Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:15, курсовая работа
Просматривая множество тем и статей, посвящённых вопросам таможенного права для выбора темы курсовой работы, нас привлекла проблема определения таможенной стоимости товара. Нам кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашей стране активно проводятся экономические и административные реформы, вызванные как мировым финансовым кризисом и его последствиями, так и внутренним стремлением правительства модернизировать экономику России уже который год. Это в свою очередь сопровождается изменением подходов к управлению и реформированию таможенной системы с целью обеспечения наиболее эффективного её регулирования.
Введение …………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ТОВАРОВ…..…...….....................................................6
1.1. Понятие таможенной стоимости товара 8
1.2. Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров 8
1.3. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ, КОНТРОЛЕ И ПОДТВЕРЖДЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ. ……………21
2.1. Несовершенство таможенного законодательства …….…......................22
2.2. Проблемы, возникающие у таможенных органов при контроле таможенной стоимости 24
2.3. Проблемы, возникающие у участников ВЭД при определении и подтверждении таможенной стоимости ………………………………............ 27
Заключение 31
Список использованных источников…………………………………………. 32
Именно в этих исключительных случаях применяется резервный метод, предусматривающий определение таможенной стоимости оцениваемых товаров с учетом мировой практики.
В соответствии с статьей 7 Соглашения ГАТТ/ВТО по таможенной оценке, в рамках метода 6, таможенная стоимость определяется с использованием разумных способов, совместимых с принципами и общими условиями Соглашения и на базе данных, имеющихся в стране-импортере. Другими словами, резервный метод не дает специального способа оценки товаров, однако, при осуществлении оценки требует учитывать ряд принципов. Таможенная стоимость определяется в соответствии с установленными методами, допуская определенную гибкость в случае их применения, для достижения общих целей и условий принятой системы оценки товаров в таможенных целях.
В рамках проведения резервного метода соблюдается та же последовательность применения методов оценки.
Среди общих принципов, установленных Соглашением ГАТТ/ВТО, при использовании метода 6, можно выделить:
Сущность данного метода заключается в гибкости подхода к использованию методов определения таможенной стоимости. В частности, допускается следующее:
При использовании метода 6 допускается осуществление расчетов таможенной стоимости на основе реальных, обоснованных ценовых данных. При определении таможенной стоимости по методу 6 можно использовать: прейскуранты цен; каталоги, содержащие подробное описание товара; предложения цен по поставкам товаров на территорию ТС; биржевые котировки; статистические данные об общепринятых уровнях комиссионных, скидок, прибыли, тарифах на транспорт; результаты товарно-стоимостной экспертизы и др.
Общим требованием к данным по другим сделкам или разрешенной ценовой информации при использовании метода 6, будет необходимость учета базовых, исходных условий конкретных сделок, а также соответствующей идентификации цены и товара.
Дополнительно, таможенным законодательством установлены случаи, когда метод 6 не может быть использован в качестве основы определения таможенной стоимости. Так, например, по резервному методу не могут быть использованы:
Применяя резервный метод, декларант имеет право запросить в таможенном органе имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию по интересующим товарам и использовать ее в расчетах при определении таможенной стоимости.
В случае если данный метод применяется
таможенным органом, то таможенный орган
обязан в письменном виде указать источник
использованных данных, а также подробный
расчет, произведенный на их основе8.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ, КОНТРОЛЕ И ПОДТВЕРЖДЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ
В современной ситуации, когда 48% федерального бюджета страны формируется за счет финансовых ресурсов, поступающих от таможенных пошлин и налогов при условии, что таможенный тариф в отношении более 65% товарных позиций устанавливает адвалорную ставку таможенной пошлины, правильное определение таможенной стоимости получает общее национальное значение9.
В условиях становления
Проанализировав характер
Рассмотрим данные аспекты подробнее.
2.1. Несовершенство таможенного законодательства
Стороны сталкиваются с отсутствием официального комментария Закона "О таможенном тарифе" (далее - Закона). Возникают также сложности с интерпретацией термина стоимости сделки идентичных товаров по второму методу определения таможенной стоимости и является ли она аналогом внешнеторговой сделки или идентична. В ст. 20, 21 Закона имеют место формулировки "в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары" и "для учета значительной в расходах между оцениваемыми и однородными товарами", что существенно осложняет процесс взаимопонимания между таможенным органом и участником ВЭД. Законодатель не дает определения "достоверность", "количественная определенность", "документальная подтверждённость", хотя данные понятия являются ключевыми для применения каждого из методов определения таможенной стоимости. Толкование терминов осуществляется правоприменителем в лице Высшего Арбитражного Суда (ВАС), и данные пробелы необходимо восполнить.
Закон "О таможенном тарифе" устанавливает обязанность декларанта при использовании 1-го метода достоверно заявлять сведения по таможенной стоимости в отношении только тех условий, которые прямо установлены п. 1, 2 ст. 19 и которые могут влиять на ее величину. При этом Закон не устанавливает ограничения по применению стоимости сделки в качестве таможенной стоимости при заявлении недостоверных сведений в отношении иных условий, не предусмотренных п. 1, 2 ст. 19. Законодатель не закрепляет в качестве признака недостоверного заявления таможенной стоимости существенное отклонение от показателей, имеющихся у таможенного органа. Хотя таможенный орган использует критерии ценового анализа в процессе контроля таможенной стоимости. Из вышеизложенного возникает необходимость либо внести изменения в ст. 323 ТК РФ и Закон, в которых отражается методология контроля таможенной стоимости, либо закрепить в Законе условия внешнеторговой сделки, препятствующие применению конкретного метода определения таможенной стоимости с одновременным уходом от критерия ценового анализа.
