Автор: a*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Целью курсовой работы является комплексный системный анализ организационно - экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортными операциями в условиях переходной экономики, раскрытие его сущности и структуры.
Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в РФ, делятся на резидентов и нерезидентов.
Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами являются:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
К нерезидентам относят:
а) физические лица, не являющиеся резидентами;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные
в Российской Федерации дипломатические
представительства, консульские учреждения
иностранных государств и постоянные
представительства указанных
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в";
ж) иные лица.
Расчеты между резидентами на территории страны в российских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичной форме. Использование иностранных валют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории России запрещается, за исключением таких случаев:
Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).
В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.
При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.
Импортеры-резиденты, которыми или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары стоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.
Уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15% суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.
Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.
В соответствии с российским законодательством валютными операциями признается:
- перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала. К текущим операциям относятся (рис. 2):
Рис. 2.
Виды валютных операций
В отличие от текущих валютных операций к валютным операциям, связанных с движением капитала, относится все обязательства, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, которые возникают и прекращаются в срок, превышающий 180 дней. Данный тип валютных операций включает:
На осуществление всех операциях, связанных с движением капитала необходима лицензия Центрального Банка РФ.
К валютным ценностям, в свою очередь, Закон относит иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и др.); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, жемчуг) (см. рис. 3).
Понятие и виды валютных ценностей
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
Основным принципом построения в РФ системы валютного контроля является создание жесткого контроля со стороны государства за внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов по всем направлениям валют, товарных групп и четкая регламентация использования валютных ценностей на территории РФ как средства обращения.
Создание эффективной системы валютного регулирования и валютного контроля, разработка комплекса мер, препятствующих проведению незаконных операций с валютными ценностями и оттоком российских капиталов за рубеж - важные задачи, стоящие перед ЦБ.
В системе государственного валютного контроля в РФ можно выделить следующие главные направления. Это прежде всего:
- определение
соответствия проводимых
1.2 Законодательство в области валютного контроля. Становление и развитие системы валютного контроля в России.
Прежде чем система валютного контроля оформилась в том виде, который она имеет сейчас, валютный контроль в своем развитии прошел ряд этапов.
Первый этап, самый непродолжительный по времени, относится еще к периоду существования СССР. В 1991 г. государством была предпринята первая попытка отхода от десятилетиями существовавшей в СССР валютной монополии.
В основу проведения такой трансформации был положен принятый в марте 1991 г. закон СССР «О валютном регулировании», которым впервые в финансовую практику были введены такие понятия, как «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», а в целях обеспечения соблюдения установленных законом валютных ограничений, в качестве основного инструмента был введен валютный контроль.
Затем
последовало принятие Указа Президента
РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации
внешнеэкономической
Информация о работе Особенности организации валютного контроля в РФ