Определение страны происхождения товаров в торговле со странами СНГ: условия и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

При совершении внешнеторговых операций важной характеристикой экспортируемых или импортируемых товаров является страна их происхождения. При документальном подтверждении страны происхождения того или иного товара государство часто предоставляет организациям льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные преференции). От страны происхождения товаров часто зависят и нетарифные меры регулирования их ввоза и вывоза.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Общие принципы определения страны происхождения товаров……………5

1.1. Основные принципы, приемлемые при определении страны происхождения ……………………………………………………………. 5

1.2. Критерий достаточной переработки (обработки) – один из принципов определения страны происхождения ……………………………………6

2 Порядок подтверждения страны происхождения товаров…………...….9

2.1. Документы, подтверждающие страну происхождения товаров………9

2.2. Декларация о происхождении товара…………………………………10

2.3. Сертификат происхождения товара и его виды………………………11

2.4. Порядок подтверждения страны происхождения товаров…………..16

3 Применение и пути совершенствования определения страны происхождения товаров……………………………………………………..18

Заключение........................................................................................................22

Список использованных источников…………………………………………..24

Приложение 1…………………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств в целях развития внешнеэкономической деятельности государств - участников Содружества Независимых Государств решил: утвердить Правила определения страны происхождения товаров. Эти правила постоянно совершенствуются и в них вносятся изменения.

Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран. В новом законодательстве изменился перечень стран, которым предоставляются преференции с целью защиты экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.[11]

В связи  с недавними изменениями в таможенном законодательстве Республики Беларусь, а именно, подписание пакета документов о вступлении с 1 января 2010 в таможенный союз с Российской Федерацией и Республикой Казахстан, изменились условия предоставления тарифных преференций, зависимые от страны происхождения.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

В торговых отношениях Республики Беларусь с государствами-участниками СНГ применяется режим свободной торговли. Так, согласно статье 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 308-З «О ратификации Соглашения о создании зоны свободной торговли») договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, имеющие эквивалентное действие на ввоз и/или вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для других договаривающихся сторон. Сторонами данного соглашения являются государства-участники СНГ.

Условия применения режима свободной торговли определены пунктом 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. №125-З «О ратификации Решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров»). Они предполагают следующее:

во-первых, товар должен соответствовать критериям происхождения с территории государства-участника соглашения о создании зоны свободной торговли;

во-вторых, он должен экспортироваться на основании договора между резидентом одного из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли и резидентом другого государства-участника данного соглашения, и ввозится с таможенной территории одного государства-участника на подобную территорию другого.

Режим свободной торговли представляет собой одну из наиболее тесных форм международной экономической интеграции. Закрепление этого режима осуществляется на договорной основе между государствами, имеющими весьма высокий уровень торгово-экономических и политических связей.

Режим свободной торговли предусматривает отмену тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. Возможно установление изъятий из режима свободной торговли по особо чувствительным товарам.

Республика Беларусь в 1992 году начала процесс заключения соглашений о свободной торговле со своими торговыми партнерами. В настоящее время действуют двусторонние межправительственные соглашения о свободной торговле с Азербайджаном, Арменией, Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном, Молдовой, Россией.

Республика Беларусь также является участником Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (с изменениями от 02.04.1999), подписанного в рамках СНГ.

После формирования Таможенного союза «тройки» многие государства выразили заинтересованность в установлении с Таможенным союзом преференциального режима – режима свободной торговли. В связи с этим потребуется пересмотреть процесс определения страны происхождения товаров.

С развитием межгосударственных связей усиливаются значение и роль таможенно-тарифной политики как одного из основных регуляторов внешнеэкономической деятельности. В условиях развития интеграционных процессов, особенно в области экономики, необходима более глубокая гармонизация организационно-экономического механизма таможенно-тарифного регулирования.

Существенным инструментом регулирования внешней торговли является определение страны происхождения товара. Он используется не только для установления применяемых тарифных ставок, а также помогает определить, попадает ли товар под обложение специальными пошлинами, такими, как антидемпинговые, или под другие товарные ограничения. Определение страны происхождения товара в Беларуси регулируется законом «О таможенном тарифе». Указанные в настоящем законе принципы основываются на существующей международной практике. Страной происхождения товара считается та, в которой он был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными настоящим законом.

Тем не менее применение данного инструмента в нашей стране еще не достаточно отлажено. Часто наблюдается нарушение правил использования льгот, в первую очередь путем декларирования ложного происхождения товара. Для пресечения этого необходимо укрепление сотрудничества таможенных органов в сфере информации и гармонизации действий. Для Республики Беларусь, опыт которой в данной области сравнительно небольшой, создание действенного механизма таможенного взаимодействия приобретает большое значение.

Осуществление такого сотрудничества имеет большое значение не только на уровне Таможенного союза, но и на международном. Республикой Беларусь заключено около 100 международных договоров в области таможенных отношений.

В современных условиях не в полной мере реализована протекционистская роль таможенных платежей, направленная на защиту отечественного рынка и повышение экспортного потенциала, что требует принятие дополнительных мер таможенно-тарифного регулирования, предусмотренных законодательством. Однако непременным условием для использования таких дополнительных мер должно быть хорошее качество производимых белорусских товаров.