При применении 4-го метода декларант заявляет расходы, заявленные в коммерческих счетах (на тару, упаковку, вознаграждение агента), определенных на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных от имени их производителей. В этом случае у таможенных органов возникают сложности в проверке соответствия коммерческих счетов производителя товаров общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в стране производства оцениваемых товаров ввиду их отсутствия, а также возникает сложность в получении квалифицированного заключения о соответствии правилам бухгалтерского учета страны производства оцениваемых товаров, коммерческих счетов производителя. При всем этом в Законе не прописана обязанность декларанта представлять данные документы.
Отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей процедуру организации контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, по которым принято окончательное решение по величине ТС, а именно организации документального контроля и оформления его результатов, применении методологии расчета таможенной стоимости по результатам ревизии. Особенно остро стоит вопрос о корректировке таможенной стоимости по вывозимым товарам (лесоматериалы).
Ограниченные (для таможенных органов) Законом сроки вынесения решений по таможенной стоимости и проведению действий по ее определению. Решение должно быть принято таможней в течение трех дней с момента отказа декларанта от представления дополнительно запрашиваемых документов и проведения пересчета таможенной стоимости и ухода под обеспечение уплаты таможенных платежей (в эти сроки нет возможности подбора документально обоснованной ценовой информации для корректировки таможенной стоимости). Законодатель не закрепляет срок представления иностранным производителем ценовой информации (прайс-листов) по запросу таможенного органа, но в то же время ограничивает срок проверки достоверности заявленной величины таможенной стоимости одним годом. Недостатки действующего законодательства не способствуют повышению эффективности контроля таможенной стоимости и порождают сложности при ее определении и подтверждении.
2.2. Проблемы, возникающие у таможенных органов при контроле таможенной стоимости
В результате применения Системы управления рисками при контроле таможенной стоимости сотрудники таможенного органа сталкиваются с неадекватными контрольными показателями таможенной стоимости. Установленные пороговые показатели величины таможенной стоимости товаров не дифференцируются в зависимости от условий продаж и поставок. В результате при выявлении отклонения заявленной стоимости от показателя риска на 2 - 5% проводится комплекс мер, направленных на минимизацию риска, хотя такое отклонение вполне может быть вызвано особенностями поставки товара, условиями оплаты, качеством, репутацией товарных марок. В то же время, если таможенная стоимость заявлена выше индикатора риска, она также подлежит контролю. В результате теряет действенную силу принцип выборочности осуществления таможенного контроля и как результат - нерациональное использование ресурсов таможенного органа10.
Должностные лица таможенного органа в процессе поиска и последующего анализа ценовой информации сталкиваются с несовершенством имеющихся программных средств. Недостатки выражаются в отсутствии возможности осуществлять выборку ГТД по определенным основаниям (условиям поставки и характеру сделки). Данные параметры поиска имеют существенное значение при определении таможенной стоимости на основе методов по стоимости сделки идентичными/однородными товарами. Данный программный недостаток: а) препятствует эффективному контролю таможенной стоимости товаров на этапе таможенного оформления; б) повышает трудоемкость поиска ценовой информации и увеличивает срок проверки каждой ГТД должностным лицом ОКТС. Порождает необходимость запроса соответствующих данных в других таможенных органах; в) повышает вероятность возможного ненахождения искомой информации и как итог - принятия необоснованного решения о невозможности применения 2-го, 3-го методов определения таможенной стоимости.
В процессе контроля правильности определения таможенной стоимости таможенные органы вынуждены прибегать к использованию средней рыночной цены на соответствующий товар. В условиях, когда ввозом специфических товаров занимается достаточно ограниченное количество участников ВЭД, возможно возникновение сговора между поставщиками, что приводит к появлению недостоверных сведений у таможенных органов относительно средней таможенной стоимости. Для цели проверки заявленной величины таможенной стоимости таможенный орган имеет право направить участника ВЭД в Торгово-промышленную палату (ТПП) для цели проведения оценочной экспертизы. При этом полученные результаты экспертизы ТПП не могут быть проверены таможенным органом на предмет объективности, что способствует возникновению сомнения.
В рамках контроля таможенной стоимости товаров, выпущенных под заявленный таможенный режим, таможенный орган для цели получения ценовой информации от производителей, расположенных в КНР, осуществляет ее запрос через представительство ТПП РФ, находящееся на территории иностранного государства. При этом таможенный орган сталкивается со сложностями в длительности ответов на данные запросы, что обусловливается следующим: а) таможня имеет право осуществлять запрос данной информации исключительно через РТУ; б) отсутствие единого стандарта запроса данной информации порождает сложности перевода на китайский язык, что также не способствует ускорению получения данной информации; в) отсутствием четкой регламентации срока представления данной информации китайской компанией ТПП России.