Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:47, курсовая работа
Задачи работы сводились к изучению принципов регулирования внешнеэкономической деятельности, описанию приемов работы таможенных органов и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, стоящих перед сотрудниками таможенных органов, с одной стороны, и участниками внешнеэкономической деятельности с другой. По мнению людей, так или иначе связанных с процедурами таможенного контроля, особого внимания заслуживали проблемы: определения таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу России товаров и ее влияние на величину взимаемых таможенных платежей.
На практике встречаются случаи, когда ценовая информация "отстает" по времени от реальной величины таможенной и фактурной стоимости. Особенного это касается сезонных цен на ввозимые в Россию фрукты и овощи, которые могут значительно отличаться в зависимости от уровня цен (т.е. от урожая), времени их ввоза. Так, таможенная стоимость яблок, ввезенных в г. Томск из Венгрии в октябре 1998 г., составляла лишь 30 процентов от справочной цены на аналогичную продукцию, которая была зафиксирована в июле того же года.
В системе таможенного оформления также не предусмотрена процедура корректировки таможенной стоимости, а тем более фактурной стоимости по количеству после вывоза товара за рубеж. Она разработана только для ввозимых товаров и утверждена приказом ГТК РФ N 1 от 05.01.94.
Конечно, практически невозможно подготовить идеальный документ, учитывающий все аспекты внешнеэкономической деятельности в свете требований таможенного законодательства. Но на сегодняшний день, несмотря на действие .Закона РФ "О таможенном тарифе", в Таможенном Кодексе РФ понятие определения и контроля (корректировки) таможенной стоимости официально не фигурирует, а только косвенно увязывается в части полноты начисления таможенных платежей, осуществления таможенного контроля. Однако она рассматривается, только как объективная сторона правонарушений при заведении дела о НТП (ст.282 ТК РФ). Участниками ВЭД в некоторых случаях справедливо ставится под сомнение правильность принятых решений должностными лицами таможни.
Последующий контроль за правильностью определения таможенной стоимости после выпуска товаров в свободное обращение в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, т.е. второй этап осуществления контроля, осуществляется
следующим образом:
• плановые проверки, которые проводятся на основании плана работы, утвержденного руководителем таможни, по фактам возможных нарушений таможенного законодательства, полученным в результате анализа "сомнительных" сделок, выявленных как в ходе таможенного оформления, так и из других источников оперативной информации;
• внеплановые проверки:
а) оперативные проверки, которые проводятся по факту выявления нарушений, или перепроверки имеющейся информации;
б) тематической проверки по заданию регионального таможенного управления или ГТК России.
Для расследования "сомнительных" сделок проводятся проверки после выпуска товаров силами отдела КТСиВК, таможенной инспекции с привлечением сотрудников отдела таможенных расследований в наиболее сложных случаях. Проверкам финансово-. хозяйственной деятельности предшествует анализ контрактов внешнеторговой деятельности участников ВЭД, который в свою очередь позволяет выявить возможные нарушения таможенного и валютного законодательства РФ.
Как показывает практика, основным видом нарушения при определении ТС, заявленной декларантом, является ее несоответствие данным бухгалтерского учета, что приводит во всех случаях к занижению ТС.
Например, оприходование товара в бухгалтерском учете производится, как рекомендовано Федеральной службой по осуществлению контроля за "... полнотой и своевременностью...". На практике оприходование производится по-разному в зависимости от утвержденной системы бухгалтерского учета и от опыта бухгалтера. В основном, оприходование производится на основе выставленных счетов (ТТН), т.е. фактурной стоимости без учета всех дополнительных расходов, которые определяют таможенную стоимость. Списание дополнительных расходов по доставке товара (в основном. транспортные расходы, страховка и др.) относится сразу же на издержки предприятия (себестоимость).
Таким образом, при сравнении стоимости товаров по данным бухгалтерского учета и данным по ГТД (гр.12, 45) происходят несовпадения, которые расцениваются как занижение таможенной стоимости, т.е. нарушение таможенных правил по ст.282 ТК РФ. При этом необходимо "выискивать" в бухгалтерских проводках суммы соответствующих дополнительных расходов, относящихся к данному товару, что при большой номенклатуре товаров, сложно, не говоря уже о предприятиях с большими производственными оборотами.