Совершенствование процесса по определению страны происхождения происходя каждый год. Это просто необходимо. Из последнего  в декабре текущего года Нижняя палата белорусского парламента ратифицировала соглашение о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ.

Указанные правила концептуально не меняют подходы к определению страны происхождения товаров по сравнению с правилами от 30 ноября 2008 года, однако позволяют значительно упорядочить деятельность таможенных служб и торгово-промышленных палат и организаций, уполномоченных выдавать сертификаты формы СТ-1.

Предусматривается, в частности, возможность использования в пределах 5% иностранного сырья, имеющего товарную позицию одинаковую с конечным товаром (на уровне 4 знаков).

Допускается возможность вместо оформления дополнительного листа сертификата формы СТ-1 использовать счет-фактуру в случае перемещения товаров по значительному списку наименований, а также применять режим свободной торговли, когда товары при перевозке покидают территорию СНГ, при этом остаются под таможенным контролем, например, это касается перевозки самолетом - маршрут следования часто проходит через страны ЕС.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы: в последнее время определение страны происхождения товара приобрело особое практическое значение в связи с развитием экономических интеграционных процессов, созданием многочисленных зон беспошлинной торговли, распространением преференциальных соглашений и т.д. 

Особое место института страны происхождения товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем обстоятельством, что при осуществлении таможенно-тарифного регулирования именно страна происхождения товара оказывает определяющее влияние на выбор ставки, по которой должна рассчитываться ввозная таможенная пошлина. 

В настоящее время в мировой торговле широкое распространение получила практика предоставления разного рода преференций, преимуществ, связанных с происхождением товаров.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза товара с ее территории.

В зависимости от страны их происхождения товары могут облагаться льготными таможенными пошлинами или совсем освобождаться от их уплаты.

Именно поэтому для отечественных участников внешнеэкономической деятельности большой интерес представляет, как и в соответствии с какими принципами по белорусскому законодательству  определяется страна происхождения товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, а также порядок применения соответствующих ставок импортного таможенного тарифа Республики Беларусь.

Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г. являются примером того, когда под страной происхождения товара может пониматься группа стран. Названные Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ и обращающихся в торговле между этими государствами (порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию государств-участников СНГ из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальным законодательством государств-участников СНГ).

В целях повышения эффективности работы таможенных органов по определению страны происхождения товаров было бы целесообразным определение на уровне Правительства Республики Беларусь критериев происхождения для отдельных видов товаров в виде перечня технологических операций, осуществление которых позволит признать или наоборот не признать товар происходящим из той страны, в которой они были произведены. Именно такой подход в определении критериев происхождения наиболее понятен и прозрачен как для таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.   Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007г. № 204-З.

2.   Статьи 25-33 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993г. №2151 - XII «О таможенном тарифе».

3.   Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000г. «О правилах определения страны происхождения товаров».

4.   Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2007г. № 1306 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров».

5.   Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2002г. № 1743 «Об определении страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь».

6.   Приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 марта 2007г. «О порядке подтверждения таможенным органом страны происхождения отдельных товаров».

7.   Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 марта 2003г. № 24 «О разъяснении порядка определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь».

8.   Соглашение по правилам происхождения от 20 сентября 1986г.

9.   Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 г.

10.    Курс таможенного права Республики Беларусь. Игнатюк А.З: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. И.И. Басецкого. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2002.

11.    Сиротский, А. Н. Актуальные вопросы сотрудничества стран — участниц СНГ в сфере таможенного дела / А. Н. Сиротский // Журнал международного права и международных отношений. — 2006. — № 1. — С. 75—76.

12.        Авдокушин Е.Ф.  Международные экономические отношения: Учебник.-М.:Юристъ,2001.-368 с.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец сертификата о происхождении товара формы СТ-1 на русском языке

1. Отправитель/экспортер

(наименование и почтовый адрес)

4. № ………………………………………………

 

                                                   9117970

 

СЕРТИФИКАТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА

форма СТ-1

 

 

 

Выдан в…………………………………….................

                                      (наименование страны)

 

 

Для представления в…………………………………

                                          (наименование страны)

 

2.Получатель/импортер

(наименование и почтовый адрес)

3.Средства транспорта и маршрут следования

(насколько это известно)

5. Для служебных отметок

6. №

7. Количество мест и вид упаковки

8.Описание товара

9. Критерии происхождения

10.Вес брутто/нетто (кг)

11.Номер и дата счета-фактуры

12.Удостоверение

Настоящим удостоверяется, что декларация         заявителя соответствует действительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…………………………………………………………..

         Подпись                      Дата                          Печать

13. Декларация заявителя

Нижеподписавшийся заявляет, что      вышеприведенные сведения соответствуют действительности, что все товары полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в

 

…………………………………………………………..

                                       (наименование страны)

и что все они отвечают требованиям происхождения,  установленным в отношении таких товаров

 

 

…………………………………………………………..

Подпись                      Дата                          Печать

Информация о работе Определение страны происхождения товаров в торговле со странами СНГ: условия и пути совершенствования