж - важные задачи, стоящие перед ЦБ.

В системе  государственного валютного контроля в РФ можно выделить следующие главные направления. Это прежде всего:

- определение  соответствия проводимых валютных  операций действующему законодательству, наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
 

 

1.2 Законодательство в области валютного контроля. Становление и развитие системы валютного контроля в России.

Прежде  чем система валютного контроля оформилась в том виде, который  она имеет сейчас, валютный контроль в своем развитии прошел ряд этапов.

Первый  этап, самый непродолжительный по времени, относится еще к периоду существования СССР. В 1991 г. государством была предпринята первая попытка отхода от десятилетиями существовавшей в СССР валютной монополии.

В основу проведения такой трансформации  был положен принятый в марте 1991 г. закон СССР «О валютном регулировании», которым впервые в финансовую практику были введены такие понятия, как «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», а в целях обеспечения соблюдения установленных законом валютных ограничений, в качестве основного инструмента был введен валютный контроль.

Затем последовало принятие Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации  внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Этот указ положил конец монополии государственных внешнеэкономических ведомств на осуществлении экспортно-импортных операций, долгое время игравших роль посредников между производителями экспортируемой продукции и их партнерами за рубежом. Этот указ разрешал всем зарегистрированным на территории РСФСР хозяйствующим субъектам, независимо от форм собственности, осуществлять внешнеэкономическую, в т. ч. посредническую деятельность.

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в РФ