Для единообразного толкования понятия "оприходование товаров в целях бухгалтерского учета" необходимо параллельное согласование данного вопроса с Государственной налоговой службой и Министерством финансов путем разработки методологии с указанием конкретных бухгалтерских проводок в зависимости от различных условий поставок, что подчеркивают как участники ВЭД, так и сотрудники таможни.
2.3. Особенности взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации (на примере транспортных средств)
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет особый порядок перемещения через таможенную границу России транспортных средств. Причем для осуществления таможенного контроля важны цели такого перемещения, которые можно разделить на две группы:
1. Перемещение транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и товаров (ст.ст.18, 107 ТК РФ).
2. Перемещение транспортных средств в качестве товара (ст. 107 ТК РФ).
Перемещение, например, автомобиля как средства международных перевозок осуществляется в соответствии с таможенными режимами, как правило, временного ввоза (вывоза) или транзита. Их таможенное оформление проводится в общем порядке за исключением одной особенности: лицо, перемещающее транспортное средство, берет на себя обязательство об обратном вывозе (ввозе) транспортного средства в установленные таможенным органом сроки.
Не вызывает затруднений таможенный контроль транспортных средств, перемещаемых юридическими лицами, поскольку их таможенное оформление осуществляется в соответствии с таможенными режимами, применяемыми как к транспортным средствам, так и к любым другим товарам. Положениями о применении таможенных режимов порядок перемещения этого товара достаточно полно урегулирован.
Особые проблемы в трактовке требований нормативных документов возникают при осуществлении таможенного оформления транспортных средств физическими лицами, что послужило поводом для более полного анализа его особенностей.
В развитие норм Таможенного кодекса РФ, регулирующих порядок перемещения транспортных средств через таможенную границу России физическими лицами, в последнее время были приняты ряд подзаконных актов: Постановление Правительства России от 18 июля 1996 г. N 808 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" , а также Приказы ГТК России от 18 октября 1996 года № 645 и от 30 января 1997 года № 35. Установленные этими документами правила определяют порядок ввоза и вывоза транспортных средств, перемещаемых физическими лицами в качестве товара.
Прежде всего. Постановление № 808 формализует отнесение ввозимого транспортного средства в качестве товара либо к торговому, либо к неторговому обороту, т.е. определение условий таможенного оформления в зависимости от цели перемещения и предназначения транспортного средства.
Физическое лицо может заявить к таможенному оформлению в торговом обороте любое транспортное средство только после подтверждения статуса индивидуального
предпринимателя. Вследствие этого на физическое лицо возлагаются те же обязанности, что и на юридических лиц:
• декларировать товар с использованием грузовой таможенной декларации;
• выполнять общий порядок и условия тарифного (т.е.выплачивать совокупный
таможенный платеж) и нетарифного регулирования (например, представлять
сертификат соответствия на партию товара). Вместе с этим предприниматель получает права:
• поместить транспортное средство под любой таможенный режим, если выполняются условия такого помещения (например, заявить режим реимпорта можно только для товаров, экспортировавшихся из России или СССР не ранее, чем за десять лет до ввоза);
• воспользоваться таможенными льготами, если таковые предоставляются в отношении заявленного таможенного режима (например, освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе автомобилей российского производства, зарегистрированных на территории бывших республик Союза ССР до 31 декабря 1991 года, не выплачивать таможенные пошлины, НДС и акцизы при реимпорте российских автомобилей);
• после завершения таможенного оформления в режимах "Экспорт", "Выпуск для свободного обращения" использовать транспортное средство в производственных или иных коммерческих целях.
В случае неподтверждения физическим лицом статуса предпринимателя, как это бывает в большинстве случаев, предполагается, что транспортное средство предназначено для неторгового оборота, т.е. ввозится для личных целей. В этом случае физическое лицо получает право:
• осуществить таможенное оформление в упрощенном порядке (путем подачи таможенному органу краткого заявления);
• воспользоваться рядом льгот при уплате таможенных платежей.
