Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа
Цель работы является всесторонний анализ закрепляемого действующим законодательством правового положения института административной ответственности за таможенные правонарушения.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
1) дать понятие таможенного правонарушения как основания административной ответственности за нарушение таможенных правил, выявить его признаки, раскрыть особенности состава таможенного правонарушения;
2) определить понятие юридической ответственности за нарушение таможенного законодательства и рассмотреть ее признаки, проанализировать виды юридической ответственности в таможенной сфере, выявить основания каждого вида ответственности, указав на их особенности;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых в области таможенно - правовых отношений.
1.1. Понятие и виды производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………...6
1.2. Особенности стадий производства по делам об административных правонарушений, совершаемых в области таможенно-правовых отношений……………………………………………………………13
Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъектам административных правонарушений в области таможенного дела
2.1. Виды административных правонарушений в области таможенного дела………………………………………………………………………………..22
2.2. Санкции административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного дела…………………………………….27
Глава 3. Особенности административной ответственности за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации………………...31
Заключение……………………………………...………………………...35
Список использованной литературы…………………………………….
6) имеются ли ходатайства и отводы.
Общее правило - дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела[11]. Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.
3. Пересмотр постановления и решения.
Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения[12].
Процессуальной основой стадии пересмотра являются гл. 30 КоАП РФ. Для оспаривания постановлений, определений и решений, принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела, законодатель предусмотрел институт не общей, а специальной административной и специальной судебной жалобы (специального судебного порядка), следовательно, другие процессуальные механизмы признания незаконными вышеназванных юрисдикционных актов здесь не применяются, за исключением тех случаев, когда суд вынужден воспользоваться аналогией процессуального закона. Возможность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы вытекает из конституционного принципа доступа к правосудию, поскольку такое определение препятствует дальнейшему продвижению дела. Другие виды процессуальных определений, выносимые на стадии пересмотра, - об отказе в удовлетворении ходатайств, об отложении слушания дела, об истребовании дополнительных доказательств - не могут выступать в качестве самостоятельного предмета судебного разбирательства, поскольку носят промежуточный характер, непосредственно не ограничивая материальных прав участников, следовательно, обжалуются либо опротестовываются вместе с итоговым решением по жалобе (протесту)[13].
Стадия пересмотра постановления и (или) решения по делу, как правило, состоит из следующих этапов: подачи жалобы или протеста; подготовки дела к пересмотру; слушания дела; вынесения решения по делу; доведения решения до сведения заинтересованных лиц. Все названные этапы сохраняются при подаче последующих жалоб и протестов, рассматриваемых во второй инстанции, за исключением пересмотра дела в порядке надзора. До вступления постановления в законную силу предусмотрено как минимум одно обжалование - когда оспаривается постановление суда общей юрисдикции, в том числе мирового судьи. Максимальное - трехкратное обжалование - допускается в отношении постановления административного органа: вышестоящему органу, в районный и вышестоящий суд.
В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида - в административном и в судебном порядке. Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Несмотря на то, что КоАП установил единые процедурные правила пересмотра для административных органов и судов, у этих двух видов государственной деятельности различная конституционная основа и основополагающие правовые и организационные принципы.
4.Исполнение постановления по делу об административном правонарушении.[14]
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления (определения) по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, т.е. через 10 дней после вынесения постановления, определения (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ);
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ);
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (т.е. вынесения решения судом кассационной инстанции), протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.[15]
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Судья, вынесший постановление о назначении административного наказания, приостанавливает исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.
Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъектам административных правонарушений в области таможенного дела
2.1. Виды административных правонарушений в области таможенного дела.
В ТК РФ дается развернутое определение понятия "нарушение таможенных правил".
Согласно кодексу нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на установленный ТК РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность[16].
Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также объекты противоправных посягательств.
Из данного сложного понятия следует, что нарушениями таможенных правил признаются:
1) действие или бездействие лица, посягающего на таможенный контроль, установленный Кодексом, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими законодательными актами и международными договорами;
2) действие или бездействие лица, посягающего на порядок перемещения (включая применение таможенных режимов) через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
3) действие или бездействие лица, посягающего на порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
4) действие или бездействие лица, посягающего на порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставления таможенных льгот и пользования ими[17].
