Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:14, реферат
Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.
Введение 3
Понятие валюты и валютных ценностей 4
Этапы развития валютного контроля РФ 5
Общие правила и положения проведения валютного контроля 7
Формы, принципы и методы валютного контроля 9
Органы валютного контроля 12
Система таможенного валютного контроля 15
Валютный контроль во внешнеэкономической сфере 18
Заключение 27
Список использованной литературы
Общие правила и положения проведения валютного контроля
Развитие валютного рынка невозможно без действенной системы контроля, целью которого является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями. Эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства является важнейшим элементом валютного регулирования.
Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением.
В Федеральном законе Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в ст. 13 определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, Правительство Российской Федерации в соответствии с данной статьей осуществляет "возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области".
В Российской Федерации контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения положений ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц (ст. 52 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"). Данное положение распространяется на все направления внешнеторговой политики, в том числе и на валютно-финансовое регулирование внешнеторговой деятельности.
Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Это важнейший участок общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере инвестиционный потенциал экономики. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Для эффективной организации валютного контроля нужны ясные цели, приоритеты, функции и задачи, устойчивая и стабильная институциональная инфраструктура.
Одной из сфер действия валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности – "деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью" (п. 4 ст. 2 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
Нормативно-правовая база механизма валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности - это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры Российской Федерации.
К числу основных из них относятся:
Субъектами правоотношений по валютному контролю являются:
Объект валютного контроля - это валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предметом которых являются валюта и валютные ценности. Состав валютных операций определен Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 9 ст. 1).
Формы, принципы и методы валютного контроля
Форма
валютного контроля - это способ
конкретного выражения и
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля - предварительный, текущий, последующий. Все формы находятся в тесной взаимосвязи, в единой системе и отражают непрерывный характер контроля.
Основными
принципами валютного контроля в
соответствии с действующим
Методы валютного контроля - это приемы и способы его осуществления.
Методами валютного контроля являются наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия.
Наблюдение - ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации.
Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации документального характера, опросов, анкетирования и т.д.
Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Метод может применяться как дополнительный.
Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства.
Ревизия - изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.
Контрольные действия субъектов валютного контроля в зависимости от источников используемых данных можно разделить на две группы:
Наиболее распространенными методами, используемыми органами и агентами валютного контроля в Российской Федерации, выступают наблюдение и проверка.
На ведомственном уровне наиболее полное нормативное закрепление получил метод наблюдения за валютными операциями (указы Президента Российской Федерации, инструкции и другие нормативные акты ЦБ России, адресованные уполномоченным банкам как агентам валютного контроля, которые определяют методику наблюдения за операциями клиентов в форме предварительного контроля (наблюдение за соответствием валютной операции требованиям валютного законодательства до ее совершения), нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы России).
Методика проверок, как правило, в общедоступных нормативных актах не раскрывается и носит закрытый характер.
Различие между наблюдением и проверкой с точки зрения открытости методик объясняется тем, что наблюдение ведется при непосредственном участии самих подконтрольных субъектов, которые обязаны, например, предоставлять информацию о предстоящих валютных операциях, и несут ответственность за своевременность и достоверность сообщения сведений. Проверки направлены на выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием не только ошибок, но и умышленных действий.
Наблюдение
и анализ преследуют цель не столько
выявления правонарушений, сколько
получения общей информации о
ситуации в валютной сфере. Наблюдение
призвано в первую очередь констатировать
правомерное поведение
Особенности метода наблюдения, используемого органами и агентами валютного контроля:
Проверка как метод валютного контроля чаще всего используется в тех случаях, когда возникает необходимость установить факт нарушения валютного законодательства. Проверка отличается более глубоким исследованием обстоятельств дела с привлечением всех возможных документальных источников информации. Метод проверки вступает в действие в связи с информацией о неправомерном поведении лица, нарушившего порядок проведения в стране какой-либо валютной операции. Проверки не носят сплошного характера и осуществляются выборочно. Преимущественно проверкам подвергаются юридические лица-резиденты, а также действующие на территории Российской Федерации отделения иностранных юридических лиц. Физические лица проверяются редко.
По субъектам проверок можно выделить три их вида:
Принципиальные правовые требования к процедуре проверок:
Органы валютного контроля
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, права и обязанности которых определены в п. 5 ст. 4, ст. 22 и 23 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
К агентам валютного контроля в соответствии с законом относятся:
Органы валютного контроля издают нормативные акты в пределах своей компетенции, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного контроля. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) в пределах своей компетенции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля. Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.