Российские вести, N 47, 13.03.97
Вместе с тем, физическое лицо, не подтвердившее статус индивидуального предпринимателя:
• теряет право перемещать транспортное средство под большинство таможенных режимов, за исключением режимов уничтожения и отказа в пользу государства, поскольку упрощенный порядок таможенного оформления фактически является "внережимным";
• в ряде случаев теряет право использовать транспортное средство для производственной или иной коммерческой деятельности, а также право отчуждать это транспортное средство.
На порядок таможенного оформления в неторговом обороте существенно влияет вид транспортного средства. Порядок таможенного оформления любых транспортных средств, ввозимых в личных целях, регулируется "Общими правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации". Для легковых же автомобилей (товарная группа 8703 по ТЫ ВЭД СНГ) установлен особый порядок таможенного оформления (что объясняется отнесением их к перечню подакцизных товаров), который регулируется "Общими правилами перемещения через, таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами. В дальнейшем при анализе особенностей таможенного оформления транспортных средств сравнение удобно вести в отношении групп 8703 (легковые автомобили) и 8704 (грузовые автомобили).
Поскольку процедура упрощенного порядка таможенного оформления для всех видов транспортных средств одинакова, предметом анализа стала величина таможенных платежей и условия предоставления льгот при таможенном оформлении -транспортных средств в неторговом обороте. Льготы по уплате таможенных платежей при ввозе легковых автомобилей предоставляются в описанных ниже случаях:
• если физическое лицо стало владельцем транспортного средства на территории бывшего Советского Союза до 31 декабря 1991 года;
• физическим лицам, переезжающим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;
• беженцам и вынужденным переселенцам;
Те же категории физических лиц получают льготы по уплате платежей и при ввозе в Россию прочих транспортных средств. Кроме того, различной степени льготы (от-полного освобождения от уплаты платежей до уплаты платежей по единой ставке от 30 до 50 процентов от таможенной стоимости транспортного средства) предоставляются, если стоимость таких транспортных средств не превышает 10 тысяч долларов.
В настоящее время льготы по уплоте таможенных платежей стараются получить граждане имеющие статус, ссылаясь на соответствующие законы: “О статусе Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеры орденов Славы” Некоторые суды общей юрисдикции на основании исков от данных лиц обязывают таможенные органы оформлять транспортные средства на льготных условиях. Однако ГТК РФ разослал в таможни телефонограмму от 24.01.2000 № Т-1492 “О приостановке выдачи паспортов транспортных средств”, на основании которой таможня временно не выдает ПТС на растаможенные на таких основаниях автомобили. Однако это лишь полумера которая не закрывает полностью прореху в нашем законодательстве. Это может исправить либо постановление Верховного суда либо новый закон который вправе принять только Государственная Дума.
Как показывает анализ заявлений на таможенное оформление транспортных средств, самыми "дорогими" с точки зрения уплаты таможенных платежей являются легковые автомобили, минимальные платежи за которые составляют 64,3 процента таможенной стоимости.
Совокупный таможенный платеж при ввозе легковых автомобилей расчитывается по следующей схеме:
1. Определение таможенной стоимости.
2. Исчисление таможенного сбора за таможенное оформление:
Величина таможенного сбора при оформлении автомобиля в личных целях составляет 0,1 % таможенной стоимости. Таким образом сбор за таможенное оформление на 100 условных единиц таможенной стоимости (100 у.е.) составит 0,001 100= 0,1 у.е.
3. Исчисление ввозной таможенной пошлины:
Ставка ввозной таможенной пошлины для товарной группы 8703 составляет 30 % таможенной стоимости (но не менее 0,4...2,5 ЭКЮ за 1 куб. см объема двигателя для различного класса автомобилей - так называемая, комбинированная ставка таможенного тарифа). Таким образом минимальная величина ввозной таможенной пошлины на 100 у.е. составит 30 у.е.
4. Исчисление акциза.
Ставка акциза по легковым автомобилям составляет 5% .
Сумма акциза исчисляется по формуле:
А
С = Н ————————, где 100%-А