Каждая группа перечисленных таможенных правонарушений в отдельности или в совокупности друг с другом при наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил[18].
Наиболее обширной группой нарушений таможенных правил является нарушения, связанные с порядком перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств и порядка таможенного контроля. К ним относятся :
- нарушение зоны таможенного контроля - создание зон таможенного контроля только с разрешения таможенных органов и под их контролем возможно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение через границу зон таможенного контроля и в их пределах товаров и транспортных средств, а также лиц, не являющихся сотрудниками таможенных органов (ст. 16.5 КоАП).
- выдача без разрешения таможенного органа, утрата или не доставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них действия , перечисленные в этой статье, признаются неправомерными в том случае, если они предприняты в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства (ст. 16.9 КоАП).
- нарушение порядка помещения товаров на хранение, их хранения и проведения операций с ними - порядок помещения товаров на хранение определен нормативными актами ГТК РФ. В соответствии с установленным порядком могут производиться операции, например, по подготовке товара к продаже. Поэтому, прежде чем решать вопрос о привлечении к ответственности, требуется установить, каков был порядок, установленный в отношении товаров, помещенных на хранение, и какие условия не были соблюдены. Ответственность за нарушение таможенных правил может нести как лицо, поместившее товар на хранение, так и владелец склада (ст. 16.4 КоАП).
- перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля - один из самых опасных видов посягательств в сфере таможенного дела, заключается в перемещении товаров и транспортных средств вне определенных таможенным органом мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, при отсутствии признаков контрабанды (ст. 16.1 КоАП).
- транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими (ст. 16.3 КоАП).
Значительная группа правонарушений препятствует осуществлению таможенного контроля. К таким правонарушениям относится:
- причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 16.8 КоАП).
- сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещенных через таможенную границу РФ - сокрытие от таможенного контроля является одним из способов контрабандного провоза товаров. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в перемещении товаров, сопряженное с использованием тайников которыми являются места, специально изготовленные, оборудованные или приспособленные, использование других способов, затрудняющих обнаружение товаров, придание одним товарам вида других ( существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида). Субъектом ответственности является лицо фактически перемещающее товары через таможенную границу РФ (ст. 16.2 КоАП).
- перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации - т.е. представление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей: поддельных документов, то есть полностью изготовленных фальшивых документов или подлинных документов, но в которые внесены искаженные сведения, либо недействительных документов, т.е. утративших юридическую силу (просроченных лицензий или удостоверений), либо документов, полученных незаконным путем, то есть документов, выданных на основании представленных заведомо ложных сведений или поддельных документов, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также перемещение через таможенную границу РФ таких товаров и транспортных средств с обманным использованием средств таможенной идентификации (ст. 16.11 КоАП).
Ряд правонарушений связан с нарушением порядка таможенного оформления.
Под нарушением порядка производства таможенного оформления следует понимать несоблюдение требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения; предъявление неправомерных претензий на применение упрощенного порядка таможенного оформления и т.д. Нарушением таможенных правил являются неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено либо состояние которых изменяется.
Разрешения таможенного органа требует осуществление грузовых и иных операций, если груз находится под таможенным контролем. В ТК РФ указано, какие именно операции требуют обязательного разрешения таможни: транспортировка, погрузка-выгрузка, исправление повреждений упаковки, взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, вскрытие помещений и других лиц, где могут находиться такие товары и т.д[19].
Три состава нарушения таможенных правил непосредственно связаны с нарушением порядка декларирования:
- нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств - нарушение заключается в несоблюдении установленных требований к форме, месту декларирования, процедуре его производства (ст. 16.12 КоАП).
- нарушение сроков предоставления таможенному органу таможенной декларации, документов или дополнительных сведений - срок подачи таможенной декларации не может превышать 15 дней с момента представления товаров и транспортных средств в таможенный орган (ст. 16.22 КоАП).
- не декларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств - означает не заявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Этот вид правонарушения является наиболее распространенным среди административных правонарушений в сфере таможенного дела (ст. 16.2 КоАП);